30 сентября 1915 года начальник Царскосельского Дворцового управления князь Михаил Сергеевич Путятин обратился к императору Николаю ІІ с предложением «составить собрание портретов особо отличившихся нижних чинов — Георгиевских кавалеров высших степеней», чтобы увековечить имена и подвиги героев. В записке указывалось, что это «могло бы иметь большое воспитательное значение, как для воинских команд, так и для подрастающей молодежи, а также служило бы нравственным удовлетворением и утешением семьям и населению тех деревень, которые были Родиной воинов, положивших свои головы за Веру, Царя и Отечество».
Для создания портретов был сформирован специальный штат художников, куда вошли Сергей Ефремович Девяткин, который Михаил Герасимович Кирсанов, Владимир Александрович Поярков, Иван Богданович Стреблов. Однако этого оказалось недостаточно, и осенью 1916 года к работе были привлечены ещё несколько художников.
Героев писали либо с натуры, либо по фотографии. Командиры воинских частей направляли по специально установленной форме «Сведения о награжденном Георгиевским крестом чине, удостоенном помещения портрета в галерею Государевой Ратной палаты», а также фотографию (либо негатив) с указанием основных примет: цвета лица, глаз, волос, бровей, ресниц, усов и бороды. Одной из возможностей личного позирования была госпитализация раненого кавалера в лазареты Петрограда или Царского Села.
—
М. Г. Кирсанов. Портрет И. В. Коновалова, старшего унтер-офицера лейб-гвардии Кексгольмского полка.
В. А. Поярков. Портрет Г. М. Сучилина прапорщика 145-го пехотного Новочеркасского полка.
И. Б. Стреблов. Портрет С. Е. Коробчука, фельдфебеля 165-го пехотного Луцкого полка.
В. А. Поярков. Портрет А. Ф. Сабельникова, подпрапорщика 165-го пехотного Луцкого полка.
#КоллекцияГИМ #ЗабытаяВойнаГИМ #ГероиПервойМировойГИМ