═══════════Наша библиотека═══════════
Статья Е.Ф.Фурсовой и Ю.Ю.Афанасьевой «Пояса русских крестьян Сибири конца XIX –начала XX в.: типология и этнокультурная характеристика». В ней кроме интереснейших сведений о бытовании поясов и узорах упоминается необычная техника тканья поясов на «гусиных косточках».
«Статья посвящена этнокультурной характеристике пояса как важнейшего элемента народного костюма различных групп русских Сибири: старожилов, казаков, старообрядцев. На основе анализа технологий, орнаментации и обрядовых функций прослеживаются общие и особенные характеристики поясов у различных групп русских Сибири; предлагаются реконструкции, связанные с генезисом этого элемента культуры. Одним из важнейших элементов народного костюма и наиболее значимым символом русской культуры является пояс – от слова «поюсати», т. е. опоясывать, которое, в свою очередь, является производным от «юсало» (пояс) [1, с. 360]. Но этнографической литературы, специально посвященной типологии, роли и функциям пояса в русском костюме, удивительно мало [2]. Под грузом популярных рассуждений о его значимости оказались скрыты этнокультурные характеристики пояса. Не осуществлено картографирование различных типов и вариантов поясов; отсутствует привязка их к известным этнографическим (этнокультурным), конфессионально-этнографическим, территориально-этнографическим группам русских. Незначительное количество публикаций собраний поясов Сибири затрудняет проведение сравнительноисторического анализа. Основой данного исследования стали авторские полевые материалы и работа с коллекциями местных музеев Сибири. В русских селах Алтая (по р. Чарыш) местные жители называли пояса «покромками» – термин, встречавшийся у русских Пермского края и однодворцев южнорусских губерний [3, с. 690]. Широкие пояса для подпоясывания верхней одежды назывались чаще в Западной Сибири «опоясками», чем «кушаками». Причем «кушаками» в Западной Сибири называли длинные, до 3 м, отрезы ткани, повязываемые по талии с подтыканием концов. В XIX – начале XX в. русские старожилы Сибири сохраняли в быту и обрядах особое отношение к поясу, выделяя его в комплексе других видов одежды. Авторские полевые материалы 1980–2000-х гг. свидетельствуют о его большом значении и в бытовой, и в обрядовой сферах культуры. Согласно традиции, «распоясаться» – значило вести себя неприлично, а «распоясать» человека означало обесчестить его. В Сибири, как и в Европейской России, считалось, что ходить без пояса так же грешно, как и без креста. Пояса считались ценными подарками, как и полотенца; их дарили родственникам, особенно по духовной линии – крестникам, кумовьям, а также при заключении брачных союзов. По словам В.С. Савельевой (1931 г. р.) из с. Бичура Республики Бурятии, «невеста на свадьбу должна была приготовить подарки всем гостям, обычно это были тканые пояса, платки. Свекру и свекрови полагались самые дорогие подарки». Во многих изученных образцах поясов основу составляют льняные нити естественного белого цвета, реже – окрашенные в черный цвет. Утком мастерицам служили разноцветные шерстяные нити: более толстые домашнего производства («жички»), более тонкие покупные («гарус»). По технике исполнения все пояса можно разделить на: тканые на ткацком станке «кроснах», т. е. браные (или напоминающие эту технику), закладные, тканые на дощечках, наконец, вышитые. Одни техники имели широкое распространение, например, браные и тканые на дощечках, другие (вышитые вперед иглой; «взастил», т. е. гладью; крестом) – ограниченное. Среди браных поясов выделялись изделия с рисунками «елочкой», «ромбов с продленными сторонами», «ромбов с крючьями», свастикой. В конце XIX – начале XX в. орнаментированные пояса, вытканные на ткацком станке-«кроснах», а также на дощечках, бытовали преимущественно у старожильческого, прежде всего старообрядческого населения. Жительница Чановского р-на Новосибирской обл. Е.С. Иванова, например, охарактеризовала браный пояс своего рукоделия как «опояску выбратую на двенадцати цепах (здесь: нитченок. – Авт.)». Заметим, что пояса вышеуказанных техник тканья даже для эпохи Древней Руси Х–XIII вв. рассматриваются археологами и этнографами в качестве пережиточных [4, с. 9]. Об особенностях поясов семейских Забайкалья писала Г.С. Маслова. По ее словам, «пояса семейских отличались от поясов окружающего русского населения. Известны пояса широкие и узкие. Широкие оригинальные узорные пояса носили на территории Республики Бурятии и в некоторых селениях Петровозаводского района Читинской области» [5, с. 60].
Семейские ткали пояса на бердечке или дощечках. В каждой деревне были мастерицы, которые могли изготавливать пояса на заказ. Жительница с. Бичура Бичурского р-на Республики Бурятии Г.И. Иванова (1941 г. р.) свидетельствовала: «Свекровка моя сарафаны хорошо шила, а подруга ее пояса ткала. К нам часто приходили, товару на сарафан приносили, кто сам шить не мог, просили свекровку сшить. А к подруге ее за поясами шли». Пояса умели ткать все крестьянки, но сложные узоры со словами посвящения выполняли редкие сельские мастерицы по заказу или для продажи на ярмарках [6, с. 95]. Пояса, выполненные в технике закладного ткачества, редко встречались у старообрядцев по всей Западной Сибири – в Бухтарминской долине, на Северном Алтае, в Барабе, Присалаирье и др. Такие пояса имели значительное распространение в северных русских губерниях, где изготавливались не только крестьянами и ремесленниками, но и в монастырях (г. Череповец Вологодской губ.) [3, с. 691]. Житель Чистоозерного р-на Новосибирской обл. В.Н. Сурин (1935 г. р.) сообщил, что такого типа пояса «ткали на гусиных косточках». Однако более подробно узнать об этой технике не удалось. Пояса с узором «ёлочкой» бытовали повсеместно в Западной и Восточной Сибири (рис. 1, в). Узкие пояса (3,5–4 см) характеризовались меньшим набором цветов – в основном красный и черный, а также белый, розовый, светло-красный.