Преподобный Игнатий Ломский жил в XVI веке. Стремясь к равноангельскому монашескому жительству, он оставил мир и удалился в Спасо-Прилуцкий монастырь в г.Вологде. Пройдя послушнический искус, боголюбец принял иноческий постриг в Кирилло-Белозерском монастыре.
В поисках безмолвия, он удалился из многолюдной обители преподобного Кирилла и поселился в окрестности бывшего города Ломска (или Лома). Постепенно молва о святом отшельнике распространилась по округе и к нему стала приходить братия, желавшая спасать свои души под руководством богомудрого наставника.
Здесь подвижник основал Спасскую пустынь. Ища более уединенного жития, преподобный через некоторое время вверил пустынь своим ученикам, а сам удалился в Вадожскую волость, на берега реки Даровицы, и стал здесь жить отшельником. Место это было глухое, лесистое, и поселения людские отстояли отсюда верст на пять-шесть. Сообщения с ними шли по едва заметной тропинке, вьющейся по берегу речки Даровицы. Преподобный Игнатий плёл берестяные лапти и потом оставлял их на этой лесной тропинке. Путники, нуждавшиеся в них, поднимали те лапти, оставляя взамен их хлеб. Этим хлебом и питался подвижник, уделяя часть подаяний другому иноку, именем Исаакий (по некоторым источникам — Иоакиму), по благословению старца подвизавшемуся верстах в трех от преподобного. Пустынники иногда приходили друг ко другу для бесед о пользе душевной.
Слух о высокой подвижнической жизни отшельника Игнатия мало-помалу распространился, и к нему стали приходить ревнители иночества. Для них преподобный поставил здесь храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, при котором была основана пустынь во имя Пресвятой Богородицы.
Проведя жизнь в трудах и молитвах, старец мирно почил 28 декабря по старому стилю (10 января по новому стилю) 1591 года. С псалмопениями иноки погребли тело подвижника в основанной им Богородичной пустыни. Возле могилы преподобного Игнатия были положены вериги, которыми подвижник смирял свою плоть.
В XVIII веке пустынь была упразднена, осталась только церковь Спаса на Лому, в которой покоились мощи угодника Божия Игнатия, прославившиеся чудотворениями. Как говорится в житии святого, «от святых его мощей многие чудеса были, яко от источника непрестанно текущего: слепые прозревали, глухие слышали, немые говорили, бесноватые очищались, иные же каким недугом одержимы бывали, только с верой приходили и здравие получали – одни от гроба его святого, а другие в дома свои отходили и исцелялись».
Приведём некоторые из чудесных случаев оказания помощи преподобным Игнатием.
«Из-за Устюжны Железной, веси называемой Дьякова некий крестьянин именем Савин Минин с Христова дня впал в тяжкую болезнь. У него опухли ноги до колен, и до дня святых мучеников Космы и Дамиана не мог ступить на них. И обещание дал, что побывает в пустыни на Лому у Спаса и у преподобного Игнатия чудотворца на гробу помолиться. И по обещанию Савинову с того времени прекратилась болезнь, стал здрав. И пришел в пустынь по обету своему и поведал чудо, что совершил Бог молитвами преподобного Игнатия Чудотворца и поведал священноиноку Феодосию и всей братии января в 12 день».
«Веси называемой Сагожи жена некая именем Ксения была одержима глазной болезнью, многие годы не видела света, живя у господина своего Семена Языкова в дому. Господин кормил и поил ее Бога ради. И слышала Ксения от окрестных весей, дальних и ближних, от многих людей о чудесах преподобного отца Игнатия Сарского чудотворца. Что многие люди от дальних стран и весей различными недугами одержимы бывшие от гроба святого здравие принимали и с радостью великой в дома свои отходили. И молила господина своего, чтобы отпустил ее помолиться Всемилостивому Спасу и Пречистой Богородице и гробу преподобного отца Игнатия приложиться. И господин повелел отвести Ксению ко Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Находясь в пустыне у гроба преподобного Игнатия, во время молебного пения начала она плакать, припав к чудотворцеву гробу, прося милости о своей глазной болезни. И о чудо! Тотчас внезапно прозрела и увидела свет и раку преподобного Игнатия во время молебного пения. И, полностью исцеленная, пошла в дом господина своего, радуясь и славя Всемилостивого Спаса и Пречистую Богородицу и преподобного отца Игнатия».
«Некие веси деревни Маслова крестьянин Емельян Михайлов впал в тяжкую болезнь. Не владел ни руками, ни ногами, ни наклониться не мог, ни сесть, только лежал. И в недоумении был о таковой случившейся ему скорби внезапной. И был он в этой болезни месяца два, и пришло ему на ум, что многие, приходящие к преподобному отцу Игнатию Сарскому чудотворцу, исцеление получают. И он начал молиться и милости просить у преподобного Игнатия, и легче ему стало. И тогда дал он обет поехать на гроб святого, и еще большее облегчение получил, и понемногу исцелился».
Так милосердный Господь дивно прославил угодника Своего. И по сей день различные чудеса подаются всем с верою призывающим святого и просящим его о помощи и заступлении.
Почитание памяти преподобного началось издавна, может быть, вскоре после его кончины. На напрестольном Евангелии, пожертвованном в 1658 году в обитель, читается надпись, в которой преподобный Игнатий называется «великим чудотворцем». В 1659 году царь Алексий Михайлович пожертвовал в бедный Ломовский монастырь несколько земли с разных угодий и в грамоте своей называл его основателя «преподобным отцом и чудотворцем». В храме Спаса на Лому хранятся до сих пор восемь древних икон с изображениями прп. Игнатия, свидетельствующих также о давнем почитании его. Память прп. Игнатия чтится местно. От святых мощей его неоднократно истекали чудеса с верою призывающим его.
Канонизация. Почитание. На начало XIX века преподобный Игнатий уже числился почитаемым канонизированным святым. В 1836 году его имя упоминается в «Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви«. В 1903 году его имя вошло в «Верный месяцеслов всех русских святых«, изданный по благословению Святейшего Синода как официальный перечень тех угодников Божиих, кто почитается в Русской Церкви как святые. Святые, включенные в его состав почитались молебнами и Литургиями на конец XIX века.
В сер. 80-х гг. XX в. его имя было включено в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав которого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 372). Впоследствии имя преподобного Игнатия Ломского вошло в Собор Ростово-Ярославских святых.
Использованные материалы
1. Преподобный Игнатий Ломский / Сайт Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии// https://kanonizacia.cerkov.ru/prepodobnyj-ignatij-lomskij/
2. Романова А.А. «Игнатий»/ сайт «Православная энциклопедия»//http://www.pravenc.ru/text/293411.html
3. Сергей Иванович Смирнов, профессор «Жития святых»//https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov/zhitija-russkih-svjatyh/90