Находится монастырь на правом берегу реки Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах от города Рязани. Историческое предание относит его возникновение к концу XII или началу XIII столетия когда в эти края пришли монахи — проповедники Слова Божия, чтобы просветить окрестных язычников светом спасительной Христианской веры. С собою они принесли чудотворную икону апостола Иоанна Богослова — одну из многих святынь, переданных Константинопольской Церковью в благословление новопросвещённой Русской земле. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря. В славянском Прологе под 26 сентября повествуется, что он был написан в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой, рукою которого вспомоществующе водил сам, явившийся ему, апостол Иоанн Богослов. Первоначально монастырь возник несколько в ином месте. Под соседним холмом, из подножия которого и по сей день истекают родниковые ключи с целебной водой, пришедшие монахи ископали пещеры, в которых устроили храм и поселились сами. Место основания обители, столь живописное ныне, в те далёкие времена имело вид мрачной и суровой пустыни. На монастырском холме и окрестных высотах рос многовековой дубовый лес. Низменное пространство к югу до самой Оки было покрыто непроходимыми топями и болотами.
В 1237 году святой апостол и евангелист Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. В ту пору хан Батый, разорив столицу Рязанского княжества, Старую Рязань, и продвигаясь со своим войском вдоль Оки на Коломну, приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить его и сжечь. Однако, грозный хан и его воины были устрашены видением святого апостола Иоанна Богослова. Отказавшись от мысли разорить обитель Батый оставил при чудотворной иконе свою золотую печать, которая хранилась иноками на протяжении 416-ти лет. В 1653 году при архиепископе Рязанском, священномученике Мисаиле, когда чудотворный образ временно находился в старом Успенском соборе Рязанского Кремля, печать была снята для позлащения большой водосвятной чаши. В XVI — первой половине XVII века монастырь претерпевал многократные разорения со стороны крымских татар, но неизменно возрождался. Предание рассказывает, что после одного из таких разорений в XVI столетии была сделана попытка перенести монастырь в более безопасное место — в село Высокое Михайловского уезда, к «засечной черте», под защиту русских пограничных дружин. Но апостол Иоанн Богослов сего не желал. Его чудотворная икона скрылась из местного храма и была вновь обретена в изначальной Богословской обители, но уже не на старом месте, а несколько севернее, в монастырском лесу на огромном дубе, где ныне возвышается собор во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Настоятель с братией, усмотрев в чудесном перенесении образа вразумление свыше, вернулись на прежнее место. Дуб же этот, до самого построения собора, оставался постоянно зеленеющим деревом. При расчистке площадки для храма, первоначально деревянного, дуб спилили, а доску, изготовленную из него, положили поверх главного престола. Впоследствии эта доска была перенесена в новый Успенский собор монастыря. Хотя обитель и владела обширными вотчинами, но неоднократные разорения долгое время не позволяли ей благоустроиться. До середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными.
В 50-е годы XVII века строятся каменная ограда и Святые врата. Последние, по форме своей напоминают обычный куб со сквозным арочным проемом, выходящим на северную и южную стороны. Святые врата увенчивает небольшой купол с крестом, придавая им идейную и архитектурную законченность. В интерьере они украшены старинными фресками, относящимися также к XVII столетию. Это единственные на Рязанской земле фресковые росписи, сохранившиеся от такой древности. В силу позднейших перестроек нашего времени Святые врата оказались внутри монастырской ограды. Во второй половине XVII века, по проекту Юрия Яршова, в обители возводится каменный двухэтажный Иоанно-Богословский собор, в нижнем ярусе которого был освящен престол во имя святителя Николая Чудотворца, а наверху — апостола Иоанна Богослова. В том же году в монастыре устраивается второй каменный храм — в честь Успения Пресвятой Богородицы (разобранный по ветхости в 1868 году). Из других каменных построек XVII века до наших дней сохранились настоятельский корпус и малая шатровая колокольня. Патриарх Адриан в 1652 году своей грамотой благословил архимандриту Антонию и последующим настоятелям всякое священнослужение совершать в серебряно-кованой митре. В этой грамоте Иоанно-Богословский монастырь назван третьим по занимаемому им месту среди обителей Рязанско-Муромской епархии. Несмотря на переменчивую политику государства по отношению к Церкви в петровское и последующее время обитель находилась в благоденственном состоянии. Численность братии составляла тогда около 50-ти человек.
После указа Императрицы Екатерины II от 1764 года о секуляризации церковных земель, Иоанно-Богословский монастырь, как и многие другие русские обители, приходит в упадок. Пора нового духовного и хозяйственного расцвета для него наступает во второй половине XIX столетия. В 1860 году неподалёку от обители приобретает загородное имение Давид Иванович Хлудов — потомственный почётный гражданин, купец 1-й гильдии. Будучи ревнителем христианского благочестия, Давид Иванович становится главным благотворителем монастыря. На его средства полностью реконструируется Иоанно-Богословский собор (он становится одноэтажным). В соборе устраивается новый иконостас. Иконы для него пишет известный рязанский художник-изограф Николай Васильевич Шумов. Этот собор, уже в обновлённом виде, был вновь освящён 5 октября 1862 г. во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Благодаря ходатайству Д. И. Хлудова настоятелем Иоанно-Богословского монастыря 22 марта 1865 года Святейший Синод определил быть иеромонарху (затем игумену, а с 1870 года — архимандриту) Виталию (Виноградову), а сам монастырь стал общежительным. В течении последних лет духовная жизнь обители существенно преобразилась. Устав общего жития для неё был заимствован из Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря и отличался аскетически-строгими правилами. Был введён благолепный, более продолжительный чин богослужения, а впоследствии и замечательное своим содержанием вечернее правило с поклонами, которое стало ощутимым подспорьем для братии в навыкновении умному деланию — молитве Иисусовой, этой существенно-важной части монашеского подвига.
В 1868-1870 годах на средства Д. И. Хлудова возводится новый Успенский собор с тремя престолами (главный — в честь Успения Божией Матери; правый в честь «Тихвинской» иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского, небесного покровителя Давида Ивановича Хлудова; левый — в честь святителя Николая Чудотворца). В 1868-1878 годах строится новый трёхэтажный братский корпус. Вне монастырской ограды в 1867 году был возведён двухэтажный каменный гостиный двор для богомольцев. В том же году было построено здание церковно-приходской школы для местных крестьянских детей. Иноки ежегодно обучали в ней более 70 мальчиков. Все необходимые учебные принадлежности предоставлялись им также за счёт монастыря. Усердием того же доброхотного купца Д. И. Хлудова в 1873 при обители была устроена богадельня на 150 человек, из которых в ней могли получать призрение 60 человек мужского и 60 человек женского пола — престарелых, достигших 60-ти летнего возраста, а равно без различия лет и те, которые по разным болезням и природным недостаткам не могли своими трудами себя пропитать. Также и 30 человек больных, по 15-ти каждого пола. Не одни только живущие в богадельне, но и вне её — временно приходящие для излечения получали медицинскую помощь. С этой целью при богадельне имелась постоянная аптека с опытным фельдшером. В здании богадельни был освящён и действовал храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Богослужение в нём совершалось силами братии монастыря. Уже после Д. И. Хлудова, в 1901 году, на его средства, по проекту рязанского архитектора И. С. Цеханского строится 76 метровая колокольня, самый большой колокол на которой весил 545 пудов. В колокольне размещалась большая библиотека, где имелись старинные книги XVII-XVIII веков. Архимадрит Виталий (Виноградов) управлял обителью в течении полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти ста лет. Число братии при нём весьма возросло и составило более 100 человек.
В годы гонений на церковь в первой половине XX века обитель разделила судьбу многих русских монастырей и храмов. В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимадритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы, доставлены в Рязань и по обвинению в контрреволюционной деятельности осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднён. Накануне закрытия из обители исчезла одна из главных из её святынь — древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова. С того времени местонахождение иконы неизвестно. Осенью 1988-го года Свято-Иоанно-Богословский монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. По благословлению управлявшего тогда Рязанской епархией архиепископа Рязанского и Касимовского (а ныне прибывающего на покое митрополита) Симона наместником монастыря был назначен архимандрит Авель — опытный в духовной жизни, с 1945-го года подвизающийся в монашеском звании, священнослужитель. С того времени началось восстановление разрушенной обители.
В 2004 архимандрит Авель, обременённый тяжестью лет, ушёл на заслуженный покой. Решением Священного Синода управление обителью было возложено на преосвященнейшего Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего в истории обители первым настоятелем — архиереем. За прошедшие 17 лет с Божьей помощью сделано уже немало. В Иоанно-Богословском соборе трудами рязанских мастеров устроен новый, резной, в древнерусском стиле иконостас. Московским иконописцем Александром Чашкиным расписан алтарь. Продолжается реставрация Успенского собора. Полностью восстановлен братский корпус, в нижнем этаже которого располагается трапезная для братии. Под малой шатровой колокольней с самого начала возрождения обители освящён храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В конце 90-х годов XX века он был полностью отреставрирован и расписан. В храме установлен тябловый иконостас в стиле XVII века. Во время возобновления храма 19 мая 2001 года он был дополнительно посвящён, прославленному в 2000-м году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, государю-страстотерпцу Николаю II. В древних Святых вратах устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери. В братском корпусе на третьем этаже также освящён храм — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона. Завершается обустройство нового двухэтажного жилого корпуса, в котором уже действует трапезная для паломников. В нём будет устроен храм в честь Российских князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Ныне он готовится к освящению.
По милости Божией и усердием архимандрита Авеля (Македонова) собрано множество святынь. Братией благоговейно чтятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Знамение — Корчемная» и «Тихвинская». В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и многих других угодников Божиих, как вселенских, так и отечественных, а также священные предметы, связанные с именами сщмч. Мисаила Рязанского и новомученика сщмч. Иувеналия Рязанского. Под алтарной частью Богословского Собора в 1993 году устроен и освящён храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. Восстановлена каменная ограда с башнями. Вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами, находится Святой источник. Издревле он почитался как чудотворный, а с 1872 года случаи чудесных исцелений стали фиксироваться документально. Первым, среди множества подобных случаев, упоминается случай об исцелении 22-летней крестьянки села Кузьминского, бесноватой и расслабленной Анны Егоровой, который произошел в 1872 г. Известны и многочисленные исцеления от рака, которые происходят и в наши дни. В 1874 г. над Святым источником была построена часовня, увенчанная пятью главами, до наших дней не сохранившаяся. В 2005 г. начались большие работы на источнике: воссоздается часовня, строится новая просторная купель, построена монастырская церковная лавка. После окончания этих работ планируется восстановить и старые пещеры, находящиеся рядом с источником.
Из брошюры «Свято-Иоанно-Богословский монастырь». Издательство «Лето». Рязань. 2006 г.
Богословский монастырь, 3 класса, общежительный, в 25 верстах от Рязани, на берегу реки Ока, при селе Окаемове, в 12 верстах от железнодорожной станции Дивово. Построен на берегу реки Прони, в Михайловском уезде, в XIII веке; возобновлен в 1533 году; около 1615 года перенесен на настоящее место. В соборном храме находится образ святого ап. и ев. Иоанна Богослова; первоначально доска образа была с рукоятью, которая отпилена в 1700 году и сохраняется в ризнице монастыря. На этой рукояти около того же времени описано происхождение иконы и первое бывшее от нее чудо следующим образом: «От знающих древних честных мужей поведываемо, яко писан тот святой образ в Царьграде гусарем (мальчиком — сиротою, пасшим около одного маленького городка близ Царьграда гусей), наученным святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, принесен в Рязань при великих князьях; но было о том писано и от разорения утерялось». Перенесение образа произошло, во всяком случае, раньше того, чем теперешняя Рязань сделалась стольным городом княжества (что относится к 1291 году). Предполагают, что в конце XVI века, после набега и опустошения края крымским ханом, святой образ из разоренной обители был перенесен в Рязань. Доподлино же известно, что образ в 1700 году находился в Рязани, а потом возвращен обители. Первое известное чудо от святой иконы совершилось над татарским ханом Батыем, во время опустошения России в 1237 году. Батый, приближаясь к обители сей, поражен был ужасом; почему, вместо разорения обители, снабдил ее сокровищами, приложив герб и печать свою золотую к образу святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, и впоследствии оказывал уважение этому монастырю. Печать в XVII веке была употреблена на позолоту чаши. В настоящее время святая икона находится перед правым средним клиросом в великолепном киоте. Золотая риза покрывает лишь края ее, так что весь лик виден. Апостол изображен в полуобороте в глубокой задумчивости. Лик — светел и ясен. С противоположной стороны на той же доске нарисован Тихвинский образ Божией Матери. В 1848 году холера ослабевала и прекращалась разом в селениях, куда приносили святую икону. При монастыре школа, богадельня и странноприимный дом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Древний Иоанно-Богословский монастырь возник в конце XII – начало XIII столетия. В XVI – первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но всякий раз возрождался вновь. В это время была предпринята попытка перенести монастырь в село Высокое Михайловского уезда, к Засечной черте, под защиту русских пограничных дружин. Но чудотворная икона Иоанна Богослова, которую братия взяла с собой, всякий раз исчезала из местного храма и вновь появлялась на старом месте. Это был знак того, что нельзя было менять месторасположения монастыря, и монахи вернулись назад.
Во второй половине XVII века вокруг обители выстроили каменную ограду и Святые врата. По проекту известного русского зодчего Юрия Яршова был возведен каменный двухэтажный Иоанно-Богословский собор и храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. К середине XVIII века число братии достигло 50 человек, и сама обитель процветала. С 1764 года после указа императрицы Екатерины II о секуляризации церковных земель Иоанно-Богословский монастырь начал приходить в упадок.
Во второй половине XIX столетия московский купец 1-й гильдии Д.И. Хлудов становится главным благотворителем и попечителем монастыря. На его средства в 1862 году произвели реконструкцию и реставрацию Иоанна-Богословского собора. Вскоре на территории обители построили каменную гостиницу для богомольцев и церковно-приходскую школу для крестьянских детей. В 1870 году на территории монастыря возвели новый Успенский собор, а через три года при обители устроили богадельня на 150 человек, которая получила название «Хлудовской». Строительные работы продолжались. Построен новый братский корпус, на святом источнике возвели пятиглавую каменную часовню. В 1892 году у монастыря появилось подворье в Рязани, которое размещалось в доме, пожертвованном мещанином Александром Михайловичем Москалевым. По проекту рязанского архитектора И.С. Цеханского в 1901 году в монастыре возведена 76-метровая колокольня, с которой открывался чудесный вид на окрестности.
После революции 1917 года для обители наступили тяжелые времена. 7 октября 1918 года комиссией Рязанского уездного подотдела по ликвидации церковных имуществ проведена ревизия Богословского монастыря. Началось разорение обители. А в 1930 году монастырь был окончательно закрыт и разорен. Накануне закрытия из обители исчезла одна из главных ее святынь – древний чудотворный образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. С того времени местонахождение иконы неизвестно.
Долгие годы древняя обитель стояла в запустении и забвении. В годы разорения здания обители долго пустовали, потом в них разместили детский дом для малолетних правонарушителей, а внутренний объем Иоанно-Богословского храма разделили перекрытием, устроив два помещения – для спортивного зала и клуба, пол которого устлали иконами, вынутыми из иконостаса. Некоторое время спустя здания монастыря занимало училище механизации сельского хозяйства. И только в 1988 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и началось его постепенное возрождение. Ремонтировались храмы, велась обширная реставрация, освящались новые престолы и приделы, на колокольне появились новые колокола. Многое помнит монастырь, и каждый его храм свято хранит свою историю.
Соборный храм Иоанна Богослова возведен в 1689 году. На первом этаже был устроен престол во имя святителя Николая Чудотворца, а наверху — апостола Иоанна Богослова. Во второй половине XIX века на средства главного жертвователя монастыря Д. И. Хлудова собор полностью перестраивается и становится одноэтажным. В соборе устроили новый иконостас, иконы которого были написаны известным рязанским художником Н.В.Шумовым. Храм был вновь освящен во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова 5 октября 1862 года. Рядом находится храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, который был построен в 1689 году. Однако позднее, в 1868 году он был разобран по ветхости. В 1868 — 1870 годах на средства Д.И.Хлудова, главного благотворителя монастыря, возвели новое здание Успенского собора с тремя престолами. Главный — в честь Успения Божией Матери, правый в честь «Тихвинской» иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского, небесного покровителя Давида Ивановича Хлудова и левый — в честь святителя Николая Чудотворца. Украшением обители является колокольня. В 1901 году, уже после смерти Хлудова, на оставленные им средства построили 80-метровую колокольню по проекту рязанского архитектора И.С. Цеханского, самый большой колокол которой весил 545 пудов. В колокольне размещалась большая библиотека, где хранились старинные книги XVII–XVIII веков.
Бывший преподаватель училища механизации сельского хозяйства Чечин рассказывал, что еще застал в живых стариков, помнивших строительство большой колокольни. Сельчане вспоминали, что мастера были приезжие, а рабочие – свои, местные. Строительные материалы подвозили издалека. Подъемных механизмов не было, все делалось вручную. Колокольню опоясывали строительные леса, колокола наверх поднимали канатами. Святые врата – наиболее древняя постройка монастыря. Привратная часовня в честь иконы Божией Матери «Иверская», устроена в древних Святых вратах обители. Доступ открыт для богомольцев в дневное время суток с мая по октябрь. Святые врата — это одно из первых каменных строений монастыря. Они были построены в 60-е годы XVII века по проекту зодчего Ершова. Внутри хранятся фрески на тему сотворения мира и Апокалипсиса, также относящиеся к XVII столетию. Старинная часовня-купальня в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на святом источнике расположена в 300 метрах от монастыря. Открыта весь год круглосуточно. Братия монастыря восстановила её по старым чертежам.
Сегодня в монастыре мирно течет монашеская жизнь и совершаются ежедневные богослужения.
Источник: http://www.ryazan-hram.ru/node/96
1 августа 1993 г. под алтарем Иоанно-Богословского собора устроен и освящен новый храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия, архиепископа Рязанского, и всех Новомучеников и исповедников Российских.
http://www.vidania.ru/temple/temple_ryazanskaya/ioanno_bogoslovskii_monastyr_istoriya_obiteli.html
В середине ХVII века в Иоанно-Богословском монастыре ведётся активное каменное строительство. В 1650-е годы зодчий, каменных дел мастер Яршов (Ярушев, Ершов) Юрий Корнилович, автор проекта строительства 2-го этажа церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи при Архиерейском доме (т. н. «Дворец Олега» в Рязани) возводит каменные стены и Святые врата; в стену встраивает шатровую колокольню с храмом иконы Божией Матери Тихвинская, проектирует и строит монастырские корпуса, двухэтажный храм Иоанна Богослова с холодной Богословской и тёплой Никольской ц., а также первоначальный собор Успения Пресвятой Богородицы (1652 г.).
Из книги-путеводителя: Марцев П. А. «Москва-Рязань». — Москва, 2011
Тайная пещера Иоанно-Богословского монастыря
Интересную загадку поставило перед исторической наукой существование рукотворной пещеры Иоанно-Богословского монастыря. Когда возникла монастырская пещера, и с какой целью она была создана — неизвестно. Некоторые исследователи связывают появление подземелья со временем распространения христианства и сопротивлением этому проникновению вятичей, которые вырыли пещеру для своего укрытия и для того, чтобы прятать в ней языческих идолов. Другие относят строительство ко времени татаро-монгольского нашествия 1237 года. Не исключено, что «языческую» пещеру освоили христиане в то беспокойное время.
Пещера, как подземное убежище, была тщательно замаскирована в густой дубовой роще и имела выход к водному источнику. На другом берегу реки Оки пещера должна была войти в подземный ход Солотчинского монастыря. Грандиозное сооружение не было доведено древними строителями до своего первоначального замысла.
В XVII веке монастырская пещера стала использоваться для заточения «раскольников-старообрядцев». В 70-х годах XVII века из Москвы в Рязань переправлялись для заточения в глухом монастырском подземелье противники Патриарха Никона. Наряду с калужским Боровским монастырем, Иоанно-Богословский монастырь стал местом ссылки опальных последователей старой веры. Близость к столице и скрытная доставка обеспечивали надежную их изоляцию. В 80-х годах XVII столетия в земляной тюрьме Богословского монастыря содержались сторонники протопопа Аввакума, среди которых был ссыльный чернец Сергий, соратник суздальского священника Никиты Добрынина (более известного под прозвищем «Пустосвят»).
В первом десятилетии XX века один из многочисленных паломников, рязанский гимназист, делился своими впечатлениями о монастыре и об одной из его главных достопримечательностей — древней пещере: «в долинке между двумя последними холмами находится пещера затворника, основавшего монастырь и ушедшего, по свидетельству братии, на Афон. Эта пещера громадна: она выкопана под дубовою рощей, так что в потолке свешиваются корни. Посредине пещеры земляной престол с крестами, вырезанными из земли. Против престола находится сделанное из земли, но плохо сохранившееся Изображение Божьей Матери с Младенцем на руках».
В 1930 году пещеру обнаружили местные жители, но никаких ценностей, кроме сделанных из земли столиков и скамеек, в подземелье не нашли. Затем рукотворное чудо приспособили для своих нужд лисицы, пока их не спугнули местные жители. В 1962 году пещеру обследовал московский архитектор В. Плужников, который составил план на обследованном им шестидесятиметровом участке, высказав предположение о том, что изначально протяженность пещеры составляла не менее пятисот метров. Монастырская пещера состояла из трех прямоугольных помещений (келий/камер) площадью 1×2 м. В 70-х годах рязанский архитектор и краевед Н. Смирнов произвел недостающие замеры и сделал натурную зарисовку местности.
В настоящее время, несмотря на то, что над входом в пещеру устроена деревянная крепь, а сама пещера закрыта для посетителей, без консервационно-реставрационных работ она может разрушиться в любой момент от протечки грунтовых и поверхностных вод. Необходимо её сохранить, как уникальное коммуникационно-инженерное и культовое сооружение давних времен.
В. Семин «Легенды Рязанского края», «История, культура и традиции Рязанского края».