Поромское. Часовня Антония Сийского.

Часовня поддерживается в действующем состоянии местными жителями. Обычно закрыта. Клетская постройка под двускатной кровлей с небольшой колокольней. Открытый ярус звона с четырехскатной кровлей. Была окрашена в белый цвет, покраска местами хорошо сохранилась. Расположена в низине, иногда заливается талыми водами, из-за чего внутри настелен временный пол поверх исторического. Сохранилось убранство, двухрядный иконостас конца XIX — нач. XX в., среди изображений — образы прп. Пахомия Кенского и Никодима Кожеозерского.

Деревня находится на восточной стороне Поромского острова у истока реки Кены, в десяти километрах от деревни Вершинино. В первой половине XIX века, когда селение относилось к Кенозерскому приходу, в нём проживали двадцать два человека в трёх крестьянских дворах (1). Позже деревня и её жители были причислены к небольшому Кенскому приходу, возникшему на месте упразднённого в 1764 году Кенского монастыря, располагавшегося в девяти километрах от Поромского острова (2).
Небольшая часовня Антония Сийского появилась на острове не раньше второй половины XIX века, так как в церковных перечнях Кенозерского прихода она не упоминается. Посвящение часовни не было случайным. В Кенском монастыре, которому до 1764 года принадлежал Поромский остров, преподобный Антоний жил и принял монашеский постриг.
Часовня поставлена в низине среди деревни. Постройка относится к типу часовен-пятистенков, включающих молитвенное помещение и притвор под общей двухскатной крышей. К притвору примыкало ныне утраченное крыльцо с навесом. Утрачены и венцы низкого подклета. Крыша поверх дощатой кровли покрыта шифером. Прямоугольный в плане, рубленный «в обло» объём здания обшит профилированным тёсом снаружи и в интерьере. Звонница над притвором поставлена на низкий, квадратный в плане сруб. От неё сохранились только стойки ограждения и центральный столб, завершавшийся крестом. Крышу молитвенного помещения венчает глава с крестом. На главе и широкой шее под ней имеются остатки городчатого лемеха. Выпуски брёвен на фасадах (в углах и перерубе) обработаны лопатками, отражающими внутреннюю планировку здания. Лопатки декорированы филёнками, венчающий карниз – накладными «сухариками». Окна на северном и южном фасадах обрамлены простыми наличниками.
В молельном помещении и в притворе потолки из плах, положенных поперёк продольной оси здания. Вместо сгнивших полов устроен настил из нестроганных досок. Небольшое молитвенное помещение размером 3,7 3,7 м освещается двумя трёхкосящатыми окнами с откосами. Восточная стена закрыта каркасным иконостасом. Дощатые, скреплённые шпонками входные двери обрамлены простыми наличниками. В притворе часовни на западной стене сохранились штрабы от ступеней лестницы, ведущей на колокольню.
Реставрационные работы на памятнике не проводились. Иконостас в часовне преподобного Антония Сийского деревни Поромское.Время создания: конец XIX в. – начало XX в.
В часовне деревни Поромское сохранился двухъярусный каркасный иконостас кон. XIX в. – нач. XX в., без заворотов, с прямоугольными обрамлениями для икон. Рама иконостаса окрашена в два цвета: синий и желтый. Деревянные подзоры не орнаментированы. Киоты первого яруса были разделены круглыми синими колоннами на базах, второго –полуколоннами (фрагментарно сохранились отдельно от иконостаса). Иконостас занимает всю восточную стену. Поскольку в период паводка часовню заливает вода, поверх старого пола настлан временный. Он частично перекрывает основание иконостаса, зрительно уменьшая его высоту.
В центре местного ряда – икона «Воскресение Христово», посвященная главному христианскому празднику. По сторонам – две иконы, к которым традиционно обращались за помощью в скорбях и болезнях: «Великомученик Пантелеимон» и «Богоматерь Троеручница». В составе местного ряда – образы преподобных Пахомия Кенского и Антония Сийского, прославленных подвижников благочестия, основателей северных обителей. Деревня Поромское расположена вблизи древнего Кенского монастыря, основанного преподобным Пахомием.
Преподобный Антоний, основатель знаменитой Сийской Свято-Троицкой обители, некоторое время жил в Кенской пустыни. Здесь же в 1508 году он был пострижен в монахи, поэтому считал святого Пахомия своим духовным учителем. Часовня в Поромском посвящена Антонию Сийскому, что является редкостью даже для Русского Севера.
Второй, деисусный, ряд иконостаса состоит из пяти икон, на каждой из которых – по четыре-пять фигур. К особенностям иконографии чина следует отнести включение изображений двух архидиаконов. Большинство персонажей представлены фронтально на голубом фоне с поземом в виде холмистого пейзажа. Нимбы золотые. Иконы созданы мастером, написавшим «небо» часовни Сошествия Святого Духа д. Глазово. Наряду с хорошими иконописными образцами древнерусской традиции он использовал новые изводы. Живописец владеет основами академического рисунка и живописи. Иконостас отличается яркой, выразительной палитрой цветов.
1. НАРК. Ф. 25, оп. 16, д. 52/20, л. 256, 1843 г.; оп. 15, д 38/886, л. 258 об., 1846 г.2. Макаров Н.А. Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Поонежья. Архангельск, 2007, с.82.
Из книги: Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М.: Программа «Первая публикация», 2009. С. 270–279.
http://www.kenozero.ru/o-parke/kulturnoe-nasledie/arkhitektura-kenozerya/kultovaya-arkhitektura/chasovnya-prepodobnogo-antoniya-siyskogo-kon-xix-v-nach-xx-v/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?