Основан членами Даурской Духовной Миссии в 1681 году в качестве подворья Селенгинского Троицкого монастыря на побережье озера Байкал, близ места вероломного убиения царского посла Ерофея Заболоцкого и его товарищей монголами племени Цысан-хана.
Первая часовня пустыни-подворья была названа в честь святителя Николая Чудотворца. В 1700 году освятили новый храм в честь иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы, а в 1718 году – деревянную Спасо-Преображенскую церковь.
После пожара 1769 года, истребившего почти все здания обители, был заложен собор с нижним приделом во имя иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы и верхним в честь Преображения Господня. Строительство этого древнейшего храма Бурятии было окончено в 1778 году.
В 1812 году освящена существующая доныне церковь во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1820 году окончено построение каменной ограды вокруг монастыря и заложен храм в честь святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
Расположение обители близ залива Прорва с его морским портом являлось до середины XIX столетия причиной ее посещения многими известными государственными и общественными деятелями на их пути из Прибайкалья в Забайкалье, Китай и Монголию и обратно. Особое внимание уделяли монастырю с его некрополем убиенных послов российские дипломатические миссии, которые принимали здесь послов из других государств.
С 1862 года в обители находился центр Забайкальской Духовной Миссии и епископская кафедра Селингинского викарства, перенесенные в 1880 году в областной город Читу.
В 1901 году монастырь преобразован из мужского в женский.
После революции 1917 года обитель закрыли, все ее сооружения кроме двух храмов, в 1930-е годы разобрали и вывезли. В конце 1950-х был разрушен световой этаж и купола Спасо-Преображенского собора. До времени регистрации здесь в 1995 году православного прихода монастырь использовали под клуб, школу и больницу психически больных детей.
19 апреля 2000 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение возродить Спасо-Преображенский Посольский мужской монастырь на Байкале.
12 июля 2002 года в монастыре зазвонили новые колокола. С 18 июля 2002 года ведутся ремонтно-реставрационные работы на главном храме обители. В ходе археологических исследований, проведенных летом 2002 года, были определены места захоронения убиенных послов, расположение часовен, каменной ограды со святыми вратами и башнями. Планируется восстановление всего монастырского комплекса.
Источник: сайт Улан-Удэнской и Бурятской епархии
Посольский Спасо-Преображенский монастырь, 2 класса, общежительный, в 150 верстах от города Селенгинска, при селе Посольском, на южном берегу озера Байкала. Основан в 1681 году на месте убиения в 1650 году бурятами московского посла Заболоцкого. Сначала был мужским; в 1902 году обращен в женский. Над могилой содействовавшего первоначальному устроению обители купца Григория Осколкова (скончавшегося 10 декабря 1714 года) устроена часовня. При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
В начале 1648 г. монгольский хан Цысан, ставка которого располагалась около реки Керулен, а поданные кочевали на территориях северной Монголии и Забайкалья, отправил в Москву к Русскому царю посольство во главе со своим помощником Седиком. Целью посольства было просить русского царя принять хана и его народ в подданство России. Прибывшие к царю Алексию Михайловичу монгольские посланники были приняты с большим почетом и долгое время гостили в Москве и других городах. Ответное посольство, возглавляемое Тобольским боярином Ерофеем Заболоцким, было отправлено в Монголию с ответом согласия русского царя о принятии в подданство. Переплыв через Байкал, Ерофей Заболоцкий с товарищами, а также монгольский посол Седик со спутниками, остановившись в заливе Прорва и отправив в ставку к хану казаков за подводами, стали ждать их возвращения. 7 октября 1650 г. Ерофей Заболоцкий, его сын Кирилл, подьячий Василий Чаплин, казаки Василий Бессонов, Терентий Соснин, Яков Скороходов и Афанасий Сергеев, и промышленный человек Сергей Михайлов вышли из судна-дощаника и отошли от берега сажен на сто, развели огонь и грелись. Их товарищи остались на судне охранять государеву казну. Неожиданно на гревшихся у костра налетело около ста мунгальских разбойников, и несчастные российские посланники, не успев схватиться за оружие, были убиты и ограблены. Напавшие хотели захватить судно, надеясь на богатую добычу. Но казаки с корабля начали отстреливаться из огнестрельного оружия и отогнали грабителей. Тела убитых были погребены на холме, причем отец и сын Заболоцкие в одной могиле. Так погибли члены первого российского посольства в Монголию, пришедшие в эти земли для установления дружеских взаимоотношений между русским и монгольским народами. Но их гибель все же не была напрасной. Она явилась причиной возникновения здесь Посольского монастыря и его села, а главное — значительно ускорила процесс освоения Россией Забайкалья.
Царь Алексей Михайлович болезненно воспринял донесение об убийстве членов его посольства на берегах Байкала. Им было принято решение отправить отряд казаков во главе с енисейским боярином Петром Бекетовым, для строительства острожных крепостей в Забайкалье. И при этом Бекетову было заповедано «приводить здешних людей под государеву царскую высокую руку, и привет к ним и ласку держать…». До этой экспедиции Петр Бекетов уже ходил с отрядами в Якутию, на север Забайкалья, к Охотскому побережью. И вот теперь, как и все русские первопроходцы, шедшие в новые земли для расширения границ России для славы ее и просвещения местных народов светом православной веры, Бекетов направился на восток и пересек Байкал.
Осенью 1652 г. самый крупный за историю 17 в. казачий отряд первопроходцев в 300 человек на тридцати суднах-дощаниках высадился в заливе Прорва близ места захоронения убиенных послов. Бекетов планировал после высадки дойти до устья Селенги и там основать острог. Но отсутствие строевого леса в том месте и некоторые другие причины помешали исполнить этот план. Из-за неясности дальнейшего пути и приближения холодов было принято решение зазимовать в Прорве, заложив здесь острожное поселение. В своих сообщениях енисейскому воеводе Петр Бекетов называл его «острожком» и «новым государевым зимовьем на Усть-Прорве реке», как тогда называлась река Большая Речка. Острожек явился первым пунктом этой экспедиции первопроходцев. Перезимовав, ранней весной 1653 г., отряд казаков ушел на восток и основал город Читу и несколько острогов, закрепивших за Россией территорию Забайкалья. Православная часовня над могилами убиенных послов и жилища, поставленные казаками, использовались три десятилетия приплывавшими сюда рыбопромышленниками, а затем перешли в собственность Посольской обители. Таким образом, 350 лет назад было положено начало Российского Забайкалья.
В 1681 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви под председательством царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима принял решение об отправке в Забайкалье Даурской духовной миссии во главе с игуменом Феодосием и иеромонахом Макарием для просвещения моногльских народов светом православной веры и поддержания ее в русских переселенцах. От Собора миссия получила такое наставление: «Приехав в Даурию, в Селенгинске и других городах и острогах приглашать всяких иноверцев к христианской вере православной, поучать со всем тщанием и ревностью из Божественного Писания и крестить. Опасаться, чтобы какими-нибудь строптивыми словами не отдалить иноверцев от святого дела». В этом же году, прибыв в Забайкалье, члены миссии основали Селенгинский Свято-Троицкий мужской монастырь и в память убиенных послов — Николаевскую Пустынь на Посольском мысу. В дальнейшем эта пустынь была преобразована в Спасо-Преображенский Посольский монастырь.
В течение почти 150 лет монастырь являлся не только важнейшим духовным, но и административным центром Забайкалья. Первые десятилетия обитель с ее оградой так же выполняла функции зашиты русских переселенцев от воинствующих монгольских племен. Удачное расположение близ залива Прорва, удобного для отстоя судов, уже в 17 в. превратило Посольский монастырь с его портом и селом, в ворота России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Из Прибайкалья в Забайкалье, Приамурье, на Дальний Восток, а так же Китай, Монголию и обратно через порт монастыря направлялись многие, в том числе известные государственные и общественные деятели, военные, люди науки и культуры, купцы и крестьяне. В летнее и зимнее обитель являлась странноприимницей для людей всех чинов и званий. Обеспечивала их жильем и питанием во время вынужденных остановок из-за непогоды. С 1689 г. через Посольское пролегал знаменитый Чайный путь, по которому из России в Китай направлялись купеческие караваны.
Спасо-Преображенский монастырь был объектом особого миссионерского служения, многие десятилетия связанный с российской духовной миссией в Пекине, а в конце 19 в. ставший резиденцией начальника Забайкальской духовной миссии. Это было местом посещения всех посольств России в Китай и Монголию, встреч с дипломатами этих стран до конца 18 в., а так же опорный пункт академических экспедиций по изучению Байкала и прилегающих к нему территорий. Село Посольское служило началом почтово-купеческого сообщения России до границы с Китаем. Таким образом, село Посольское с его монастырем внесло серьезный вклад в дело освоения Россией земель, лежащих за Байкалом, и приобщения коренных жителей к православию, формированию дружеских отношений между народами.
История монастыря и его села особо связана с дипломатическими отношениями России с Китаем и Монголией. Обитель с некрополем убиенных членов посольства при ее стенах была особо посещаема первыми российскими послами в эти государства. Еще в 1675 г. место захоронения Ерофея Заболотского и его товарищей посетил для молитвенного их поминания первый российский посол в Китай Николай Гаврилович Спафарий (Милеску). В 1687 г. в монастыре некоторое время находилась вторая посольская миссия в Китай во главе с боярином, великим и полномочным послом России Феодором Алексеевичем Головиным со временем ставшим ближним сотрудником Петра I и главным руководителем российской внешней политики. Прибывавшие к Феодору Головину китайские послы принимались им в Посольской обители. В 1693 г. здесь побывал третий посол в Китайское государство Избранд Эберхард Идес. Летописцы зафиксировали посещение монастыря в начале 18 в. также посольствами Льва Васильевича Измайлова и Саввы Лукича Владиславовича-Рагузинского, основателя Кяхты, подписавшего в 1728 г. знаменитый русско-китайский Буринский или Кяхтинский договор.
Дипломатический задания Петра I выполнял и главный ктитор обители того времени, комиссар торговых караванов Григорий Афанасьевич Осколков, который в 1712 г. добился разрешения китайского императора об отправке в Пекин постоянной Русской духовной миссии. Эта миссия кроме своего официального назначения в течение почти 200 лет уделяла особое внимание вопросам дипломатического характера, что усугублялось недопущением нахождения в Китае посольских представительств большинства государств. Несколько настоятелей монастыря в период с 1734 г. по 1764 г. были руководителями этой миссии, а многие иеромонахи – ее членами. На содержании обители находилась Иркутская школа китайского и монгольского языков, готовящая переводчиков и миссионеров для этих стран. Иркутские власти несколько десятилетий использовали монастырь как место дипломатических встреч с послами из Китая и Монголии. Воспоминания о селе Посольское и монастыре оставили академик Мессершмидт, первый российский ученый в 1723 г. посетивший Байкал. Также изучавшие озеро в 18 в. академики Миллер и Гмелин, академик Лаксман, в 70-е г.г. академики Паллас и Георги оставили заметки о монастыре. Описание места захоронения послов при стенах монастыря в 1824 году сделал известный путешественник и публицист Алексей Мартос. Начиная с 1733 г. в течение 4-х лет, капитан-командор Витус Беринг перед вторым своим посещением Камчатки обустраивавший в Забайкалье почтово-купеческое сообщение, имел опорным пунктом Посольскую обитель.
В начале 18 в. село Посольское посещали известный шотландский врач Джон Белл и направлявшийся к калмыцкому хану Аюке цинский посол маньчжур Тумииэня. В 1830-е годы при возвращении из Забайкальской каторги после помилования через Посольское держали путь домой многие декабристы, в том числе семья Анненковых, едва не погибшая при внезапном шторме. Близ монастыря у богатого посольского крестьянина Кыштымова некоторое время проживали братья Бестужевы, оставившие описание обители, ее окрестностей, нравов и быта жителей этих мест. В 1820 г. в обители побывал генерал-губернатор Сибири М.М. Сперанский. В 1719 г. посетил монастырь митрополит Тобольский и Сибирский Филофей (Лещинский). В 1722 г. здесь побывал святитель Иркутский Иннокентий (Кульчицкий). Он еще не раз жил в монастыре в последующие 5 лет своего нахождения в Забайкалье. Именно он дал монастырскому селу название Посольское. В последствие в обитель приезжал святитель Иркутский Софроний (Кристаллевский). А в марте 1868 г. здесь побывал апостол Америки святитель Иннокентий (Вениаминов). Посещали монастырь и другие Иркутские архиереи 18-19 в.в. Со времени основания монастыря залив Прорва превратился в крупнейший морской порт на Байкале. Способствовало этому как отсутствие до начала 19 в. удобных для передвижения и безопасных от разбойных нападений сухопутных путей, так и кратчайшее расстояние от залива до устья реки Ангара, связывающей Байкал с Иркутском. В 1726 г. здесь была заведена постоянная казенная переправа, состоявшая из бота и морской лодки. Чуть позже через порт организовано почтовое сообщение на казенных и частных судах в сопровождении военной команды. В 1735 г. обитель стала начальным пунктом почтово-купеческого сообщения из России до границ Китая. В 1739 г. на верфи порта с использованием лиственного корабельного леса из вотчины Посольского монастыря в деревне Исток началось строительство кораблей, положивших начало государственному флоту на Байкале, реках Ангаре и Селенге. Первый маяк на Байкале был построен именно в Посольском порту. Порт в заливе Прорва действовал до 1839 г., вплоть до упразднения Иркутского Адмиралтейства.
В начале 18 в. во владениях Посольского монастыря находилась территория площадью более 3000 кв.км. с сенными покосами на 2200 копен, 33-мя десятинами пашни. В 1727 г. грамотой Петра I обители определены свободные рыбные промыслы в любом месте Байкальского моря. К середине 18-го века монастырю принадлежали находящиеся на его землях шесть деревень и заимок, в вотчинах обители числились 220 крестьян и вкладчиков. Вся эта собственность сохранялась за монастырем до 1764 г., когда в ходе реформ государство отняло у церкви все ее владения. Эта реформа, значительно ухудшавшая экономическое положение обители, все же не помешала ее восстановлению после пожара в 1769 г. и строительству каменного Спасо-Преображенского собора монастыря. В 1797 г. обители были возвращены сенные покосы и некоторые рыбные ловли на Байкале. Но серьезное изменение в хозяйственной жизни монастыря произошло только в 1866 г., когда ей было в качестве пособия на содержание Забайкальской духовной миссии в вечное владение передано 500 десятин сенокосной и частью пахотной земли, и 7 рыбных статей на реке Селенга. Доход монастыря составлял тогда только от рыбной ловли 6 тысяч рублей золотом в год.
Монастырь, располагая огромным и примерным хозяйством, вызывал интерес у коренных жителей Забайкалья методами его ведения и, привлекая к участию в хозяйственной деятельности, оказывал серьезное влияние на их культуру и быт. При этом решался вопрос приобщения местных народов к Православию.
Миссионерское служение являлось главной задачей Спасо-Преображенского Посольского монастыря, и было направлено на просвещение бурят и тунгусов светом Православной веры, возвращение старообрядцев в лоно Церкви. Во всех местах, где имелись монастырские владения, образовывались целые селения новокрещеных. В 1701 г. была заведена даже особая Кударинская обитель для новокрещеных бурят. Но в 1734 г. Православная миссионерская деятельность в Забайкалье была запрещена правительством России из-за опасения осложнений в отношениях с Китаем. И в период с середины 18 в. до середины 19 в. некоторые попытки осуществления монастырем миссионерского служения не принесли заметных результатов. В 1862 г. в обители была основана резиденция Забайкальской духовной миссии, возглавляемая викарным епископом Вениамином (Благонравовым).
При нем в монастыре было открыто училище с целью подготовки способных мальчиков из бурят к миссионерскому служению с обучением их нескольким языкам народностей, живущих за Байкалом. Выпускниками училища стали будущий благочинный при Агинской Степной думе и переводчик на бурятский язык многих богослужебных книг Алексей Норбоев, священнослужители Николай Гармаев, Василий Тарбаев, Михаил Языков, Григорий Очиров и многие другие, понесшие Христову веру коренным жителям Забайкалья и Дальнего Востока. Преосвященный Вениамин, высоко поставив деятельность миссии, явился и сам одним из виднейших проповедников и православных писателей-публицистов, оставив, кроме того, уникальные историко-краеведческие сведения о Восточной Сибири. После епископа Виниамина возглавляли миссию поочередно епископ Мартиниан (Муратовский) и святитель Мелетий (Якимов), также положивший многие труды в деле благовествования. За период с 1862 г. по 1880 год миссионерами было крещено около 2000 бурят и тунгусов. А в 1878 г. в водах Байкала принял крещения даже перешедший в православие лама-врач маньчжур Тапчин Мангулов, получивший при таинстве имя Владимир и фамилию Байкалов. За это время были возвращены в лоно Церкви также почти 2000 старообрядцев.
К началу 80-х г.г. 19 в. в Забайкалье было организовано более 20 миссионерских станов, управление которыми осуществлялось из монастыря. В 1880 году резиденция Забайкальской духовной миссии была перенесена в областной город Читу. После перенесения Забайкальской духовной миссии в Читу духовная и хозяйственная жизнь обители стала быстро затухать, что привело к началу 90-х г.г. 19 в. к значительному сокращению числа ее насельников. В результате возникла угроза закрытия обители. Церковные власти приняли решение с целью сохранения преобразовать его из мужского монастыря в одноименный женский. В 1900 г. здесь начала действовать женская обитель, по количеству насельниц ставшая одной из самых многочисленных в Забайкалье. Направление хозяйственной деятельности изменилось от рыболовного промысла и сельского хозяйства к свечному производству, освоив которое монастырь обеспечивал все Забайкалье свечами.
Революция отрицательно сказалась на жизни и численности насельниц обители, хотя еще в 1920 г. здесь происходили монашеские постриги. В первые годы советской власти монастырь существовал под видом сельскохозяйственной артели, но к концу 20-х г.г. был закрыт. Монастырский комплекс некоторое время использовался под клуб и школу. В 1936 г. часть деревянных и каменных строений были разобраны и вывезены для постройки Кабанской МТС. В 40-е г.г. Посольский монастырь занимал детский дом Министерства соцобеспечения Бурятской АССР. В 1961 г. его архитектурно — исторический комплекс был отнесен к памятникам федерального значения. В течение длительного времени на территории обители находился стационар для больных детей.
В 1995 г. в Свято-Никольском храме монастыря был образован православный приход. С прибытием на Читинскую кафедру епископа Евстафия в 2000 г. приход был преобразован в монастырь. Началось возрождение монашеской жизни в старейшей обители на берегу Байкала. В ходе археологических изысканий, проведенных летом 2002 г., были определены места захоронения убиенных Царских послов, именно на этом месте возведена Успенская часовня.
http://monasterium.ru/monastyri/monastery/spaso-preobrazhenskiy-posolskiy-monastyr-muzhskoy-v-sele-posolskoe/