Пояс – это один из древнейших оберегов. В мифологическом сознании народа пояс играл роль оберега, защиты человеческого тела. Он являлся неотъемлемым элементом народного костюма. Пояс поддерживал одежду, покрывающую нижнюю часть тела или не давал распахнуться одежде, покрывающей верхнюю часть тела.
Наибольшим разнообразием отличались тканые пояса. В зависимости от районов бытования они варьировали по ширине и длине, цветовой гамме; в каждой местности были свои способы компоновки геометрического или растительного орнамента. В традиционном костюме латышей и литовцев народов бытовали пояса, которые можно считать символами традиционной культуры этих народов. У латышей – это лиелвардский пояс. Этот тип поясной одежды включен в культурный канон Латвии.
Свое название пояс получил по названию г. Лиелварде, расположенного в 55 км от Риги. Именно в этом месте был обнаружен самый древний образец этого изделия. Подобные пояса изготавливали в волостях Юмправас, Кастранес, Менгелес, Рембате. Лиевардийский пояс считают одной из загадок традиционной культуры латышей. На поясах этого типа встречается до 22 различных комбинаций элементов орнамента: фигуры в виде сложных ромбов, квадратов, косого креста, свастики, лучевой розетки, S видных фигур, трилистников и пр. В основе пояса были белые льняные или хлопчатобумажные нити, в утре красные или бордовые шерстяные нити. Откуда появился этот пояс и что означал его орнамент неизвестно. Эту загадку пытались разгадать ни одно поколение исследователей. Однако это всего лишь гипотезы. Неугасаемый интерес современников к специфической орнаментике поясов данного типа сделал пояс из Лиерварде героем современного мифотворчества.
Подобный по разнообразию орнамента женский пояс был и у литовцев в XIX в. (Пруссия). Однако этот вид одежды менее известен, чем пояс из Лиелварде. В собрании РЭМ пояс с неповторяющимся орнаментом представлен одним экземпляром. Он поступил в музей в 1910 г от известного исследователя Э.А. Вольтера. Пояс соткан из хлопчатобумажных и шерстяных нитей. Нужно отметить, что это не цельный предмет, а его часть (Дл. – 158 см.; шир. – 2 см.). На поясе выткано 40 различных геометрических орнаментальных композиций. Орнамент насыщен солярной символикой и одно изображение женской фигуры. Подобных поясов в других районах Литвы не зафиксировано. Вероятно «прусский» пояс как и пояс из Лиелварде в XIX в. был связан с каким-то обрядом типичным для той территории, где он бытовал.
Автор текста: Королькова Л.В., научный сотрудник отдела Северо-Запада и Прибалтики РЭМ.