Троицкий собор является древнейшим каменным зданием, сохранившимся в Пошехонье. Его композиционное ядро – в плане близкий к квадрату массивный двухсветный четверик, увенчанный высоким широко расставленным пятиглавием. С востока к четверику примыкала трехапсидная алтарная часть, а с запада — небольшая прямоугольная в плане трапезная. Конструктивное решение основного объема Троицкого собора напоминает близкий ему по времени собор Богоявленского Островского монастыря (1702 г.). Толстые стены и два мощных, квадратных в плане пилона служат основой для системы подпружных арок и крестовых сводов. Барабан центральной главы световой, боковые главы глухие. Внешний облик Троицкого собора весьма лапидарен. Простые, лишенные наличников оконные проемы на северной и южной стене расположены по три в ряд в верхнем ярусе и по одному по сторонам портала в нижнем. Ныне нижние окна и порталы растесаны и частично утрачены. Карниз с зубчиками служит как бы основание для пяти полукруглых кокошников, расположенных в верхней части каждого фасада. На западной стене симметрично по отношению к ее центральной оси размещены два небольших окна крестообразный очертаний, устроенные не ранее второй половины XVIII века. К этому же периоду можно отнести и обработку рустом широких лопаток на углах четверика.
Внутреннее убранство Троицкого собора не сохранилось. От стенописей середины XVIII века уцелели лишь незначительные фрагменты. К северо-западу от собора высится четырехъярусная колокольня, выстроенная во второй половине XIX века. Она напоминает несохранившуюся до наших дней соборную колокольню в Ярославле. Три тяжелых кубических объема служат основанием для прорезанной высокими арками ротонды. Увенчанной полусферой купола. Такая композиция характерна для проектов академика К.А.Тона. «Тоновский» стиль оказал сильное воздействие на провинциальное культовое строительство середины XIX века. Декоративное убранство колокольни также решено в тоновском стиле. Первый ярус украшен фризом из кокошников, средний из которых выделяется своими размерами и имеет в центре круглое окно. Арочные пролеты трех нижних ярусов фланкированы спаренным гранеными полуколоннами, несущими высокий антаблемент и декорированные килевидными архивольтами. Простенки между пролетам верхнего яруса обработаны тосканскими пилястрами. К северу от Троицкого собора находился входивший в состав соборного комплекса несохранившийся до наших дней теплый храм Рождества Христова.
По книге: Борисова Н.С. «Города Верхневолжья. Рыбинск-Мышкин-Пошехонье»
Пошехонский Свято-Троицкий собор сооружен в 1835 году. Престолов в нем пять: Святой Живоначальной Троицы — Казанской Божией Матери — Св. апостола и евангелиста Иоанна — Рождества Христова — Св. и чудотворца Николая Земли при соборе 66 десятин. Приход его составляют 377 домов, в коих 1473 души муж. пола и 1797 жен. пола. Из них 988 муж. пола и 1181 жен. в г. Пошехонье, а остальные в окрестных селениях: Кузнечка, Плешкино, Кузмино, Черепаниха, Бестужево, Ерилово, Адрианова слобода, Юрьевское, Пегаскино, Малое Ревякино.
«Историко-статистическое описание Ростово-Ярославской губернии»
Свято-Троицкая соборная церковь каменная, прочная. Престолов четыре: главный во имя Св. Живоначальной Троицы; в приделе, устроенном на южной стороне алтаря – Божией Матери Казанской; в том же алтаре на северной стороне трапезы храма — во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; на северной стороне трапезы храма – во имя св. препод. муч. Адриана Пошехонского чуд.
Построена в 1717 г. иждивением крестьянина Петра Тимофеевича Беловина. Пахотной и сенокосной церковной земли 66 десятин 564 кв. сажени. Соборной церкви принадлежат каменные лавки, устроенные на южной стороне от холодного храма, с коих получается по контрактам 175 руб. в год. Церковного капитала в процентных бумагах 5842 руб.
Часовни: каменная на соборной площади у торговых рядов, устроена во имя св. и чуд. Николая; каменная, за рекою Согой, принадлежащая Севастианову монастырю; каменная при перевозе через реку Согожу и деревянная близ рыбинской дороги при выезде из города. Прихожан 1127 муж. пола и 1319 жен. пола.
В Пошехонье имеется духовное муж. училище; городское мужское трехклассное министерства народного просвещения; шестиклассная женская прогимназия; земское начальное училище смешанное (мальчики и девочки); две церковно-приходские школы при соборе и Адриановском монастыре; школа грамоты с дневным приютом для бедных девочек, открытая пошехонским обществом вспомоществования бедным учащимся. Богадельня для лиц обоего пола, основана купцом Перляковым и содержится на средства города. Земская больница, чайная общества трезвости, земская библиотека. Штатный состав причта: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. Причтового капитала 14583 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
Соборная Свято-Троицкая церковь (холодная) построена в 1757 г. усердием крестьянина П.Т. Белавина. Христорождественская церковь (теплая) — в 1883 г. усердием граждан Пошехонья. Престолов в холодной церкви четыре: во имя Св. Троицы, во имя Божией Матери Казанской, во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, во имя св. преподобномученика Адриана. В теплой церкви три престола: во имя Рождества Христова, во имя Святителя Чудотворца Николая, во имя св. преподобномученика Адриана. Церкви каменные с отдельно устроенной каменной колокольней. Обнесены каменной оградой с железной решеткой.
Соборной церкви принадлежали каменные лавки и часовни; с 1909 г. — двухэтажный дом с надворными постройками и землей.
Штатный состав причта: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика.
В приходе действовали школы: соборная церковно-приходская, при Адриановом монастыре — церковно-приходская, духовное мужское училище, высшее начальное мужское Министерства народного просвещения, восьмиклассная женская гимназия, приходское двухкомплектное мужское училище, земское четырехкомплектное начальное училище (ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 5462. Л.л. 1-2об.).
Согласно декрету СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» церковь перестала существовать, как государственное учреждение (СУиР РиК П за 1917-1918 г.г. 1918. Ст. 263. С. 272-273).
Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль. 1908 г., стр. 395-397. РбФ ГАЯО. Ф. 185, 6 ед. хр., 1809-1879 г.г., 1 оп., хронол., рукопись. http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=9345
Выстроенный в середине XVIII в. на центральной, исторической площади города, собор в начале минувшего века был закрыт, возвращён верующим только в конце 1990-х г.г. и в настоящее время является памятником архитектуры местного значения. Свято-Троицкий собор с четырёхъярусной 75-метровой отдельно стоящей колокольней – главная достопримечательность Пошехонья и украшение этого небольшого провинциального городка, расположенного в Ярославской области.
Изящный белокаменный соборный Свято-Троицкий храм появился в Пошехонье в 1757 г. благодаря местному состоятельному крестьянину Петру Тимофеевичу Беловину (по другим источникам – Белавину), ставшему ктитором новой церкви. Согласно городской легенде, на месте собора в XVI столетии существовала основанная неким монахом Ионой (современником преподобномученика Адриана Пошехонского) Троицкая пустынь, со временем упразднённая.
Массивный кубический двухсветный четверик храма с трёхчастной полукруглой апсидой и прямоугольной трапезной неизвестный зодчий (имени его не сохранилось) увенчал пятью луковичными главами на широко расставленных тонких барабанах, причём центральный барабан сделал световым, а боковые барабаны – глухими. Фасады здания архитектор прорезал прямоугольными окнами без наличников, углы оформил рустом, а верхнюю часть плоскости стен фасадов акцентировал карнизами с зубчиками, между которыми поместил ложные закомары.
Вскоре после возведения здания собора были освящены его четыре престола: главный – в честь Троицы Живоначальной, придельные – в честь Казанской иконы Божьей Матери, во имя апостола Иоанна Богослова и во имя чудотворца Адриана Пошехонского. Как указано в некоторых документах, Свято-Троицкий собор был украшен фресковой живописью, но до наших дней она, к сожалению, не сохранилась. Больше никаких сведений о Свято-Троицком храме вплоть до второй половины XIX столетия не сохранилось, а следующие письменные упоминания о нём связаны с возведением вблизи него тёплой Христорождественской церкви (1883 г.) и храмовой четырёхъярусной колокольни, ставшей доминантой города и центральной частью храмового ансамбля.
75-метровую колокольню, выполненную в виде трёх поставленных друг на друга кубических объёмов и венчающую их ротонду с изящными арочными проёмами неизвестный архитектор, подражавший русско-византийскому стилю в храмовом зодчестве, разработанному архитектором К.А. Тоном, украсил гранёными полуколонками, верх нижнего яруса – фигурными кокошниками, второй и третий ярус – арками звона, простенки верхнего яруса – пилястрами тосканского ордера, а само строение увенчал купольным навершием с небольшой луковичной главкой.
Тогда же, в 1880-х г.г., весь комплекс был опоясан каменной оградой с железными решётчатыми пролётами. Согласно сохранившимся документам за 1877 год, причт собора состоял из протоиерея, двух священников, диакона и трёх псаломщиков. Прихожанами храма были жители Пошехонья (2169 человек обоих полов) и 11 окрестных деревень (1101 мужчин и женщин), в приходе, помимо самого собора, числилась кладбищенская Успенская церковь и церковно-приходская школа, с 1883 г. – Христорождественский храм. Приход также владел каменными торговыми лавками, тремя каменными и одной деревянной часовнями с общим количеством прихожан 2446 человек обоих полов, пахотными и сенокосными землями и церковным денежным капиталом в процентных бумагах.
После установления в 1917 г. советской власти Свято-Троицкий собор в Пошехонье был закрыт, в 1920 г. разрушен его тёплый Христорождественский храм, в колокольне была устроена водонапорная башня, а сам собор долгие десятилетия использовался как склад мазута для колхозной техники.
Только в конце 1990-х г.г. здание храма возвратили верующим и в 1997 г. над колокольней вновь установили крест, а в 1999 г. в её нижнем ярусе начали совершать богослужения, поскольку в самом Свято-Троицком соборе ещё велись ремонтно-восстановительные работы. В 2007 г. в отремонтированном Свято-Троицком соборе, с оштукатуренными и выбеленными стенами, с новым четырёхъярусным иконостасом и старинными и новыми иконами было совершено первое после долгих лет забвения богослужение. И в настоящее время в главном храме Пошехонья, как и более двух столетий назад, совершаются Божественные Литургии.
http://www.bankgorodov.ru/sight/sobor-troici-jivonachalnoi
Сооружен в 1835 году. Престолов в нем пять: 1) Святыя Живоначальныя Троицы; 2) Казанския Божия Матери; 3) Святаго Апостола и Евангелиста Иоанна; 4) Рождества Христова и 5) Святителя и Чудотворца Николая. Земли при Соборе 66 десятин. Приход его составляют 377 домов, в коих 1473 души мужского пола и 1797 женского пола. Из них 988 мужчин и 1181 женщина в городе Пошехонье, а остальныя в окрестных селениях, кои сутью.
Книга «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» (Ярославль, 1861 год. Составил секретарь Ярославской духовной консистории Крылов А. П.)