Пятиглавый храм Воздвижения Креста Господня построен в 1801 году над западными воротами. Теплый, центральная часть всего здания 2-этажная, по краям к нему впритык пристроены одноэтажные флигеля. Храм был освящен святителем Филаретом, митрополитом московским, 19 декабря 1854 года. Церковь была устроена из бывшей федосеевской беспоповской Крестовоздвиженской молельни в связи с открытием в 1866 году на территории мужского отделения беспоповщинского Преображенского богадельного дома монастыря. Именовался Московский Никольский единоверческий монастырь. В храме остались те же древние иконы, что были в молельне. В нижнем этаже располагалось мужское начальное народное училище для мальчиков, открытое в 1855 году на средства монастыря. С 1883 года в примыкающем к церкви двухэтажном здании находилась знаменитая библиотека древнерусских рукописей и книг, завещанная монастырю А.И. Хлудовым.
После закрытия монастыря храм какое-то время был действующим. После декрета об отделения Церкви от государства и школы от церкви, бывшая приходская школа перешла в ведение государственного образовательного комитета и храм был закрыт в середине 1920-х годов. Некоторое время храм использовался как помещение для существовавшей в пристроенном здании школы. В дальнейшем и храм, и пристроенное к нему здание, использовались как общежитие, все пять глав были сломаны. А в 1960-е годы внутри закрытого храма помещались жилые квартиры, ограда была сломана, за исключением небольшого фрагмента с северной стороны храма. В 1980-е годы в здании храма находился трест «Росдорстройматериалы», в 1990 году — одна из организаций «Росдориндустрии» Минавтодора РСФСР.
В середине 1990-х годов здание храма было возвращено Церкви, после реставрации были восстановлены все пять куполов. Но с тех пор помещение храма занимает реставрационно-иконописная мастерская «Александрия».
Первоначально храм построен в 1784 г. как Успенская соборная часовня старообрядческой общины федосеевского толка (арх. Ф.К. Соколов, некоторые источники приводят авторство В.И. Баженова). В 1854 г. старообрядческая община распалась и часть её прихожан приняли единоверие. Успенская часовня была передана новообразованному Никольскому единоверческому приходу. В трапезной части был создан придел в честь свт. Николая Чудотворца. Освящение придел в честь свт. Николая Чудотворца состоялось 16 (3) апреля 1854 г., этот день и является днем рождения Храма свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. После пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 15 (2) июня 1857 г. свт. Филарет, митрополит Московский освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1866 г. храм стал собором учрежденного при нем единоверческого Никольского монастыря. От монастырских построек сохранились: храм Воздвижения Креста Господня (нач. XIX в., арх. Ф.К. Соколов, освящен в 1854 г. из старообрядческой молельни), колокольня (1876-1879 гг., арх. А.М. Горностаев), корпуса келий (1801 г.).
К 1923 году монастырь был закрыт и превращен в дом коммуны завода радио, в 1930-х гг. его стены были сломаны. В первой половине 1920-х годов Советские власти передали храм во владение обновленцам. Но единоверческая община не освободила весь храм и осталась существовать в передней, Успенской части храма. Храм был разделен на две части, так что главная часть храм с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой трапезной части. В отделенной трапезной части, дополнительно к существовавшему с середины XIX века Никольскому (левому) приделу, сооружается новый Успенский (правый) придел.
К 1930-му году единоверческая община в передней, Успенской части храма практически перестала существовать. И в 1930 году в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, единоверческая – Успенская часть храма была передана Советскими властями старообрядцам безпоповского новопоморского толка, занимающим ее и поныне.
Трапезная, Никольская часть храма с двумя приделами принадлежит православному приходу. В интерьере сохранились иконы XV-XVII вв.
Воздвижения Креста Господня в Никольском единоверческом монастыре церковь
В начале XVIII века в этой местности поселились раскольники, называвшие себя «феодосианами» (федосеевцами), по имени дьяка Феодосия Васильева, увлекшего их в раскол. Во время эпидемии чумы, постигшей Москву в 1771 г., раскольники создали монастырь и кладбище. В короткое время здесь был построен большой комплекс зданий – каменные строения монастыря, Успенская соборная часовня, купальня-крестильня на Хапиловском пруду, кладбище. Предводителем общины и основателем Преображенского кладбища был московский купец Илья Алексеевич Ковылин (1731–1809).
После присоединения к единоверию в 1865 г. части раскольников на Преображенском кладбище 16 мая 1866 г. был учрежден Никольский единоверческий монастырь. Старообрядцы были выселены в находившийся рядом так называемый Преображенский богадельный дом. Никольский монастырь стал центром распространения единоверия в России. В нем сохранялась очень богатая библиотека древних рукописей, собранная федосеевцами, и большое количество древних икон бесценной исторической и художественной значимости. Например, созданные преподобным Андреем Рублевым.
Комплекс зданий бывшей старообрядческой общины был построен в начале XIX века архитектором Ф.К. Соколовым. В двухэтажном здании над воротами, на месте старообрядческой моленной (молельни) в 1856 г. освятили теплую пятиглавую церковь Воздвижения Креста Господня. Здание церкви было построено в 1805 г. В храме сохранялись древние иконы, принадлежавшие до этого старообрядцам. Рядом с храмом размещалась «Хлудовская» библиотека монастыря, названная так по имени собирателя и дарителя купца А.И. Хлудова, которой могли пользоваться все желающие. Нижний этаж здания занимало начальное народное училище для мальчиков, открытое в 1855 г.
После Октябрьской революции 1917 г. монастырь был упразднен, монастырская стена частично разрушена, пятиглавие на храме Воздвижения Креста Господня уничтожено, храм разорен. Ныне церковное здание отреставрировано, пятиглавие восстановлено. Внутри находится иконописная мастерская.
http://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_333/page-11-moskva-p_333.html
Львиные ворота служили нарядным въездом на парадный двор Потешного дворца в Кремле. В начале 19 века ворота были разобраны, а их детали послужили украшением портала Преображенского богадельного дома в Москве. В 1930-е годы детали были снова демонтированы и перенесены в Коломенское и теперь часть из них доступна для осмотра в музейной экспозиции (львы находятся в хранилище).
http://a-dedushkin.livejournal.com/131322.html#cutid1
Над воротами при входе из бывшей молельни устроена 5-главая церковь Воздвижения. Смежно с церковию находится замечательная библиотека, завещанная монастырю Алексеем Ивановичем Хлудовым, открытая в 1883 г.; в ней множество харатейных (хартия — летопись) рукописей греческих и славянских, старопечатных книг богослужебных, догматических, поучительных, новой печати богословского и исторического характера. В нижнем этаже — церковно-приходская школа, открытая в 1855 г. на средства монастыря, до этого содержавшаяся на средства Преображенского дома. Келья настоятеля в небольшом каменном флигеле с северной стороны Успенского храма. До открытия монастыря здесь жил смотритель, а ранее помещалась беспоповщинская контора. В ней заседали наставники и главари-попечители, обсуждали и решали все Дела, утверждали и рассылали по всей Руси послания, наставления и т. п. Одним словом, здесь сосредоточивалась некогда главная сила Федосеевской секты. Братские кельи находятся на восточной стороне Успенского храма, в 2-этажном каменном корпусе, где прежде помещались призреваемые.
До монастыря в этом корпусе была молельня. В 1891 г. здесь было заседание 2-го миссионерского противораскольнического съезда. Кроме колокольни и алтарных пристроек все здания построены в XVIII в. И.А. Ковылиным. Иконы в Успенском храме древние, писаны до Никона. Имеются редчайшие образцы писем греческих, строгоновских, новгородских, московских и др. Имеются иконы, писанные Андреем Рублевым, П. Чириным, писанные по заказу царей, принадлежавшие памятным по истории храмам. Со стороны иконописи храм — богатейший в России.
Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 333-339, 342