Никольский единоверческий мужской монастырь открыт по представлению митр. Московского Филарета в 1866 г. на месте старообрядческой мужской обители Федосеевского старопоморского благочестия у Преображенского кладбища. Преображенское кладбище возникло в 1771 г. во время чумы. Одним из главных организаторов его был дворовый человек князей Голицыных Илья Алексеевич Ковылин (1731-1809), перешедший в раскол и записавшийся в московском купечестве. Вместе с другими организаторами он явился к губернатору с просьбой разрешить устроить на свой счет чумной карантин у Преображенской заставы. У Преображенского кладбища стали после того селиться старообрядцы, ставить жилые дома и молельни. Ковылин получил Высочайшее разрешение на устройство Преображенского богаделенного дома. Обитель обнесли каменной оградой с башнями по углам. Здесь находилась Федосеевекая беспоповская контора. В ней производили суд и расправу, избирали и утверждали духовных отцов, рассылая их по стране.
В 1806 г. была построена женская обитель, также обнесенная каменной оградой с башнями по углам, а на старом месте осталась мужская. Для ограничения своеволия раскольников Николай I повелел основать на Преображенском кладбище православную церковь. Потом по воле Александра II все призреваемые на мужском дворе переселены были на женский двор, а мужской двор отдан под Никольский единоверческий монастырь. Этому монастырю впоследствии А.И. Хлудов пожертвовал богатую библиотеку из древлеписаных и старопечатных книг. Библиотека помещается в устроенном для нее теплом помещении.
Автор ансамбля Преображенского кладбища — архитектор Федор Кириллович Соколов. На мужском дворе, впоследствии ставшем Никольским единоверческим монастырем, им были выстроены: Успенская церковь в 1784 г., больничный корпус в 1798 г., надвратная часовня, впоследствии Крестовоздвиженский храм — 1805-1808 гг.
Никольский единоверческий монастырь открыт по Высочайшему соизволению и по представлению митр. Московского Филарета вследствие перехода в православие из поповщинской раскольнической секты 3 епископов — Онуфрия, Пафнутия, Сергия, иеромонаха Иоасафа, архидиакона Филарета и двух иеродиаконов. Монастырь открыт на бывшем мужском отделении беспоповского Преображенского богаделенного дома, где уже с 1854 г. существовала приходская Никольская единоверческая церковь. С открытием монастыря ее причт не был упразднен и служит совместно с монастырским. Среди монастыря стоит Успенский храм, в нем два престола: Успения Богородицы, освященный в 1857 г., и Николая Чудотворца, освященный в 1854 г. Освящение храмов последовало по Высочайшей воле вследствие присоединения к единоверию главных беспоповских прихожан Преображенского дома: Гучковых, Носовых, Гусаровых, Бавыкиных, Осиповых и др. Эти прихожане на свои средства устроили алтарные пристройки и другие приспособления. Отдельно стоящая колокольня построена в 1876-1879 гг. на средства благотворителей — гл. образом Алексея Ивановича Хлудова и Ивана Васильевича Носова.
Над воротами при входе из бывшей молельни устроена 5-главая церковь Воздвижения. Смежно с церковию находится замечательная библиотека, завещанная монастырю Алексеем Ивановичем Хлудовым, открытая в 1883 г.; в ней множество харатейных (хартия — летопись) рукописей греческих и славянских, старопечатных книг богослужебных, догматических, поучительных, новой печати богословского и исторического характера. В нижнем этаже — церковно-приходская школа, открытая в 1855 г. на средства монастыря, до этого содержавшаяся на средства Преображенского дома. Келья настоятеля в небольшом каменном флигеле с северной стороны Успенского храма. До открытия монастыря здесь жил смотритель, а ранее помещалась беспоповщинская контора. В ней заседали наставники и главари-попечители, обсуждали и решали все дела, утверждали и рассылали по всей Руси послания, наставления и т.п. Одним словом, здесь сосредоточивалась некогда главная сила Федосеевской секты. Братские кельи находятся на восточной стороне Успенского храма, в 2-этажном каменном корпусе, где прежде помещались призреваемые. До монастыря в этом корпусе была молельня. В 1891 г. здесь было заседание 2-го миссионерского противораскольнического съезда. Кроме колокольни и алтарных пристроек, все здания построены в XVIII в. И.А. Ковылиным. Иконы в Успенском храме древние, писаны до Никона. Имеются редчайшие образцы писем греческих, строгановских, новгородских, московских и др. Имеются иконы, писанные А. Рублевым, П. Чириным, писанные по заказу царей, принадлежавшие памятным по истории храмам. Со стороны иконописи храм — богатейший в России. Первое начало библиотеки Хлудова было положено любителем книжной старины А.И. Озерским; по переходе ко Хлудову собрание росло и умножалось, приобретались памятники полемики и истории раскола целыми библиотеками. Сюда вошло собрание рукописей А.Ф. Гильфердинга, А.И. Лобкова. Библиотека и теперь продолжает пополняться. К 361 рукописи Хлудовских монастырем приобретена еще 171 рукопись. Подобного собрания полемических сочинений о расколе (более 200 рукописей) нет ни в одном из книгохранилищ. Имеются важные памятники для истории елавяно-русской литературы. Среди них творения Иоанна Дамаскина в переводе кн. А.М. Курбского с собственноручными заметками — рукопись, уцелевшая случайным образом.
Монастырь открыт 16 мая 1866 г. В нем устраиваемы съезды противораскольничьих миссионеров: 1-й с 29 июня по 13 июля 1887 г. и 2-й в те же дни 1891 г. В монастыре имеется особо чтимая древняя икона св. Иоанна Предтечи, которая участвует в московских крестных ходах вместе с другими высокочтимыми святынями. Крестные ходы вокруг монастыря совершаются 9 мая и 15 августа. В монастыре погребен настоятель его архим. Павел (Прусский), в миру Петр Иванович Леднев, известный миссионер, автор многих противораскольничьих сочинений и поборник православия (родился 16 января 1821 г., умер 27 апреля 1895 г.). На монастырском кладбище похоронен также инок Онуфрий, бывший в старообрядчестве членом Белокриницкой митрополии епископом Браиловским. В храмах монастыря находится много древних, замечательных по письму икон, перешедших из прежде бывших здесь Федосеевских молелен и похищенных федосеевцами во время чумы 1771 г. и занятия Москвы французами в 1812 г. из московских церквей. В особом здании помещена пожертвованная потомств. почет. гражд. Алексеем Ивановичем Хлудовым знаменитая Библиотека церковной печати Хлудовых при Никольском Единоверческом монастыре (Хлудовская библиотека), в которой находится много древних пергаментных рукописей и старопечатных книг. Церковно-приходская школа на 100 чел. (открыта в 1855 г., обучаются преимущественно дети старообрядцев). В монастыре (к 1907 г.) игумен, монахов 22, послушников 41.
В Никольском единоверческом монастыре находится склад изданий противораскольнического братства св. Петра митрополита, куда иногородние обращаются за книгами. О жизни монастыря в последний период его существования (1913) имеется следующее любопытное свидетельство:Монастырь этот имеет очень уединенный вид — настоящее убежище для любителей созерцательной жизни. Красивый, как будто готической архитектуры храм темно-красного цвета с желтыми украшениями, довольно стройная кирпичная колокольня, вдали кельи, тоже в готическом стиле, одноэтажный белый домик настоятеля, пятиглавая зимняя церковь над святыми воротами с знаменитой Хлудовской библиотекой при ней (эта церковь, ворота и здание библиотеки — желтоватого цвета)… Всюду — трава, по местам — деревца, яблочный сад, маленькое братское кладбище — и тишина, тишина! Тишина такая, что она мне напомнила Параклит, скит Лавры во Владим. губернии. Монахи там носят особые куколи — старинного образца: низкие, с выпуклым верхом, в каких изображаются древние преподобные или, например, святитель Митрофан Воронежский. Видел я и молодого их архимандрита о. Никанора: о нем я слыхал от его товарища по семинарии, еще и сейчас учащегося у нас на философском отделении. По отзыву другого студента-старообрядца, о. Никанор — человек очень строгий, но строгий по любви к аскетизму. Как любезно нас приняли там! Иеромонах, по-видимому, научно знакомый с древним искусством, показал нам подробно всю старину летнего храма; побывали мы с ним и в общих алтарях (главный — Успения, придельный — св. Николая). Мой Георгий Иванович был чрезвычайно доволен: «Это — настоящий музей», — говорил он. Особенно восхитил его образ Богоматери в главном алтаре: изображение это там называют «Голубицей»: на руках Богоматери — младенец Христос в белой одежде держит на руках белого голубка. Старинная и прекрасная икона!..
Вообще, все иконы в монастыре — XIV, XV, XVI и XVII веков. Даже вверху стены украшены не живописью, а вставленными в скульптурные рамы иконами. В приделе св. Николая все иконы — из иконостаса бывшей домашней моленной предков семьи Гучковых, перешедших в единоверие во время каких-то притеснений раскольников со стороны правительства — причем один из предков не переменил своих убеждений и предпочел уйти в Сибирь. «По этому иконостасу вы можете составить себе понятие о том, какие бывали в свое время моленные, — сказал наш проводник. И в приделе весь алтарь уставлен старинными иконами; теснота помещения и плохое освещение препятствуют их осмотру».
Монастырь закрыт в начале 1920-х гг. Библиотека Хлудова передана частично в Библиотеку им. Ленина (ошибка — в 1917 г. большая часть библиотеки собрания рукописей А.И. Хлудова поступила в Государственный исторический музей (ГИМ), а в 1923 г. и весь архив с остатками рукописей Никольского единоверческого монастыря в Москве оказался в ГИМ, где хранится и поныне), иконы — в Государственный Исторический музей. Такая же судьба была у собрания Егора Егоровича Егорова, подаренного им в начале XX в. Преображенскому богаделенному дому.1-й единоверческий съезд Московской епархии в Москве.
25-30 октября 1909 г. После закрытия монастыря, по словам одного из старообрядцев, занимающих ныне часть Никольской церкви, единоверцев из нее «выгнали». Успенская (Никольская) церковь принадлежала впоследствии обновленцам, которые продали половину ее старообрядцам новопоморского согласия; ныне она поделена пополам между старообрядцами и православными. В 1930-х гг. стены и башни монастыря были разобраны, юго-восточную часть заняло расширившееся кладбище. В 1977-1980 гг. под руководством И.К. Русакомского отреставрированы колокольня и сохранившаяся часть монастырских стен.
К 1990 г. весь комплекс сохранившихся строений монастыря состоит под государственной охраной (охранный № 169А) и включает, помимо двух храмов: братский корпус (больничную палату) 1801 г., надвратный корпус 1801-1806 гг., служебный корпус, колокольню 1876-1879 гг., арх. Ф.И. Горностаев, фрагмент западной стены. Две одноэтажных каменных кельи с севера от Успенской церкви к 1990 г. были отремонтированы и обращены в церковные сторожки. Специальное монтажно-наладочное управление № 11 отгородило территорию в восточной части монастыря (частично при помощи реконструированной монастырской стены), пустив поверх ограды 4 ряда колючей проволоки; на этой территории стоят братские кельи 1801 г., которые после закрытия монастыря в 1920-е гг. были заняты советской трудовой школой (Н.И. Якушева) — корпус кирпичный, двухэтажный. С севера-запада и с юго-запада от него стоят каменные одноэтажные корпуса, недавно отремонтированные, архитектурная обработка которых сходна с обработкой настоятельской кельи; в восточном углу — двухэтажный корпус (1-й этаж каменный, 2-й — деревянный). На том же участке, с юга от Успенской церкви — три новых двухэтажных сараеобразных строения. В северо-западном углу находится одноэтажное строение (корпус № 4), которое в 1982 г. было занято отделом пожарного УВД Куйбышевского района. К 1990 г. оно выселено, ремонтируется и снабжается пристройкой. В юго-западном углу — огороженный забором хозяйственно-строительный участок Куйбышевского райпищеторга, к югу от которого поставлены павильоны приема стеклопосуды и пивной. От старинной стены уцелел небольшой фрагмент с севера от надвратной Крестовоздвиженской церкви.
Несколько икон из Никольского единоверческого монастыря находятся ныне в Третьяковской галерее. Это:1. Чин деисусный, сер. XV в. («Рублевская легенда», моск. школа), по фону называемый «Облачным чином» — Спас Вседержитель, Богоматерь, Иоанн Предтеча, Архангел Гавриил, Архангел Михаил, Ап. Петр, Ап. Павел. Эти иконы были приобретены в конце XVIII в. основателем Преображенского кладбища И.А. Ковылиным у причта церкви Анастасии Узорешительницы, стоявшей в Москве в Охотном ряду с сер. XV в. по 1793 г. Затем перешли в Успенский собор Никольского единоверческого монастыря. Раскрыты в Центр. гос. реставрационных мастерских в 1927-1928 гг. И.И. Сусловым для Госторга (! — П. П.); забраны из Антиквариата (занимавшегося продажей художественных ценностей за границу) в галерею в 1933 г.2. «Феодор Сикеот и Георгий с житием Феодора Сикеота», кон. XVI — нач. XVII в., годуновская школа, раскрытая лишь частично, поступившая в 1934 г. из Центр. гос. реставр. мастерских.3. «Рождество Николы, с житием», 1601 г., мастер Семейко Бороздин (на обороте иконы выжжено клеймо Никольского единоверч. монастыря). Поступила в галерею в 1930 г. из Гос. исторического музея.4. «Принесение убруса Нерукотворного образа», перв. четв. XVII в., мастер Первуша (под верхней шпонкой выжжено клеймо Никольского единоверческого монастыря). Поступила через Центр. гос. реставр. маст. В 1934 г.5. «Богоматерь Владимирская», кон. XVI — нач. XVII в. Прокопий Чирин (?). На обороте выжжено клеймо Никольского единоверческого монастыря. Поступила в 1930 г. из Гос. исторического музея».
В 1989 г. появилась надежда на возрождение Преображенского. Состоялось учредительное собрание новой общественной организации — Центра традиционной русской культуры «Преображенское», заместителем председателя которого стал научный сотрудник ВНИИ искусствознания И.К. Русакомский, долгое время работающий над охраной и восстановлением ансамбля. В конце 1989 г. прошла встреча руководителей Куйбышевского райкома с тремя авторскими коллективами, представившими свои планы по Преображенской слободе. Первый план предложила группа во главе с И. Русакомским — согласно ему, Преображенское должно стать всемирным центром старообрядческой культуры. Автор второго проекта — руководитель гос. строительного кооператива при П/О «Фотон» И. Макавецкий (который долгое время возглавлял восстановление Данилова монастыря и стяжал там не лучшую славу). Он тоже за старообрядческий центр, но «экономика» должна быть на первом месте. Его коллектив предлагает открыть здесь гостиницы, различные заведения сервиса, включая даже… сауны (!). Откуда взять средства? Использовать свой капитал плюс привлечь заграничный. Третий план предложен представителями церковных общин района. Староста храма Илии Пророка Б. Дубовенко предлагает организовать на территории слободы странноприимный комплекс. Основную часть расходов готова взять Русская Православная Церковь; старообрядческие общины тоже окажут содействие. Секретарь райкома партии предложил совместить все три проекта» (статья многозначительно названа «Музей, баня или милосердие?»).
К 1917 г. в монастыре было 2 храма с 3 престолами. К 1990 г. 1 храм с 2 престолами действует, другой храм с 1 престолом закрыт.(Кроме того, как указывалось уже выше, часть действующего храма занята старообрядческой поморской общиной).
http://www.pavel-prusskiy.ru/ssorokov23.html
На территории Никольского единоверческого монастыря, рядом с храмом свт. Николая, находилось небольшое братское (монастырское) кладбище.
В начале 1920-х годов Никольский единоверческий монастырь был закрыт коммунистическими властями, а в братских корпусах было устроено общежитие завода «Радио», но и некоторое время после этого на территории монастыря около Никольского храма продолжались захоронения.
Декретом СНК от 7 декабря 1918 года «О кладбищах и похоронах» Православная Церковь и иные конфессии были отстранены от похоронного дела. А в 1920-х годах появились «Санитарные нормы и правила устройства и содержания кладбищ», принятые советскими властями. Согласно этим нормам, кладбища не могли находиться рядом с общественными зданиями, и тем более на территории общежития. Следуя этим нормам и инструкциям, примерно в начале 1930-х годов было уничтожено большинство кладбищ, находящихся на территории бывших монастырей или около православных храмов. Было уничтожено и братское кладбище Никольского единоверческого монастыря — памятники и кресты большей частью были выкопаны, остался один-единственный уцелевший памятник, установленный в 1921 году над могилой Александры Ивановны Александровой — участницы революционного движения.