«Портрет бровей Ахматовой»

«Портрет бровей Ахматовой» — так назвал эту работу Юрия Анненкова писатель Евгений Замятин. И пояснил: «От бровей, как от облака, — легкие, тяжелые тени по лицу, и в них — столько утрат. Они как ключ к музыкальной пьесе: поставлен этот ключ — и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребнях». Замятин не случайно пишет об утратах и трауре: этот портрет Анны Ахматовой создан в зловещем 1921 году — в том самом, когда был расстрелян ее бывший муж Николай Гумилев, умер ее друг Александр Блок.
Портрет написан пером и тушью, в нем нет ни одной лишней детали. Художник создает образ минимальным количеством линий, точных и четких. В мемуарах «Дневник моих встреч» Юрий Павлович вот так описывает Анну Андреевну, с которой познакомился в 1913 году: «Ахматова, застенчивая и элегантно-небрежная красавица, со своей «незавитой челкой», прикрывавшей лоб, и с редкостной грацией полудвижений и полужестов, читала, почти напевая, свои ранние стихи. Я не помню никого другого, кто владел бы таким умением и такой музыкальной тонкостью чтения, какими располагала Ахматова. Пожалуй — Владимир Маяковский. Грусть была наиболее характерным выражением лица Ахматовой. Даже когда она улыбалась. И эта чарующая грусть делала ее лицо особенно красивым. Всякий раз, когда я видел ее, слушал ее чтение или разговаривал с нею, я не мог оторваться от ее лица: глаза, губы, вся ее стройность были тоже символом поэзии. Ахматова позировала мне с примерной терпеливостью, положив левую руку на грудь. Во время сеанса мы говорили, вероятнее всего, о чем-нибудь весьма невинном, обывательском, о каком-нибудь ни-о-чем…».
Спустя много лет и Ахматова вспоминала о том, как позировала Анненкову: «В июле 1921 я позировала Юрию Павловичу. Он сделал рисунок в один сеанс, за три часа. Яркий жаркий день. Я была в синем шелковом платье и белых высоких башмаках. Причесана точь-в-точь, как на портрете».
Он покинул СССР в 1924-ом, она осталась. Спустя 37 лет Анненков получил от Ахматовой сборник ее стихотворений с подписью: «Милому Юрию Павловичу Анненкову, дружески Ахматова. Москва, 20 июня 1961 год». Художник вспоминал: «Мне не стыдно теперь признаться: прочитав эти строки, я, несмотря на мой возраст, не могу удержать слез». Они снова встретились в 1965 году. Сначала в Оксфорде, куда 76-летняя Анна Андреевна приехала на церемонию вручения диплома доктора литературы Оксфордского университета. Затем она побывала в парижской квартире Анненкова. Стены его рабочего кабинета и библиотеки были увешаны портретами их общих знакомых: Пильняка, Бабеля, Эйзенштейна, Пудовкина, Малевича, Алексея Толстого, Балиева, Андреева.
– Мне кажется, что я вернулась в мою молодость, – прошептала Ахматова, оглядываясь на знакомые лица.
– Мне тоже, потому что вы здесь, – ответил художник…
#МосковскиеЗаписки

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?