Le Pavillon d’Armide — Балет «Павильон Армиды»
Премьера — 25 ноября 1907 года в Мариинском театре.
Одноактный балет-пантомима. Композитор Н. Черепнин, сценарист и художник А. Бенуа, балетмейстер М. Фокин, дирижер Р. Дриго.
Действие происходит во Франции XVIII века.
Инициатором сочинения этого балета был Александр Бенуа. По совету своего друга Константина Сомова, Бенуа в 1901 г. прочел фантастическую новеллу Теофиля Готье «Омфала». Бенуа увлек своим замыслом композитора Н. Черепнина. В 1903 г. балет «Павильон Армиды» был приобретен дирекцией Императорских театров, но хореографов, решившихся реализовать его, не находилось. Начинающий хореограф Михаил Фокин искал музыку для выпускного спектакля своего класса в Театральном училище и обнаружил «пылящийся» на казенной полке балет Бенуа-Черепнина. С согласия композитора он выбрал его среднюю часть, назвав ее «Оживленный гобелен», где Нижинский выступал в роли Маркиза. (Вы помните, что именно после этого выступления Шаляпин и Кшесинская пришли за кулисы, чтобы поздравить Вацлава и на следующий день о нём восхищённо писали газеты). Успех одной картины вызвал желание дирекции поставить весь балет. Фокин хотел использовать уникальный талант юного Нижинского и по просьбе балетмейстера у Армиды появился раб.
Интересно, что премьера балета должна была состоятся неделей раньше. И Армиду должна была танцевать Кшесинская. Но на генеральной репетиции выяснилось, что спектакль сырой и требуется ещё одна репетиция. Управляющий конторой Императорских театров Крупенский сказал, что это невозможно. На следующее утро, ко всеобщему удивлению, в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось интервью с А. Бенуа, в котором он обвинил дирекцию, что она не создала условия для работы и что «вся ответственность за неизбежный провал балета должна лечь на администрацию». В результате премьера была перенесена на неделю позже, но Кшесинская испугавшись возможного неуспеха отказалась танцевать. Анна Павлова решилась заменить её и за неделю выучила свою партию.