В миру Кононов Василий Васильевич, родился 4 января 1868 года или в 1869 году в деревне Евсевиевской Шенкурского уезда Архангельской губернии в благочестивой семье крестьян-поморов Василия Егоровича и Пелагии Ильиничны Кононовых. Получил домашнее образование. Не раз посещал с родителями Соловецкий монастырь.
В 1893 году поступил трудником в Соловецкий монастырь, а в 1897 году был принят в него послушником.
В монастыре руководил хлебопекарней и заведовал расходной монастырской лавкой. За это время он окончил шесть классов Соловецкого братского училища; показав большую склонность к иноческой жизни, он оказался благонравным и послушным, имеющим большие задатки к внутреннему самоуглублению.
12 июня 1903 года пострижен в монашество настоятелем Соловецкого монастыря архимандритом Иоанникием (Юсовым) с наречением имени в честь священномученика Вениамина Синайского.
28 августа 1905 года был рукоположен во иеродиакона, а 15 июля 1908 года — во иеромонаха; он исполнял послушания при мощах преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и законоучителя братского училища. Характеризуется священноначалием как «примерный инок во всех отношениях, отличных нравственных качеств».
Духовный авторитет о.Вениамина среди Соловецких насельников был очень высок. В январе 1910 года, после смерти духовника монастыря, престарелого иеромонаха Дамаскина (+ 1909), иеромонах Вениамин был избран на общем собрании старшей братии духовником обители (60 голосов из 80). 22 февраля 1910 года он был официально назначен духовником Соловецкого монастыря.
30 октября 1912 года был назначен настоятелем Антониева Сийского монастыря и 23 декабря того же года возведен в сан архимандрита.
В 1913 году в Соловецком монастыре началась смута: некоторые из братии, недовольные распоряжениями архимандрита Иоанникия (Юсова), выступили против настоятеля, стали писать на него начальству различные доносы; эта смута продолжалась четыре года и закончилась решением Святейшего Синода от 4 августа 1917 года уволить архимандрита Иоанникия на покой. Прочитав об этом решении Синода в газете, 67-летний архимандрит Иоанникий перекрестился и сказал: «Слава Богу за все. Мне своих дел не стыдно». Монастырь таким образом оказался без руководства.
Выборы настоятеля были назначены на 4 сентября 1917 года. Архимандрит Иоанникий отказался от права на переизбрание. Выборы нового настоятеля, которые производились тайным голосованием — путем подачи записок; в них участвовало 170 монахов и 77 указных послушников; «из поданных 247 записок подавляющее большинство (238) оказались за отца архимандрита Вениамина, настоятеля Сийского монастыря, бывшего духовника Соловецкой обители».
28 сентября 1917 года Святейший Синод назначил архимандрита Вениамина настоятелем Соловецкого монастыря.
Новый настоятель считал, что братия была несправедлива к архим. Иоанникию, и в несчастьях, случившихся в монастыре (напр., пожар, в котором погибли некоторые постройки), видел наказание за бунт против настоятеля. В. удалось на время восстановить порядок в обители, часть смутьянов покинула монастырь, остальные внешне смирились. «Отныне никаких обвинений против отца Иоанникия я принимать не буду», – твердо заявил новый настоятель.
В начале 1918 года большевики издали декрет об отделении Церкви от государства, Церковь лишалась прав юридического лица, а все ее имущество государством реквизировалось. Братия обители приняла меры к сохранению наиболее чтимых святынь, а также тех ценностей из ризницы, которые имели богослужебное употребление. По указанию архимандрита Вениамина эти ценности были скрыты в стене и под папертью Спасо-Преображенского собора, а также над алтарем Никольской церкви. Тайные хранилища для продовольственных запасов начали строиться рядом с Амбарным озером и озерными каналами. Ближайшим помощником настоятеля в этих работах стал иеромонах Никифор (Кучин).
21 февраля 1920 года Красная армия вошла в Архангельск, а 29 апреля на Соловки прибыла Особая комиссия Губревкома, и с островов стали вывозиться запасы продовольствия. Чтобы отстоять монастырь от разграбления и сохранить хоть что-то из продовольствия, архимандрит Вениамин 20 июня 1920 года обратился с жалобой в Кемский продовольственный комитет:
«Всепокорнейше прошу Кемский уездный продовольственный комитет обратить внимание на Соловецкую обитель и не дать братству погибнуть зимою с голоду, потому что, если недостанет хлеба хотя бы на пятнадцать дней, – все мы должны будем помереть с голоду на диком, суровом морском острове. Монастырю необходимо иметь годовой запас продовольствия, а вследствие сего долгом считаю просить комитет оставить в монастыре ту годовую норму, которая полагается на братию монастыря в количестве 430 человек…»
Власти проигнорировали просьбу монахов, и под руководством Губревкома продолжилось разграбление монастыря. Многие церковные ценности были найдены по указанию самих монахов, ранее бунтовавших против архимандрита Иоанникия.
12 августа 1920 года из Соловков была отправлена в Архангельский губисполком телеграмма, в которой сообщалось, что сотрудниками ЧК, благодаря указаниям некоторых монахов, были найдены замурованные церковные изделия. В ответ было получено распоряжение: «Серебро заарестовать, произвести расследование и выяснить виновных в сокрытии».
С этого времени в Соловецкой обители началась новая смута, но уже против архимандрита Вениамина. Затаивший обиду на настоятеля иеродиакон Вячеслав от имени небольшой группы поддержавших смуту монахов направил заявление к одному из новых руководителей Соловецких островов:
«Мы, видя Ваше снисхождение, сознавая свои вины и опасаясь за будущее, осмеливаемся обратиться к Вам, а в лице Вашем и ко всей Советской власти, с нижайшей просьбой: …оставить наше общество жить на тех началах, какие были начертаны нашими представителями и основателями: Василием Великим, Феодором Студитом, а русскими – Антонием, Феодосием Киевскими и последующими до наших основателей: Зосимы и Савватия и Филиппа, борца за угнетенных. Эти лица и подобные им… не имели в виду никаких политических целей, ни захвата власти и земли, но единственная их цель – возвышение бессмертного человеческого духа над тварностью, а потому они к власти относились безразлично, добросовестно, без лести и лицемерия и неукоризненно. Начала эти выражались одним словом – “общежитие”… Благодаря перевороту в России, нам удалось отстранить от власти тирана Иоанникия. Но, к сожалению, в выборе нового настоятеля мы ошиблись, как видите: он уже скоро три года управляет, а ничего на пользу общества не сделал… Посему верится, что Ваша Советская власть действует по Промыслу Божественному. И если Вы найдете возможным хотя бы маленькое провести расследование, то мы можем дать Вам те черновики, которые писали в разное время о фактах преступлений… В сокрытии монастырских продуктов просим также не обвинять всю братию, тщательно узнать, кто виновные, и наказать по закону преступления. Конечно, главные виновники – настоятель, соборные (старцы) и содержатели разных частей (хозяйства монастыря)…»
К осени 1920 года на Соловецком архипелаге разместилось множество советских организаций, которые занимались большей частью вывозом монастырского имущества, начал действовать уже и концлагерь.
Осенью 1920 года архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор (Кучин) были арестованы по обвинению в «сокрытии монастырских ценностей и хранении оружия, способствовании побегу заключенных Онегина и Гандлера с Соловков». 14 сентября того же года они были приговорены к пяти годам принудительных работ и были отправлены на лесозаготовки в Холмогоры.
30 октября 1921 года постановлением коллегии Архангельской губернской ЧК в связи с амнистией, посвященной 4-й годовщине Октябрьской революции, срок наказания сокращен до трех лет и принято решение о досрочном освобождении.
Летом 1922 года о.Вениамин и о.Никифор переехали на Соловецкое подворье в г. Архангельске, а после закрытия подворья жили на частной квартире. Стремясь к уединению, летом 1926 года иноки с разрешения властей переехали в с. Часовенское Архангельской губ. Вскоре они соорудили себе небольшую келью в глухом лесу на берегу Волкозера, в 40 км от дер. Коровкинской. Келья представляла собой избушку площадью около 20 кв.м, с каменной печью посередине. Стояла она на высоком холме у Волкозера, рядом находился небольшой огород и ледник. Питались овощами со своего огорода и рыбой, которую ловили в Волкозере. Два раза в год их навещал бывший послушник Соловецкого монастыря Степан Антонов, привозивший пустынникам необходимые вещи из Архангельска. Изредка их навещали бывшие насельники Соловецкого монастыря, жившие неподалеку в лесных избушках-кельях, да местные православные крестьяне-охотники, которые относились к монахам с большим почтением.
Вечером 17 апреля 1928 года, во вторник Светлой седмицы, иноки были убиты в своей келье местными жителями Ярыгиным и Ивановым. Монахи совершали в своей келье праздничное богослужение. Грабители долго выжидали, когда в избе погаснет свет. Когда, наконец, стало темно, Иванов подошел к избе и открыл стрельбу по окнам. Хорошо изучив внутреннее расположение комнаты, Иванов стрелял туда, где стояли кровати, он выпустил 4 патрона подряд. Раздались стоны и наступила тишина. Однако войти внутрь бандиты не посмели, их охватил непонятный ужас. Пробравшись в сени, они влезли на чердак, где хранились припасы, верхняя одежда, обувь. Забрав все это, грабители подперли дверь колом, облили избу керосином, найденным на чердаке, и подожгли. Они услышали, как изнутри раздались крики, мученики еще были живы.
9 июня 1928 года Степан Антонов, как обещал, приехал навестить пустынников, но обнаружил лишь сгоревшую келью и два обгоревших скелета.
Ярыгин и Иванов вскоре были арестованы. На суде Иванов, являвшийся комсомольцем, пытался оправдать злодеяние «контрреволюционностью» монахов. Суд приговорил Иванова и Ярыгина к 10 и 8 годам заключения.
Преподобномученики Вениамин и Никифор были прославлены в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
В 2018 году его имя было внесено в список Собора святых Архангельской митрополии.
Использованные материалы
1. БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ…c**
2. Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Апрель». Тверь. 2006. С. 9-19
http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe…361
3. Игумен Дамаскин (Орловский). «Вениамин (Кононов)» // Православная энциклопедия, т. 7, с. 624-625: http://www.pravenc.ru/text/150271.html