На этих гравюрах начала XVIII века отражено одно и то же праздничное действо — шествие Московского патриарха на осляти по Красной площади в Вербное воскресенье. Причем осла вел под уздцы сам царь. Примечательно, что за эту работу государь получал от патриарха денежное вознаграждение – 100 рублей. Известно, что Алексей Михайлович Романов в своём завещании просил отдать заработанные таким образом средства на благотворительность. Этот «гонорар» царя рассматривался отдельно от государственной казны и был особой гордостью самодержца.
Считалось, что проезд на осляти патриарха вокруг города избавлял его жителей от несчастий и очищал от грехов. Шествие начиналось от Успенского собора Кремля и через Спасские ворота выходило на Красную площадь. У Лобного места совершали молебен, в это время собор Покрова на Рву играл роль алтаря, а вся площадь превращалась в храм под открытым небом. После этого архиерей, царь и небольшая группа приближенных шли в церковь Входа Господня в Иерусалим Покровского собора, где совершали богослужение.
Праздничная процессия была очень торжественной. Богато украшенное вербное дерево везли впереди на телеге. Дерево украшали блестками, яблоками, апельсинами, лимонами, сливами, зелеными листьями — и свежими, и сушеными, и искусственными.
Иван Забелин (1820-1908) в книге «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетии» сообщал, что в 1627 году для вербного «наряда» было закуплено 13 фунтов «изюму», 13 фунтов «винных ягод», 4 фунта фиников, 300 грецких орехов и т.д. Около наряженной таким образом вербы дети исполняли песнопения. Они же расстилали под ноги процессии дорогие одежды и ткани.
Картина шествия была столь впечатляющей для москвичей и иностранцев, что в записках путешественников XVI-XVII веков Покровский собор называется Иерусалимом, Иерусалимским или Входоиерусалимским. Так, голландский путешественник Ян Стрейс в 1660-х годах писал: «Церковь Иерусалимская в Москве, бесспорно, прекраснее всех прочих. Хотя и полагают, что она построена по образцу храма Соломонова, но я не видел ничего ей подобного, ни равного».
#МосковскиеЗаписки