Река Белая в посёлке Любытино впадает во Мсту. В древности эти края, куда мы вас приглашаем в экспедицию, назывались Помостьем. Издавна тут были водные пути из Киева в Новгород, а в более широком смысле — путь «из варяг в греки». И именно тут плыла из Пскова княгиня Ольга. И не просто плыла, а строила по пути погосты. Так и возник погост Белое, нынешнее Любытино.
Особенность посёлка — очень высокая концентрация памятников археологии на небольшой территории. В самом центре Любытина у моста возвышаются грандиозные десятиметровые сопки — погребальные сооружения славян. Датированы они VII-IX веками! В районе посёлка таких сопок более 200. А ещё есть огромный курган — протяжённостью 156 метров. Это самый длинный курган из сохранившихся до наших дней в Восточной Европе.
И здесь просто очень красиво. Вообще, пейзажи Новгородской области часто напоминают о древности — живших тут финно-угорских племенах, о Новгородской республике, о вече.
В конце первого тысячелетия здесь шло развитие крупного городского центра, который мог поспорить за господство с Новгородом. Но этого не произошло. Летописи скудны. В летописи 947 года читаем о походе киевской княгини Ольги на Мсту и Лугу с целью установления своей власти. Главный удар был нанесён по основному центру Помостья — району современного Любытина. Именно тогда здесь был основан княжеский погост.
В посёлке очень интересный музей! Внутри небольшого здания два уютных зала. Но самое интересное — экспозиция под открытым небом, аналогов которой в нашей стране нет.
«Славянская деревня X века» — уникальный комплекс, в точности воссоздающий жизнь славянского поселения тысячу лет назад. Поселения в древности были небольшими. Под открытым небом сейчас воссозданы 4 жилых дома, кухня, амбар, погреб, хлебная печь, гумно, клеть, загон для скота. Все постройки возводились по древним технологиям и в соответствии с данными раскопок, без применения современных инструментов — с помощью брёвен, мха, берёсты.
В типичной славянской деревне не было улиц, дома располагались по кругу, за изгородью, чтобы защищать домашних животных от животных диких. Загон для скота располагался в центре круга. Животных круглый год держали на улице, в дома зимой забирали только молодняк.
На основе раскопок реконструировали дома трёх типов — северо-русского, западно-русского и южно-русского. Основные отличия домов трёх типов — расположение печи относительно входа. Избы были не похожи на привычные. Без высокого крыльца, без подклета — срубы, крытые дёрном. В них не было окон. Топились они по-чёрному примитивной печью или очагом, устроенным на уровне пола, без дымохода. Дым уходил через щели в крыше и маленькие окошки-продухи. Окна — это потеря тепла. Видимо, по этой причине и двери такие низкие.
Все хозяйственные постройки были тогда общими. В деревне обычно жил один род — одна большая семья.
Земледелие древних славян было подсечно-огневое, то есть участки леса выжигали под пашню. Деревья рубили или подсекали — подрезали кору, чтобы они высохли. Через год их сжигали и производили посев прямо в золу, которая служила хорошим удобрением. Урожай после пожога получался обильным, а на следующий год землю рыхлили ручными орудиями. Потом земля, конечно, истощалась, а на восстановление уходило примерно полвека! Но лесов было много, плотность населения маленькая, да и много ли земли надо деревне?
Древние славяне были язычниками — мёртвых сжигали, хоронили лишь прах. Когда умирал глава рода, ему строили сопку: укладывали круг камней, в него насыпали горку песка, на которую водружали горшок с прахом. Затем всё засыпали песком и землёй — до образования сопки высотой 10, а то и 15 метров. Одна такая сопка расположена на территории музея. С неё открывается великолепный вид на деревню и реку.