Святой благоверный князь Андрей Боголюбский установил два церковно-государственных праздника. Один из них большинство хорошо помнит. А вот второй?
Один из праздников отмечался в день достославной победы над булгарами (1 августа) и прославлял Всемилостивого Спаса, Пресвятую Богородицу и Животворящий Крест Господень. Другой, посвящённый Покрову Пресвятой Богородицы, был приурочен к 1 октября. Князь не просто установил эти праздники, но раскрыл их церковно-государственный смысл в цикле богословских произведений: «Слово великого князя Андрея Боголюбского о милости Божией», «Сказание о победе 1164 года над волжскими булгарами и праздник 1 августа» и «Слова на Покров».
В честь новых праздников князь Андрей воздвиг два великолепных белокаменных храма. На своём княжеском дворе во Владимире он поставил Спасскую церковь, главной святыней которой был образ «победного Спаса». Другой храм, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, был построен неподалёку от княжеской резиденции Боголюбово, у излучины реки Нерли. Возможно именно здесь княжеская дружина сошла на берег в 1164 году после возвращения из победного похода в Волжскую Булгарию.
Нынешний вид храма Покрова-на-Нерли обманчив. Изначально церковь была поставлена на искусственную насыпь, облицованную известняком, — защиту от половодья. С трёх сторон здание церкви опоясывала галерея, что значительно увеличивало площадь строения. Так что то, что сегодня выглядит скромной церковкой, при жизни князя Андрея производило впечатление монументальной масштабной постройки, заметно изменившей пейзаж. Вслед за Успенским собором и церковью Положения Риз на Золотых воротах во Владимире храм Покрова-на-Нерли предметно воплощал идею покровительства Богородицы. «Сии церкви не словами, но вещественно прославляют Пречистую Богородицу», — сказано о новопостроенных храмах в поздней редакции «Слов на Покров».
Комплекс Спасской и Никольской церквей расположен во Владимире на ул. Спасская, на одной из самых высоких точек древнего города, Спасском холме. Это именно то место, где в 1164 (1163) году Андрей Боголюбский основал свой княжеский двор. Авторитетнейший историк архитектуры Николай Воронин предположил, что Спасская церковь имела значение дворцового храма. Известно, что здесь еще до монголо-татарского нашествия сложился Спасский Златовратский мужской монастырь. Обитель при штурме 1238 года была разорена (один из основных проломов крепостных стен монголы сделали как раз напротив Спасской церкви). Настоятель церкви погиб в Успенском соборе. Спасский Златовратский монастырь просуществовал до 1764 года. Рядом со Спасской в XVII веке появилась церковь во имя Николая Чудотворца (Никольская). В 1778 году произошло несчастье – пожар. Нынешняя Спасская церковь выстроена уже в конце XVIII века из кирпича взамен древней, сгоревшей в 1778 году. Новый храм был поставлен на фундаментах старого с частичным использованием в нижних частях стен древнего белого камня.
Специалисты предполагают, что первоначальный храм Спаса по виду был близок к церкви Покрова на Нерли, возведенной годом позже. Это был небольшой четырехстопный крестово-купольный собор, украшенный аркатурно-колончатым поясом с резьбой. Полы были выложены поливными плитками, похожими на те, которые можно было увидеть в большинстве владимиро-суздальских построек XII века. Надо отдать должное строителям, воссоздавшим храм – они попытались воспроизвести черты древней белокаменной архитектуры: использовали аркатурно-колончатые элементы, членение на прясла. Входы в храм имеют порталы «под древность», на штукатурке кирпичных стен сделали рустовку под белокаменную кладку.
С южной стороны, ближе к обрыву, Спасо-Преображенская церковь укреплена мощными контрфорсами.