Церковь Воздвижения Креста Господня старообрядцев Федосеевского Старопоморского согласия построена в 1811 году. Есть предположения, что архитектором был В.И. Баженов. Но это только предположение. Документального подтверждения нет. У храма нет алтарной абсиды. Храм в советское время не закрывался.
Инициатором организации Преображенской общины был Илья Алексеевич Ковылин. В 1711 году во время чумы в Москве он получил разрешение у губернатора на создание карантина у Преображенской заставы. На пожертвования, а также благодаря торговым и промышленным предприятиям община активно развивалась. К 1806 году она включала в себя мужскую и женскую обители и была обнесена каменными оградами с башнями.
В 1811 году на женском дворе (богадельного дома) был построен соборный храм Воздвижения Креста Господня. Эта церковь является единственным храмом беспоповцев в Москве по форме напоминающим православный храм, что явилось предметом резкой критики со стороны наиболее ортодоксальной части беспоповцев во время его строительства. В 1866 году мужской двор переселен на женский, где сохранилась старообрядческая община, а на территории бывшего мужского двора был открыт Никольский единоверческий монастырь. В 1920-е годы все федосеевские моленные были закрыты. Многие церковные ценности были перенесены в Крестовоздвиженский храм. Сам храм за всю историю своего существования ни разу не закрывался. Община существовала тихо и незаметно, относясь очень настороженно ко всем посторонним.
В настоящее время Преображенская община возрождается: отремонтированы стены и башни, входные врата; общине возвратили часть зданий богадельного дома, принадлежавших ей ранее. Вход на территорию общины закрыт для посторонних посетителей. Московская Преображенская община является одним из наиболее крупных объединений старообрядцев федосеевского согласия.
Информация частично взята в общине и с сайта: www.pavel-prusskiy.ru/sssorokov42.html
Церковь Воздвижения Креста Господня Преображенской общины — старообрядческий храм Федосеевского старопоморского согласия.
В 1771 г. во время чумы в Москве дворовый человек князей Голицыных И.А. Ковылин получил от губернатора разрешение на устройство за свой счет карантина у Преображенской заставы. После того у Преображенского кладбища стали селиться старообрядцы. На пожертвования и благодаря успешным торговым и промышленным операциям Ковылина община активно развивалась. К 1806 г. она включала в себя женскую и мужскую обители, которые были обнесены каменными оградами с башнями. На Преображенском кладбище и вокруг него Ковылиным были построены дома, магазины, фабрики, молельни. В начале XIX в. прихожан было до 10 тыс. человек, в приютах находилось 1500 человек.
В 1811 г. на женском дворе был построен соборный храм с колокольней (арх. Ф.К. Соколов; возможно автором проекта был В.И. Баженов). Этот храм является, пожалуй, единственным храмом беспоповцев в Москве, по форме напоминающим православный храм, что явилось предметом резкой критики со стороны наиболее ортодоксальной части беспоповцев во время его строительства.
Для ограничения деятельности раскольников по указанию императора Николая I в 1854 г. федосеевская беспоповская Крестовоздвиженская молельня была переосвящена в православную во имя Воздвижения Честного Креста Господня. В храме остались те же древние иконы, что были в молельне. В нижнем этаже в 1855 г. на средства монастыря было открыто мужское начальное народное училище для мальчиков. К церкви примыкает двухэтажное здание, где с 1883 г. находилась знаменитая библиотека древнерусских рукописей и книг, завещанная монастырю А.И. Хлудовым.
В годы советской власти сломали все пять глав церкви, частично разрушили ограду с башнями. В 1960-е гг. внутри храма помещались жилые квартиры, в 1980-е гг. здесь находился трест «Росдорстройматериалы», в 1990 г. — производственное объединение Минавтодора.
Крестовоздвиженская соборная часовня бывшего «женского» двора
В царствование императора Александра I, в 1806 г. на земле, нанятой на продолжительный срок у Удельного ведомства и принадлежавшей крестьянам села Черкизова, трудами И.А. Ковылина и на пожертвования богатых московских прихожан, в частности Грачева, выстроено шесть больших каменных двухэтажных корпусов с отдельной моленной при каждом, со столовыми и кухнями, для помещения в них женщин и девиц. Эти здания были обнесены каменной оградой с четырьмя башнями по углам и названы женской обителью, а прежний двор (который позже был отобран под единоверческий монастырь) назван обителью мужской. Женский двор построен преимущественно на средства купца Грачева, поэтому получил название «Грачевский».
Соборная одноглавая Крестовоздвиженская часовня с колокольней на женском дворе построена в 1811 г., без разрешения правительства. В 1852 г. она запечатана по повелению императора Николая I. В 1868 г. ее разрешено отремонтировать, а в 1869-1870 гг. она вновь распечатана по просьбе старообрядцев, ходатайству московского генерал-губернатора и заведовавшего богадельней чиновника по особым поручениям А.В. Савельева. В 1865 г. на женский двор перебрались оставшиеся «призренники» двора мужского в связи с учреждением по соседству Никольского единоверческого монастыря. Ныне территория частично занята Преображенским рынком, а часть, в которой помещается старообрядческая Преображенская община старопоморского согласия, закрыта для свободного посещения. В отличие от зданий единоверческого монастыря, «женская» обитель сохранилась почти полностью, сохранились все четыре башни (у монастыря – ни одной), небольшой отрезок стены, все каменные корпуса с молитвенными храмами в каждом и главная соборная часовня.
Здание противотуберкулезного диспансера или по-модному «Городского клинико-диагностического центра» – это бывшее здание больницы Преображенской старообрядческой общины, построенное в 1912 г. по проекту архитектора Л.Н. Кекушева в стиле русского модерна. Внутри здания, традиционно для старообрядческих заведений, была устроена моленная.
http://hramy-msk.livejournal.com/74478.html