От ансамбля Турчасовского «города» осталась кубоватая Преображенская церковь 1786 года и колокольня 1793 года. В Преображенской церкви проводятся службы. Шатровая Благовещенская церковь 1776-95 гг. сгорела в 1964 г. от молнии.
Турчасовский приход (1896г.). Приход состоит из 15 деревень, расположенных по обоим берегам р. Онеги, между Прилуцким приходом – с севера, Городецким – с юга. Из них 6: Черёмухогорская, Тевзагорская, Пертемская, Мелеховская, Никоновская и Посадная – на левом б-гу, и 9: Череповская, Гоголевская, Вандимская, Острожная, Колосовская, Фирсовская, Нёрмушская, Евдокимовская и Фоминская – на правом б-гу. Приходские храмы – на правом берегу, не далее 4-х вёрст от названных деревень. Дворов в приходе к 1896г . — 309, жителей: м.п. — 1068, ж.п.- 1216.
Описываемый приход, как видно из «Десятинной» книги митрополичьего дьячка Григория Малыгина, вместе с нынешними соседними приходами – Прилуцким, Биричевским, Владыченским, Городецким и Шелековским, и монастырями – Кожеозерским и (бывшим) Ямецким входил в состав т. н. Турчасовской Десятины или Стана Каргопольскаго уезда. Центром же этой Десятины был Турчасовский Посад, едва – ли не первое поселение Новгородцев (после Каргополя) на р. Онеге. Вместе с Новгородцами сюда проникла и Христианская вера, распространителями которой и строителями храмов были иноки, исполнявшие для переселенцев все христианские требы. Это подтверждается древним Синодиком Турчасовской ц-ви, в котором первыми свящ-ми названы иеромонахи: Дионисий, Пимен, Арсений, Фирс, Прокл и Иннокентий. Затем, во Вкладной Книге Кожеозерскаго м-ря под 1565г. упоминается, что в Турчасове были: игумен Евстратий со старцем Боголепом Турчасовцем, давшими вклад в 53 р. Наконец, есть предание, что икона Благовещения Пресвятой Б-цы, находящаяся до ныне (на 1896г.) в Турчасовской Благовещенской ц-ви писана рукой Преп. Антония Сийскаго (ум. 1556г.). Все эти данные заставляют думать, что описываемый приход образовался в конце 15 в., но никак не позже 16в.
К сожалению, никаких сведений о первых храмах этого прихода не имеется, известно только (из Грамоты от 1650г., данной б. Ямецкой пустыни), что эти храмы в Смутное Время были разграблены и разрушены литовцами и поляками, не пощадившими и жителей, скрывавшихся в Челядиновом Остроге (у д.Целягино), бывшем на Церковном холме, где стояли и храмы. По удалении врагов жители, оставшиеся в живых, построили новые ц-ви. Так, в 1647г., на память Афанасия Афонскаго (5 июля ст.ст.) был освящён по благословению митрополита Новгородскаго Афония храм Преображения Г-ня, как видно из надписи на одном Запрестольном Кресте (потерявшемся в 1866г.). Храм этот сгорел в 1776г., простояв 130 лет.
Нынешние (на 1896г.) два приходских храма освящены: Преображенский, по благословению Преосвященных Гавриила, митрополита Новгородскаго и СПБ-го, и Амвросия, епископа Олонецкаго, 2 июля 1786г., в память чего до ныне в этот день совершается Праздник Обновления с Крестным ходом вокруг храма; Благовещенский, по благословению Преосвященного Вениамина, — 29 янв. 1795г. Преображенский храм в 1869г. был опять перестроен, а Благовещенский пока остаётся в прежнем виде, но и его предложено перестроить (на 1896г.). Оба этих храма зданиями прочны, обнесены деревянной оградой вместе с колокольней, построенной отдельно в 1793г.
В храмах имеется 6 престолов. В Преображенском, кроме главного, Преображенского, — в ч. Усекновения Главы Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Освящены они 2, 3 и 4-го июня 1869г. архимандритом Крестнаго м-ря Кириллом. В Благовещенском храме, кроме главного, Благовещенского, — в ч. Михаила Архангела и Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Утварью оба храма благолепны. Из икон, кроме Благовещенской, писанной, по преданию, Антонием Сийским, обращает на себя внимание своей древностью Образ Пресвятой Б-цы «Умиление страждущим», писанный в 1648г.
В разных деревнях построено 6 часовен: Богоявленская, в д. Черёмухогорской; Свято-Духовская, в д. Острожной, устр. в 1775г.; Георгиевская, при д. Нёрмужской, — в 1779г.; Зосимо-Савватиевская, при д. Пертемской, устр. в 1863г.; Свято-Троицкая, при д. ? , — в1771г., перестр. в 1878г. Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Г-ня, в Посадной, устр. в 1877-79 гг.
Для обучения детей в 1849г. открыто сельское училище, в котором в 1895-96 гг. обучалось до 70 человек обоего пола.
Выдержки из «Краткого исторического описания приходов и церквей Архангельской епархии», 1896г., г. Архангельск.
Церковь Спаса Преображения (Турчасово) построена под влиянием архитектуры Cоловецкого монастыря – идентично освящены приделы и главный престол храма. Спасо-Преображенская церковь с приделом Николая Чудотворца (освящена в 1647 году), Благовещенская церковь с приделами Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и Архистратига Михаила (завершена в 1684 году, одновременно освящен придел Усекновения главы Иоанна Предтечи).
Преображенская церковь построена на месте древней Никольской церкви с приделом Спаса Преображения. Кроме того, в ансамбль погоста входили семь «келий» с различными службами и учреждениями общественного призрения. В 1776 году ансамбль сгорел, но был возобновлен в формах, близких к изначальным.
Храмовый ансамбль дошел до середины XX века в составе летней пятиглавой Преображенской церкови (1786), зимней шатровой Благовещенской с двумя приделами (1795) и колокольни (1793).
В 1869 перестроена, обшита тёсом, расширена папертью с западной стороны. Боковые приделы Предтеченский и Никольский.
Церковь была закрыта не позже 1930-х годов. В конце 1980-х годов ремонтировалась.
Богослужения в церкви Спаса Преображения возобновлены в 2000-х годах.
https://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Спаса_Преображения_(Турчасово)