Порздни. Церковь Спаса Преображения.

Церковь Преображения — крупный сельский храм, в облике которого черты, свойственные переходу от стиля барокко к классицизму, соседствуют с элементами позднего классицизма. В результате длительного формирования на протяжении 50 лет памятник приобрел сложную объемную композицию.
Первоначальный основной объем типа восьмерик на четверике — с крупным барочным куполом, несущим световой барабан и неожиданно крупную луковичную главу (утр.), и сегодня доминирует над позднейшими пристройкам. С севера, юга и востока к четверику примыкают равные ему по ширине и чуть пониженные объемы двух боковых приделов и главного алтаря, образующие в плане подобие трех рукавов креста. Каждый из них подчеркнут массивным четырехколонным тосканским портиком, завершенным треугольным фронтоном. С запада к основному объему примыкает низкий корпус обширной трапезной с двумя приделами, а с юго-востока и северо-востока — алтари боковых приделов холодной церкви той же высоты. Над всеми четырьмя угловыми алтарями поднимаются невысокие восьмигранные барабаны, несущие купола и вазы, композиционно перекликающиеся с большим куполом храма.
Стройная четырехъярусная колокольня, соединенная с трапезной, стоит на продольной оси симметрии здания. Наиболее старые части сооружения декорированы в стиле раннего классицизма: углы четверика и нижнего яруса колокольни обработаны огибающими рустованными пилястрами; грани восьмерика и двух средних ярусов колокольни фланкируются тосканскими пилястрами (на колокольне — парными), а верхнего яруса — трехчетвертными колоннами; арочные окна восьмерика и проемы звона обрамлены маленькими пилястрами и архивольтами.
Фасады, алтарь и боковые приделы четверика выполнены в позднеклассицистических формах. Колоннам портиков соответствуют пилястры на стенах. В простенках расположены прямоугольные проемы, над которыми близко, через небольшую перемычку, прорезаны полуциркульные окна. Стены трапезной и боковых алтарей прорезаны прямоугольными окнами в профилированных наличниках, заключенными в ниши; в простенках между ними поставлены пилястры; скругленные углы трапезной рустованы. На северном и южном фасадах сохранились металлические решетки дверей сер. 19 в.
В храме переход от четверика к восьмерику осуществлен через двухступенчатые тромпы. Восьмерик перекрыт сомкнутым сводом, боковые приделы -крестовыми, холодные алтари — коробовыми, шесть компартиментов двустолпной трапезной — сомкнутыми. Клеевая роспись выполнена в 1-й трети 19 в. В кон. 19 в. частично прописана маслом. Утрачена на своде, на стенах сохранилась фрагментарно. Выразительное произведение монументальной живописи в стиле классицизма с барочными реминисценциями; отличается крупномасштабностью гризайльного декора и незначительным количеством больших сюжетных композиций. В теплом колорите преобладают фиолетово-коричневые, красные, ярко-желтые тона, контрастирующие с голубыми и бирюзовыми. Такие сочетания придают звучность и утонченность цветовой гамме. В интерьере собственно храма расположены крупные композиции, на узких поверхностях и сводах приделов — гризайльный орнамент, включающий вазоны, канделябры, розетты, букеты в плетеных корзинах. Окна восьмерика фланкируются гризайльными пилястрами, написанными на блекло-охристом фоне.
На трех стенах четверика помещены евангельские сцены: «Поклонение пастухов» (южная), «Отрок Христос проповедует во храме» (северная), «Преображение» (западная). На стенах боковых приделов, в верхнем ярусе написаны «Воскрешение Лазаря» (южный придел), и довольно редкий сюжет «Христос с матерью сыновей Зеведеевых» (северный), в нижнем ярусе — изображения святых. Сюжетные росписи следуют западноевропейским образцам. В композициях прослеживается влияние барокко: сцены динамичны, многофигурны, в них акцентированы сложные ракурсы фигур и жестикуляция. Четырехъярусный иконостас выполнен во 2-й пол. 19 в. Его формы и декор стилизованы в духе барокко. Резьба витых колонн, украшенных листвой, и фризов слабо проработана и несколько тяжеловесна. По главной оси иконостас венчают две пары витых колонок, фланкирующих сцену «Распятия», написанную маслом на глухой восточной грани восьмерика.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 649-657

Преображенская с. Порздни зданием каменная, построена в 1768 г. иждивением князя Петра Григорьевича Вяземского. В 1785 г. пристроен правый теплый придел тщанием прихожан. В 1805 г. храм распространен в трапезе и пристроен левый придел тщанием прихожан. В 1820 г. также на средства прихожан, устроено два новых придела. Колокольня каменная, постр. в 1801 г. на средства прихожан. Ограда каменная, постр. в 1849 г., а жел. решетка к ней в 1883 г.
Кладбище в 1/4 вер. от церкви, обнесено каменною оградою. При кладбище Крестовоздвиженская церковь, каменная, с такою же колокольнею, постр. в 1856 г. Богослужение в ней совершается только летом — причтами приходских церквей с. Порздни.
В Преображенском храме 4 освященных престола: а) в честь Преображения Господня, б) св. Архистратига Михаила и Димитрия, митрополита Ростовского, в) во имя Живоначальной Троицы и г) Благовещения Пресвятой Богородицы. Пятый престол не освящен. Расстояние от Костромы 137 в., от Юрьевца 50 в.
Ближайшие церкви: Успенская в 25 саж., Знаменская с. Башкина в 3 в., Казанская с. Макаровского в 7 в., Благовещенская с. Благовещенского и Покровская с. Добрица в 9 в.
ГАКО, клировые ведомости Преображенской церкви с. Порздни, 1914 г.; ф. 130, оп. 9, д. 1759, л. 15; http://www.old-churches.ru/ur_024.htm

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?