Портреты Михаила Лермонтова кисти художника Кирилла Горбунова.

Перед вами два портрета Михаила Лермонтова кисти художника Кирилла Горбунова. Первый — прижизненный, написан акварелью в 1841 году, второй создан спустя более 40 лет, в 1883-ем.
В апреле 1841 года Михаил Юрьевич был отпущен из кавказской ссылки в Петербург на две недели «для свидания с бабушкой». Тогда редактор-издатель журнала «Отечественные записки» Андрей Краевский, знакомый Лермонтова с 1836 года, и заказал его портрет 19-летнему Кириллу Горбунову, тогда ещё студенту Академии художеств. Встречи поэта и живописца были мимолетными, времени для создания портрета у Горбунова практически не было. Ранее художник не встречался с Лермонтовым, за пару сеансов работы сумел нанести на холст лишь некоторые черты лица. Поэтому после отъезда Михаила Юрьевича живописец дописывал портрет по своему усмотрению. Он существенно вытянул лицо поэта, удлинил и сузил его нос, придал ему горбинку, а кончик носа опустил книзу. Законченный портрет, выполненный акварелью, был передан Краевскому. Тот, увидев рисунок, сдержанно сказал: «Очень характерный …похож». Однако дальний родственник поэта — Михаил Лонгинов — сразу заявил «о несходстве и безобразии этого портрета». Он был близко знаком с Лермонтовым с 9 лет и очень хорошо знал его в лицо.
Позже и сам Краевский отмечал: «На Кавказе офицеры себе позволяли отступления от формы, и Михаил Юрьевич ходил там охотно в расстегнутом сюртуке без эполет и с отогнутым воротником. В этом отношении портрет Горбунова очень характерный. Он даже был похож, но его у меня взяли, испортили, и затем лицо было реставрировано, после чего глаза и лоб остались схожими, а нос стал каким-то армянским, какого у Лермонтова не было. Этот портрет, одно время самый распространенный, не передает черт Михаила Юрьевича. Он очень походил на мать свою, и если, — сказал Краевский, указывая на ее портрет, — вы к этому лицу приделаете усы, измените прическу, да накинете гусарский ментик — так вот вам Лермонтов».
Портрет попал в посмертное издание стихотворений поэта, стал очень растиражированным и узнаваемым. Читатели уверились, что Лермонтов именно таков, тем более, что портрет Михаила Юрьевича в тенгинском мундире был единственным портретом, с которого в течение почти 22 лет делалось множество гравюр и литографий.
А в 1883 году Кирилл Горбунов создает второй портрет Лермонтова. В тот год при Николаевском кавалерийском училище шла подготовка к созданию Лермонтовского музея. Группа офицеров лейб-гвардии гусарского полка обратилась к Горбунову (как к автору самого известного портрета поэта) с просьбой выполнить для музея портрет Лермонтова в гусарской форме. Художник охотно выполнил заказ, взяв за основу свою работу 1841 года. Написанный с большим мастерством, этот портрет наиболее значителен в посмертной иконографии Лермонтова и считается специалистами лучшим.
Наиболее же достоверным изображением Лермонтова считается его автопортрет, написанный в 1838 году.
#МосковскиеЗаписки

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?