«ПОРТРЕТЫ СУПРУГОВ ГЕЙНС»
Генерал-лейтенант Александр Константинович Гейнс (1834-1892), бывший губернатором в ряде губерний, в том числе и в Казани в 1880-1882 годах, в 1885 году «высочайшим приказом отчисленный в запас по генеральскому штату», член Русского географического общества и общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, в 1890 (?) году, будучи вдовцом, женился на Ольге Сергеевне Александровой. Скорее всего, с его стороны, это был брак по расчету, подтверждением чему могут служить многочисленные долги, которые после его кончины пришлось выплачивать Ольге Сергеевне. Их семейная жизнь продолжалась чуть более двух лет. Умер А.К.Гейнс в Ницце, куда выехал на лечение.
Портрет, написанный И.Е.Репиным скорее всего по фотографии уже после смерти А.К.Гейнса, задумывался как парный к портрету супруги (второму его варианту).
Ольга Сергеевна Александрова, в замужестве Гейнс (1845-1927) дочь казанского купца Сергея Евсеевича Александрова (1792-1870), разбогатевшего на торговле дешевым чаем, бывшего дважды городским головой (1842-1844, 1851-1854). Большая часть ее жизни была посвящена благотворительности. Ольга Сергеевна являлась почётным членом чуть ли не всех благотворительных обществ и учреждений Казани. На ее средства были приобретены и перестроены здания для Ксенинской женской гимназии, городской больницы с амбулаторией в Забулачной части Казани, Александринского женского приюта. Она оплачивала учебу нескольких бедных учениц Ксенинской, Мариинской женских гимназий, лечение бедняков в городских больницах, жертвовала деньги на учреждение Мусульманской богодельни и многое другое.
Самым щедрым даром благотворительности О.С.Гейнс был дар городу Александровского пассажа (одного из самых крупных и прибыльных торговых заведений Казани конца XIX века, являющегося одновременно и памятником архитектуры) в пользу основания Городского музея в Казани. В 1890 году она обратилась с письмом к городскому голове С.В.Дьяченко с предложением выделить 500 000 рублей на покупку здания под музей и лавки. Позднее было обговорено, что Ольга Сергеевна жертвует городу Александровский пассаж, а музей будет открыт в другом здании, принадлежащем городу, пассаж же рационально использовать по его прямому назначению, направляя доходы от его эксплуатации в казну Казани.
В историю города Ольга Сергеевна вошла и как коллекционер. Художественная коллекция Гейнс состояла из 89 работ. Она включала произведения живописи (около 50 картин), гравюры русских и западноевропейских мастеров и несколько копий с работ зарубежных художников. В собрании преобладали произведения русской реалистической школы второй половины XIX века. В 1916 году, желая сделать свою коллекцию общедоступной для обозрения, она устроила выставку картин, сборы от которой предназначались на благотворительные цели — в пользу Общества вспомоществования бедным ученицам Ксенинской гимназии и лазарета Казанского военного округа. В 1918 году О.С.Гейнс передала в дар открывшемуся в Казани Северо-Восточному археологическому и этнографическому институту (преобразованному в Восточно-педагогический институт) 59 картин своей коллекции, в том числе и свой портрет. В своём заявлении от 11 марта (26 февраля) 1918 года она выражала желание сохранить целостность своего собрания, просила выделить под коллекцию отдельное помещение с именем «Ольги Сергеевны Гейнс». После выселения Ольги Сергеевны из ее дома и ревизии имущества, 17 октября 1918 года, она вновь обратилась в Совет института с просьбой принять от неё оставшуюся часть коллекции и фамильной обстановки. Сотрудникам Северо-Восточного института пришлось разыскивать картины из собрания Гейнс и предметы из ее обстановки по всему городу. Но часть имущества уже была распродана. Из 89 работ, входивших в состав коллекции О.С.Гейнс, до нас дошло 30. Умерла Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс 29 октября 1927 года, похоронена в семейном склепе в Зилантовом монастыре на Зилантовском кладбище в Казани.
В начале 1890 года Ольга Сергеевна обратилась к Репину с просьбой написать ее портрет. Репин не имел желания писать ее, и чтобы прямо не отказывать, назначил высокую цену, рассчитывая на несогласие заказчицы. Но Ольга Сергеевна не торгуясь согласилась на назначенную цену и Репину не оставалось ничего другого, как начать сеансы. И.Е.Репин не любил писать заказные портреты. Он говорил: «Нет тяжелее труда, чем заказные портреты». Начались сеансы, они были очень тяжелы для Репина, ибо он работал над портретом без «непосредственного увлечения», с которым он всегда работал над интересовавшими его темами и портретами.
Военный юрист и литератор А.В.Жиркевич, бывший свидетелем писания Репиным портрета О.С. Гейнс, записал в своём дневнике 10 марта 1890 года в Петербурге:
«Писание портрета утомляет и подчас невыносимо ему» — и дальше приводит слова Репина:
«Есть интересные портреты, но, например, портрет госпожи Александровой — пытка. Ведь в работу нужно вложить всю душу, вникать в неё, а как же быть, если модель бесцветна, заурядна? Я отклонял от себя писание этого портрета и нарочно назначил за него большую сумму. Ничто не помогло. Мадам Александрова согласилась, да ещё и благодарила!».
12 марта 1890 года Жиркевич в своём дневнике снова записывает: «Репин в отчаяние приходит от необходимости писать портреты по заказу. Сегодня сеанс г-жи Александровой так его измучил, что у него лицо осунулось и даже побледнело».
15 марта 1890 года он снова записывает: «Он (И.Е.Репин) признался мне, что писать портрет некоей Александровой для него пытка. Вчера он даже хотел бросить работу, сказав барыне, что не может более выносить эту пытку».
Из приведённых дневниковых записей А.В.Жиркевича можно точно установить дату написания портрета О.С.Гейнс — это начало весны 1890 года.
Написано было два портрета. Первый вариант, видимо, не понравился заказчице и он остался у художника. Дирекция открытой 9 сентября 1895 года в Казани художественной школы обратилась в 1897 году в Академию художеств с просьбой прислать картины современных художников для организации выставки. Академия направила в Казань картины многих художников, среди которых были работы И.Репина, И.Шишкина, В.Маковского, А.Рылова и других. 9 декабря 1897 года И.Е.Репин писал в одном письме: «Посылаю портрет О.С.Гейнс-Александровой на казанскую выставку. Этот портрет я жертвую в пользу Казанской Рисовальной школы». С тех пор этот вариант портрета О.С.Гейнс находился в Казанском рисовальном училище. В 1941 году он поступил в Художественную Галерею музея.
Второй вариант оказался в собрании заказчицы в Казани, но далеко не сразу после написания. В 1891 году портрет был экспонирован на персональной выставке Репина, а затем долго хранился у П.М.Третьякова. 24 сентября 1894 года Репин писал Третьякову: «Дорогой Павел Михайлович! Письму этому, вероятно, придется долгонько подождать Вашего возвращения в Москву. А пишу я его, чтобы не отложить и не забыть просьбы г-жи Александровой (генеральши Гейнс). Она очень просила доставить портрет с неё, писанный мною. Он, вероятно, у вас в сохранности. Простите за долгое хранение. Все она была в горе и хлопотах по болезни, потом смерти за границей мужа, потом перевозки тела в Казань. И только теперь она устроилась в своём доме — Почтамская ул. 12, куда я прошу Вас приказать отослать ее портрет на мой счет, с наложным платежом, когда будете иметь досуг для этих хлопот».
22 апреля 1927 года этот портрет из Восточно-Педагогического института был передан в музей.