Расположен Спасо-Преображенский мужской общежительный монастырь в 5 км от города Краснослободска, на правом берегу реки Мокши. Первым в этих местах появился «черный старец» иеромонах Дионисий, который основал «пустыньку». Скоро в Москву отправляются челобитчики просить Патриарха Никона о разрешении «…около Дионисевой пустыньки лес ранить и воздвигнуть вновь церковь». Грамота была подписана Патриархом в августе 1655 года (до 1930 года она хранилась в Спасо-Преображенском монастыре, затем в краеведческом музее, где и пропала в начале 70-х годов XX века). Уже через год после благословения Патриарха была поставлена деревянная Спасская церковь с двумя приделами – Предтеченским и Казанским. Первые полтора столетия монастырь развивался медленно и напоминал скорее скит (в это время обитель называется Спасова пустынь, что рядом с Красной Слободой). Во второй половине XVIII из четырех Краснослободских монастырей только один Спасо-Преображенский оставлен монастырем, да и то нештатным; прочие закрыты. В 1764 году в обители был один игумен, 4 иеромонаха и 2 монаха. В XIX веке, в 1820 году в обители проживало уже 19 насельников, в 1850 — 64, а в 1860 году – уже 73. В конце XIX века было 55 человек, а перед революцией — 61 человек.
В конце ХVIII начале ХIХ века монастырь был перестроен. В это время построен каменный Преображенский собор (1799 г.), от которого сегодня остался только фундамент, братские корпуса и высокая трехъярусная колокольня (1855). В 1816 году была построена Александро-Невская церковь с больницей. В монастыре находилась чудотворная Казанская икона Божьей Матери. В особом склепе под соборным храмом покоился бывший настоятель обители подвижник иеросхимонах Герасим (скончался около 1700 г). Окруженный с севера и востока красивым сосновым бором, монастырь обращен главным фасадом на широкую пойму реки Мокши с бескрайними заливными лугами. Его пространственная композиция – каре, образованное одноэтажными келейными корпусами, двухэтажным настоятельским (в настоящее время надстроен) и тремя угловыми корпусами. Монастырь был закрыт в 1928 году, в 1994 г. возобновлен как женский, с 1995 г. мужской. Сегодня монастырь восстанавливается под управлением наместника – иеромонаха Иоанна (Мычка), выходца со Святой Горы Афон.
Иеросхимонах Герасим Краснослободский
Герасим пришел в Спасскую пустынь послушником, только вставшим на стезю «ангельского чина». И произошло это около 1655 года, когда новому послушнику исполнилось от рода не более 20 лет. Юноша-паломник стал келейником строителя Дионисия и только после нескольких лет искуса, около 1660 года, он принял постриг. Через четыре года после пострига (значит, где-то в середине 1660-х годов) он с разрешения настоятеля покинул монастырь и удалился от Краснослободска на 80 верст, в глушь. Место для уединения инок Герасим нашел идеальное: жилья поблизости не было, а холмы при слиянии речек Саровки и Сатиса уже были овеяны легендами. Инок Герасим оказался не первым, кто облюбовал саровские дебри: до него здесь поселилась группа монахов во главе с отшельником Феодосием. Монахи, не выдержавшие голодной жизни в лесу, вернулись в свои обители. В пещере, вырытой в склоне городища, остался только один Феодосий. Герасим отдалился от соседа и вырыл себе другую пещеру. Феодосий вскоре вернулся в свой прежний монастырь. Герасим остался один. Пустынник ограничил себя настолько, насколько это позволил организм. Даже в хлеб, чтобы он не казался сладким, он добавлял гнилушки. Отшельничество ввиду его особой трудности никогда не принимало массовый характер, мало кто понимал разумом процесс подвига и его скрытые пружины, но все принимали сердцем его результаты. А главным результатом было то, что нищие изможденные старцы поднимались до высот пророчества и предвидения. Иеромонах Исаакий, пришедший на это место спустя двадцать лет, знал совершенно точно, что нужно делать, ибо руководствовался предсказанием благочестивого старца. Он всецело поверил своему предшественнику, а поверив — повторил его подвиг и воздвиг храм, положивший начало цитадели духа — Саровскому Успенскому монастырю, прославившемуся на весь православный мир.
Когда земля запылала в огне Разинщины, близ того места, где жил в лесу инок Герасим, появились шайки и отряды повстанцев, в которых кого только не было, от староверов до язычников, не испытывавших никакого почтения к сану и нищете пещерного молельника. В 1671 году инок Герасим возвратился в Спасскую обитель, но пробыл он в ней самое короткое время. Хотя в монастыре Герасима встретили необычайно тепло, он решил продолжить пустынничество, но на сей раз, выбрал место неподалеку от Спасской пустыни, в диком лесу на берегу речки Рябки, верстах в пяти-семи от обители. В 1683 году старец все-таки вернулся в Спасскую пустынь, где сел в затвор, соорудив, таким образом, отшельнический приют посреди оживленной обители.
Около 1686 года жизнь старца резко изменилась: он уступил уговорам братии и занял пост строителя, в результате чего ему пришлось заниматься делами, к которым сердце его не лежало — налаживать хозяйство и судиться с обидчиками. Братия получила в качестве руководителя человека, имевшего большую известность не только в церковных, но и в светских кругах. Как настоятель, Герасим решил две задачи: отстоял право монастыря на земли и реорганизовал братство в сторону пустыннического типа. Традиции, заложенные первоначальником Дионисием, опирались как на аскезу, так и на необходимость хозяйственной активности. В процессе борьбы за землю монахи подрастеряли навыки усугубленной молитвенности, что, по мнению отшельника, и являлось основной причиной упадка и кризиса в монастыре. Строитель Герасим изменил устав, ввел обязательные многочасовые «домашние» моления в кельях, удлинил службу в храме и расширил трудовые послушания. Изменения во внутреннем распорядке оказались настолько кардинальными, что они не менялись затем 250 лет; именно старчество позволило монастырю вырасти в крупный культурно-духовный центр не только Краснослободского уезда, но и всего края в целом. С 1691 года Герасим перешел в пустыни на особое положение настоятеля на покое. Схиму Герасим принял, скорее всего, на смертном одре. В 1699 году его уже не было среди живых. Подвижник нашел себе упокоение возле стены деревянного Спасо-Преображенского собора; его могила была не единственной возле храма: здесь же лежали многие настоятели, иеромонахи и иноки, но из всех захоронений только могиле старца Герасима суждено было прославиться среди верующих.
В течение всего XVIII столетия чернецы оберегали могилу старца, но культ инока Герасима носил в основном внутри монастырский характер; краснослободцы помнили о подвижнике, однако массового паломничества это не вызывало. Редкие богомольцы, попадавшие в Спасскую пустынь скорее случайно, чем намеренно, тем не менее, разнесли далеко окрест известия о краснослободском праведнике. Нужен был случай, чтобы досужий интерес к личности Герасима вырос в стойкий пиетет его имени. И такой случай произошел в самом конце XVIII века, в 1795 году рухнул подведенный под крышу новый каменный собор монастыря. Иеромонах Иона объяснял этот казус совершенно объективными причинами — просчетами в проектировании и некачественной работой каменщиков. Однако краснослободцы решили иначе: строительство не удалось потому, что настоятель Иона легкомысленно отнесся к останкам иеросхимонаха Герасима, что и явилось подлинной причиной постигнувшей монахов беды. Люди потянулись в монастырь, чтобы своими глазами убедиться в масштабах драмы. Вот тут-то и выяснилось, что глава обители приказал перенести на новое место останки инока Герасима, так как новый собор одним углом задевал могилу. Новое место захоронения оказалось вне собора, — что же гадать, почему двадцатиметровую громадину не выдержала земля? При эксгумации 1792 года монахи вскрыли гроб старца и обнаружили его мощи нетленными, что свидетельствовало о святости покойного. Однако Иона приказал закрыть гроб и закопать его в могиле, вырытой в стороне от фундамента. Следующий настоятель, строитель Геннадий исправил ошибку Ионы: он заказал новый проект собора и нашел для него такое место, чтобы могила праведника оказалась под правым приделом, освященным во имя Казанской иконы Божией Матери. Геннадий сделал больше: он соорудил под приделом обширный склеп, а при архимандрите Нифонте в 1840-х годах склепу был придан вид храма. В глубине склепа стоял гроб пустынника, охваченный деревянным саркофагом и покрытый пеленой, на которой была изображена парсуна инока Герасима в полный рост.
По материалам сайта http://askoso.narod.ru
Спасо-Преображенский монастырь, заштатный, общежительный, в 5 верстах от города Краснослободска, на берегу реки Мокши. Основан в 1655 году. Здесь находится чудотворная Казанская икона Божией Матери. В особом склепе под соборным храмом покоится бывший настоятель обители подвижник иеросхимонах Герасим, умерший около 1700 года, память о котором почитается местными жителями совершением по нем панихид.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Краснослободский Спасо-Преображенский (в честь Преображения Господня) общежительный мужской монастырь (до втор. пол. XVIII в. Спасская пустынь) основан по челобитью жителей царевой Красной Слободы (Краснослободска) в 1655 по благословению патриарха Никона. В 1656 в лесу, на противоположной от города стороне Мокши уже была срублена деревянная Спасо-Преображенская церковь с Казанским приделом. Землю под монастырь передал первыи инокам богатый крестьянин из с. Дмитриев Усад Путилка Баженов. Первые полтора столетия своего существования Спасская пустынь развивалась крайне медленно и выглядела скорее как скит, чем полноценный монастырь. Кроме дарений Путилки Баженова, в 1681 пустынь получила «на прокорм» еще один участок земли от царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима. На протяжении столетия пустынь упорно боролась за свое существование, много раз судилась с обидчиками за земли. Наиболее трудные времена выпали на эпоху царей Феодора Алексеевича и Петра Алексеевича. Во многом община выстояла благодаря строгому уставу, введенному основателем монахом Дионисием и переработанному старцем Герасимом. Обитатели пустыни всегда отличались стоическим характером и непритязательностью в быту, а община – строгой замкнутостью, почему даже в пределах Пензенской епархии она не обладала широкой известностью. В 1764 штат монастыря насчитывал всего семь человек – игумена, четырех иеромонахов и двух монахов. Серьезные изменения в обители произошли после назначения на место настоятеля иеромонаха Саровской пустыни Геннадия. Прибыв в полуразвалившийся монастырь, он за собственный счет перестроил его полностью в камне. В 1796 епископ Тамбовский Феофил выдал грамоту на строительство в монастыре каменного Спасо-Преображенского собора с Казанским и Рождество-Предтеченским приделами. Одновременно началось строительство корпусов келий. Собор был освящен в 1799 настоятелем Геннадием по благословению епископа Нижегородского Вениамина. В 1801 был освящен Казанский придел, в 1804 – Иоанно-Предтеченский. В 1810 была заложена больничная Александро-Невская церковь (освящена в 1817) и колокольня с надвратной Никольской церковью (окончательно завершена и освящена в 1855).
К революции Спасо-Преображенский монастырь представлял из себя полностью законченный комплекс, выполненный в стиле классицизм. Ансамбль был заключен в квадрат со сторонами ок. 100 м; стороны периметра составляли корпуса келий, соединенные стенами; на западной стороне – два коруса, колокольня, наугольные павильоны-башни; с южной стороны – небольшой хозяйственный корпус и больничная церковь в честь св. Александра Невского; с северной стороны – два келейных корпуса и башенка с повседневными вратами; с восточной стороны – келейный корпус и несколько мелких строений. Специалисты отмечают гармоничность всего комплекса, его «просчитанность» и ориентированность на обзор с западной стороны, из-за р. Мокши. Весь ансамбль сооружался по единому замыслу, поэтому обитель оказалась единственной в мордовском крае, избавленной от архитектурного разностилья. Земельные владения монастыря составили ок. 1500 дес. пашни, леса, лугов и неудобья. Процветало огородничество и животноводство, финансовое положение обители позволяло братии содержать целый поселок, выросший возле стен, и несколько учебных заведений, в том числе духовную школу, готовившую кадры для приходов. В XIX в. число насельников колебалось от 70 до 120 чел., не считая трудников и мирян, живших в поселке и занятых в монастырском хозяйстве. При архимандрите Григорие в 1903 епископ Пензенский Тихон освятил последнюю в истории обители церковь – кладбищенскую Успенскую. В XVII в. в Спасо-Преображенском монастыре подвизался выдающийся подвижник-аскет инок Герасим Краснослободский, предшественник первопоселенцев еще двух пустыней, Саровской и Рябкинской, возникших на местах его отшельнических келий. По кончине инок Герасим, выполнявший в последние годы обязанности настоятеля, был погребен возле старого собора. Затем его нетленные останки покоились в склепе под новым собором. Перед революцией поднимался вопрос о канонизации старца, но дело не было доведено до конца из-за известных политических событий. Затем мощи пропали; существует две версии: 1) они были спрятаны последними монахами от кощунников; 2) они были уничтожены революционерами. Погибли также парсуна, написанная с инока Герасима во время освидетельствования его нетленных останков в конце XVIII в. и две копии с парсуны, хранившиеся в Спасо-Преображенском и Рождество-Богородицком Темниковском женском монастырях.
Из настоятелей известны, кроме основателя Дионисия, строитель Арсений (1677-78), строитель Кодрат (1681), старец Герасим (1684–90), строитель Феодосий (1690), игумен Филарет (1702), игумен Маркел (1758), иеромонах Макарий (1759), игумен Исаакий (1760), игумен Иероним (1761), игумен Евфимий (1762), строитель Паисий (1773), иеромонах Иоан (1774), иеромонах Досифей (1778), иеромонах Виктор (1782), иеромонах Варфоломей (1785), строитель Милетий (1788), иеромонах Иоанникий (1788), иеромонах Лаврентий (1790), иеромонах Иона (1790), иеромонах Геннадий (1793–1816), игумен Сергий (1816), иеромонах Дорофей (1817), иеромонах Паисий (1821), архимандрит Никон (1823-49), архимандрит Нифонт (1849-73), игумен Христофор (1873-1884), архимандрит Зосима (1884-88), архимандрит Григорий (1888 – 1910), затем архимандрит (с 1913 г. епископ) Григорий.
После разгона монастыря был снесен собор и кладбищенская церкви, больничная церковь обращена в клуб, а келейные корпуса вместили среднее сельское профессионально-техническое учебное заведение (учхоз). Многие здания пришли в плохое состояние, и прежде всего разруха отразилась на колокольне, требующей самого серьезного ремонта. В настоящее время монахам возвращена Александро-Невская церковь и некоторые жилые помещения. Восстановление обители идет очень трудно. Первоначально возрожденный как женский, монастырь вскоре был обращен в мужской из-за невозможности женщин жить в обстановке учхоза. Насельники восстановили некоторые захоронения, располагавшиеся за алтарем собора. На месте храма, там, где при советской власти был поставлен памятник Ленину, установлен памятный крест. Александро-Невская церковь одновременно является приходской для верующих поселка «Учхоз». В обитель возвратилась одна из прежних святынь – местночтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери. Верующими также особо чтится икона Божией Матери Боголюбская. Приток паломников наблюдается в престольные прадники Преображения Господня и на Казанскую. Сегодня в обители подвизаются 11 человек, в том числе 6 монахов, 1 инок и 4 послушника (данные 2002 г.).
Ист.: ГАПО, ф. 5, оп. 1, д. 5271 (Описание Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря 1876 г.); Архив Саранского епархиального управления, клировые ведомости за 2000–2004 гг.
Лит.: Ильченко Д. В. Краткое описание Краснослободского (Пензенской губернии) мужского Спасо-Преображенского монастыря // ИОАИЭ. – Т. III. 1880-1882 г. – Казань, 1884; Беляев И. Город Краснослободск и его уезд до 1700 года // ПЕВ, 1867; Григорий, архимандрит. Краснослободский Спасо-Преображенский общежительный мужской монастырь: историко-статистическое описание // ПЕВ, 1903, № 17-19; Петерсон Г. П. (?) Краснослободский Спасо-Преображенский общежительный мужской монастырь. – М., 1896 (или в кн.: Петерсон Г. П. Странички старины. – Саранск, 1993; в 1993 г. эта статья была переиздана монахами восстановленной обители отдельной брошюрой под названием “Спасо-Преображенский мужской монастырь”); Беляев И. Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь // ПЕВ, 1883, № 3-5; он же. Старец Герасим, подвижник Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря // ПЕВ, 1875, № 1-3; он же. Иеромонах Гервасий Гринцевич // ПЕВ, 1879, № 13; Краснослободское духовное училище // ПЕВ, 1875, № 19-20, 23, 1876, № 1; Пырсикова И. Л. Монастыри Краснослободского уезда.– В кн.: Российская провинция: история, культура, наука. – Саранск, 1998; Инок Герасим, подвижник и настоятель Краснослободской Спасовой пустыни // ПЕВ, 1890, № 8; Смирнова В. Б. Монастырское землевладение на территории Мордовии и борьба с ним крестьян в XVII–XVIII вв. // Социально-экономическое положение трудящихся Среднего Поволжья (дооктябрьский период).– Саранск, 1989; Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. — Саранск, 2000; Монастыри: Энциклопедический справочник. – М., 2000.
http://www.gidrm.ru/doc_2423.html