Преподобный Евфимий Печерский

Иеросхимонах, подвизался в XIV веке в Киево-Печерском монастыре. Он наложил на себя обет безмолвия, открывая уста только для богослужения и молитвы. Также никакой пищи, приготовляемой на огне, святой не вкушал, а довольствовался травами.

После многих трудов и подвигов мирно скончался и был погребен в Дальней, Феодосиевой пещере Киево-Печерского монастыря.

Время и обстоятельства жизни преподобного Евфимия неизвестны. Литература XIX века без каких-либо оснований датирует его жизнь XIII—XIV веками. О мощах Евфимия, находящихся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры впервые сообщает «Тератургим» соборного монаха Афанасия Кальнофойского (1638 год). Он пишет, что на мощах преподобного был крест, «которым приходящие к нему люди благословляются, а некоторые исцеляются». Со второй половины XIX века упоминания об этом кресте отсутствуют. На картах Дальних пещер XVII—XVIII веков в надписях, поясняющих расположения мощей святых, Евфимий называется «иеросхимонах» или «схимник». Согласно биохимическому обследованию мощей Евфимия установлено, что он скончался в возрасте 30-40 лет.

Местное почитание Евфимия началось в конце XVII века когда печерский архимандрит Варлаам (Ясинский) (будущий митрополит Киевский) установил празднование Собора преподобных отцов Дальних пещер. О Евстафии упоминается в 3-м тропаре 8-й песни канона Киево-Печеским святым Дальних пещер (конец XVII века). Общецерковное почитание началось после разрешения Святейшего Синода во второй половине XVIII века включать в общецерковные месяцесловы имена ряда киевских святых. Тропарь и кондак преподобному Евфимию были написаны в XIX веке. Кондак сообщает о нём:«Яко приял еси схиму, был выну тих, молчалив, преподобне, никогда же бо ни с ким, разве молитв ко Господу, ничтоже глаголал еси и пищи, разве зелия сурова, никоеяже вкушал еси; тем обрет днесь пищу неиждивущую на небеси, Евфимие, моли и нам тояжде причаститися».

День памяти 20 января был установлен во второй половине XIX века и связан с празднованием в этот день памяти Евфимия Великого.

Строгоновский иконописный подлинник конца XVIII века даёт следующие указания по написанию облика преподобного Евфимия:

Сед, брада Власиева, схима на главе, ризы преподобническия, испод бакан, правая рука к сердцу, левая молебна, длань простерта.

Единственным единоличным образом преподобного является икона, находящаяся у его раки. Она написана в мастерской лавры 1840-е годы иеромонахом Иринархом с учениками. Евфимий изображён вполоборота вправо в чёрном монашеском одеянии и в куколе, борода средней величины, раздвоенная с проседью, правая рука помещена на уровне груди, левая опущена и в ней находятся чётки.

На гравюрах с изображением Собора Киево-Печерских святых (известно более 15 вариантов) Евфимия помещают в группе преподобных Дальных пещер, стоящих за Феодосием Печерским. Евфимий изображает крайним справа в 3 или 5 ряду, его оглавное изображение лишено каких-либо индивидуальных особенностей.

Известны изображения Евфимия на ряде икон собора преподобных отцов Киево-Печерских в Дальних пещерах почивающих:
— икона первой половины XIX века (предположительно мастерская Киево-Печерской лавры, находится в собрании ЦМиАР);
— иконе второй половины XIX века (частное собрание);
— икона «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» (1890 год, мастерская Киево-Печерской лавры, находится у одного из входов в Дальние пещеры).

Использованные материалы
1. Лопухина Е.В., Черномаз И.Б. Евфимий, схимник // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. 17. — С. 381—382.
2. Преподобный Евфимий Печерский/ Сайт «Азбука веры»
https://azbyka.ru/days/sv-evfimij-pecherskij

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?