Преподобномученик Таврион (Толоконцев)

Преподобномученик Таврион родился 5 августа 1871 года в Никольском уезде Вологодской губернии в семье крестьян Григория Максимовича и Ольги Павловны Толоконцевых и в кре- щении наречен был Матфеем. 26 августа 1908 года он поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь и 26 июня 1912 года был зачислен в него послушником. 23 декабря 1920 года на Валаамском подворье в Москве послушник Матфей был пострижен в монашество и наречен Таврионом.
После закрытия в 1925 году подворья он обосновался при церкви в честь Ржевской иконы Божией Матери, исполняя послушание певчего. Несколько монахов Валаамского монастыря сняли квартиру недалеко от этого храма и образовали монашескую общину с общим уставом, трапезой и послушаниями. Все они служили в Ржевской церкви священниками и певчими, и весь доход сдавался избранному общиной казначею, который выдавал в месяц по пять рублей на личные нужды. Казначей общины хранил и часть средств Валаамского монастыря.
7 октября 1930 года в квартире, где жили монахи, был произведен обыск, изъяты все монастырские средства, а братия, и среди них монах Таврион, арестована и заключена в Бутырскую тюрьму. В ОГПУ монаху Тавриону предложили ответить на некоторые вопросы, в частности, лишен ли он избирательных прав и если был лишен, то когда, и если восстановлен, то когда. Монах Таврион ответил, что гражданских прав он лишен, но когда был лишен, не помнит, и не восстановлен в них, поскольку не ходатайствовал о восстановлении.
Со­труд­ник ОГПУ, учи­ты­вая, ве­ро­ят­но, что мо­нах Та­ври­он из кре­стьян и не име­ет свя­щен­но­го сана, спро­сил его, чем он со­би­ра­ет­ся за­ни­мать­ся даль­ше. «По­ка су­ще­ству­ет Цер­ковь – бу­ду служить ей», – от­ве­тил тот.
16 ок­тяб­ря сле­до­ва­тель вы­звал его на до­прос. От­ве­чая на его во­про­сы, мо­нах Та­ври­он ска­зал: «При Ржев­ской церк­ви я жи­ву в об­щи­не мо­на­хов, в церк­ви я слу­жу пев­чим… Все свя­щен­ни­ки, диа­ко­ны, пев­чие, сто­ро­жа, убор­щи­ки и во­об­ще весь ру­ко­во­дя­щий и об­слу­жи­ва­ю­щий со­став церк­ви со­сто­ит из нас, мо­на­хов… Я и все мо­на­хи на­шей об­щи­ны ча­сто меж­ду со­бой го­во­ри­ли, что при со­вет­ской вла­сти пло­хо жить слу­жи­те­лям куль­та, мы все ли­ше­ны пай­ка… хле­ба и дру­гих про­дук­тов, ко­то­рые да­ют­ся по книж­кам, что ду­хо­вен­ство без вся­кой ви­ны аре­сто­вы­ва­ют, вы­сы­ла­ют и да­же рас­стре­ли­ва­ют. Но мы счи­та­ем, что власть эту Гос­подь по­слал лю­дям за гре­хи… апо­сто­лом Пав­лом ска­за­но, что вся­кая власть от Бо­га, на­до мо­лить­ся, и Бог даст, что власть улуч­шит­ся и со­вет­ская власть бу­дет от­но­сить­ся луч­ше к слу­жи­те­лям куль­та».
13 но­яб­ря 1930 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и сле­до­ва­тель в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии на­пи­сал: «По лик­ви­да­ции в 1925 го­ду мос­ков­ско­го по­дво­рья Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря, груп­па мо­на­хов во гла­ве с мо­на­хом-эко­но­мом… при­сво­ив се­бе часть иму­ще­ства и цен­но­стей мо­на­сты­ря, ор­га­ни­зо­ва­ли при Ржев­ской церк­ви не­ле­галь­ный мо­на­стырь»; мо­на­хи «рас­пус­ка­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о го­не­нии со сто­ро­ны со­вет­ской вла­сти на ре­ли­гию, о пред­сто­я­щем свер­же­нии со­вет­ской вла­сти, до­ка­зы­вая, что власть эта от ан­ти­хри­ста и что на­до уси­лен­но мо­лить­ся о ско­рей­шем ее па­де­нии».
23 но­яб­ря 1930 го­да Кол­ле­гия ОГПУ при­го­во­ри­ла мо­на­ха Та­ври­о­на к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край, и он был от­прав­лен в Во­ло­год­скую об­ласть. По окон­ча­нии ссыл­ки он остал­ся жить в Во­ло­год­ской об­ла­сти, и в 1937 го­ду ар­хи­епи­скоп Ве­ли­ко-Устюж­ский Пи­ти­рим (Кры­лов) при­гла­сил его при­е­хать в Ве­ли­кий Устюг, и он по­се­лил­ся в сто­рож­ке при хра­ме Иоан­на Пред­те­чи.
Тем вре­ме­нем хра­мы один за дру­гим за­кры­ва­лись, свя­щен­ни­ки аре­сто­вы­ва­лись; бы­ва­ло, что храм и не был офи­ци­аль­но вла­стя­ми за­крыт, но уже не бы­ло свя­щен­ни­ка и, со­от­вет­ствен­но, не бы­ло и бо­го­слу­же­ния. Жив­шие ря­дом с од­ним из та­ких хра­мов мо­на­хи­ни ста­ли упра­ши­вать мо­на­ха Та­ври­о­на, что­бы он по­хло­по­тал за их храм и сам по­шел бы в этот храм свя­щен­ни­ком. Он со­гла­сил­ся и по­ехал хло­по­тать об этом в Моск­ву и в Ар­хан­гельск, так как в Ве­ли­ком Устю­ге ар­хи­ерея уже не бы­ло. В Москве он встре­тил­ся с мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем (Стра­го­род­ским). Все его хло­по­ты окон­чи­лись, од­на­ко, ни­чем, и он воз­вра­тил­ся в Ве­ли­кий Устюг. В это вре­мя ста­ли аре­сто­вы­вать всех еще оста­вав­ших­ся на сво­бо­де свя­щен­ни­ков и мо­на­хов и наи­бо­лее ак­тив­ных ми­рян. 3 де­каб­ря 1937 го­да мо­нах Та­ври­он был аре­сто­ван и в тот же день до­про­шен.
– Вы аре­сто­ва­ны за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Дай­те по­ка­за­ния об этом! – по­тре­бо­вал от не­го сле­до­ва­тель.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не вел, по­это­му по­ка­за­ний дать не мо­гу. Осе­нью 1937 го­да я ез­дил в Моск­ву и в Ар­хан­гельск хло­по­тать об от­кры­тии дым­ков­ской церк­ви, ку­да хо­тел по­сту­пить свя­щен­ни­ком, но по­езд­ки ока­за­лись без­ре­зуль­тат­ны­ми.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, и мо­нах Та­ври­он был пре­про­вож­ден в во­ло­год­скую тюрь­му. 10 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. 12 мар­та 1939 го­да он был от­прав­лен в тюрь­му в го­род Гря­зо­вец, а 4 ап­ре­ля то­го же го­да в Но­во­е­зер­скую ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вую ко­ло­нию, рас­по­ла­гав­шу­ю­ся в зда­ни­ях ра­зо­рен­но­го Но­во­е­зер­ско­го мо­на­сты­ря.
Мо­нах Та­ври­он (То­ло­кон­цев) скон­чал­ся в Но­во­е­зер­ской ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ко­ло­нии 7 июня 1939 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.
28 июня 1989 года реабилитирован по 1937 году прокуратурой Вологодской области.
11 февраля 1993 года реабилитирован по 1930 году прокуратурой РСФСР.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Использованные материалы
1. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май».Тверь. 2007. С. 238-241
2. БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.:
http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nm/?HYZ9…tmY

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?