Порхов. Собор Троицы Живоначальной.

Кирпичный городской собор, сооруженный в 1783-1786 гг. при благотворительной помощи императрицы Екатерины II. В 1858 г. горел, отремонтирован. Прямоугольное в плане здание с восьмериковым куполом над центральной частью и двухъярусной колокольней над западным входом, украшенное четырехколонными портиками. Закрыт не позже 1930-х гг. Снесен в 1970-х гг., на месте собора Дом творчества и сквер.
Источник: http://vsemmirom.com/hrams/2014/05/20/sobor-troitsy-zhivonachalnoj-v-porhove-vsem-mirom-proekt-vozvrashhenie/

Согласно документам, собор построен в августе 1783 года по повелению императрицы Екатерины II на пожертвованные ею для этой цели 7000 рублей в 1780 году, когда она проезжала через Порхов. Предположительно автором проекта собора явился псковский губернский архитектор Иван Титович Парфентьев. В 1819 году с западной стороны на церковные средства пристроены ризница, кладовая с караулкой. Построен собор из камня и кирпича, был холодным, в 1859 году отремонтирован. В связи с собором построена сторожка. В соборе находились древние иконы: Святой Великомученицы Варвары, написанная в 1607 году «обещанием» посадских людей Зарецкого посада; «Скорбящей Божией Матери», особо почитаемая жителями Порхова; Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, написанная и освященная на Афоне, и пожертвованная купцом А.М. Силиным в собор в 1894 году. Также хранились Евангелие 1701 года, кипарисовый Крест 1773 года. Два серебряных Креста были вставлены в иконы с мощами святых. До 1922 года здесь хранилось серебряное позолоченное с чеканными краями, гербом Псковской губернии и надписями блюдо, которое было поднесено от Пскова императрице Екатерине II. Оно было передано на хранение в Троицкий собор Порхова. В настоящее время блюдо хранится в Псковском музее-заповеднике. Судьба других реликвий после 1917 года неизвестна.
Колокольня построена в связи с собором, каменная, на ней было пять колоколов. Вес первого — 319 п., второго — 87 п., третьего — 26 п. 23 ф., четвертого — 11 п. 2 ф. Пятый колокол был повесточным. Надписи были на четырех колоколах, обозначали вес. Престол в соборе был один, во имя Пресвятой Троицы. На месте придела, рядом с собором, в 1809 году на средства прихожан построен теплый каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней. Богослужения в Троицком и Благовещенском соборах совершались поочередно по полугодиям. Оба собора в 1905 году ограждены общей железной решеткой на кирпичном фундаменте на церковные средства.Кладбище находится за версту от города, общее для всех церквей, ограда вокруг него из каменной плиты и булыжника. Церковно-приходского попечительства, богадельни, больницы при церкви не было. Школы в приходе были следующие: одна церковно-приходская от Министерства народного просвещения, одна от совета Дома трудолюбия, женская Министерства народного просвещения, две школы от земства совместно с городом. Частных школ не было. В школах обучалось 139 мальчиков и 190 девочек. Учителя и учительницы назначены Министерством народного просвещения, законоучители — из причта собора. При церкви существовал хор из певчих-любителей, в чтении и пении в церкви участвовали прихожане.
В приходе было 10 часовен. На городской площади стояла чугунная часовня Иверской иконы Божией Матери, построенная в 1881 году жителями Порхова и крестьянами уезда в память Императора Александра II. В ней богослужение совершалось 23 август (5 сентября). На берегу реки Шелони, на месте ветхой часовни, в 1853 году коммерции советником В.Г. Жуковым построена каменная часовня Живоначальной Троицы. Богослужения в ней совершались в день Святого Духа и 1 (14) октября — в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. На Санкт-Петербургской улице Порхова в 1863 году жители Порхова построили каменную часовню Святителя Тихона. Богослужения в ней совершались 15-16 (28-29) июня — накануне и в день памяти Святителя Тихона. На Санкт-Петербургской дороге жители Порхова построили деревянную часовню Святой Мученицы Параскевы. В ней богослужения совершались 16 (29) июня. При дороге на Остров находилась деревянная часовня Святого Иоанна Предтечи, в которой богослужения совершались 24 июня (7 июля) в день, когда Церковь чтит Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Еще пять часовен находились вокруг Порхова. В деревне Осечище крестьяне в 1871 году построили деревянную часовню, в которой отпевали покойников. Здесь также совершались богослужения 7 (20) января, 23 июня (6 июля) и 8 (21) сентября. В деревне Селище в 1867 году крестьяне построили деревянную часовню для отпевания покойников. Богослужения в ней совершались в день Святого Духа, 8 (21) сентября и 22 октября (4 ноября). В деревне Опочно находилась деревянная часовня, построенная крестьянами. Здесь также наряду с отпеванием совершались богослужения 18 (31) августа и 29 октября (11 ноября). Возле села Опочно находилась каменная часовня, в которой богослужения совершались 23 апреля (6 мая). В часовне в деревне Попадин Ручей богослужения совершались 20 июля (2 августа) и 15 (28) августа. Крестные ходы совершались 15 (28) мая навстречу иконе преподобного Никандра, 16 (29) мая — вокруг города с иконой Святого, 23 мая (5 июня) проводы иконы Преподобного Никандра. А также в день Пятидесятницы, вокруг Порхова 21 июня (4 июля) и 24 июня (7 июля) в кладбищенскую церковь и к Иоанно-Предтеченской часовне. Все они совершались «издревле».
До введения штатов 1876 года было 7 членов причта. По штату 1876 года полагалось: настоятель, помощник, дьякон и 2 псаломщика. Фактически в начале XX века штат следующий: 2 протоиерея, дьякон, 2 псаломщика и 1 сверхштатный.С 30 сентября 1865 года священником, а затем и настоятелем собора, был протоиерей (с 9 мая 1883 г.) Евгений Александрович Лебедев (9 декабря 1836 — ?), уроженец Бежецкого уезда Тверской губернии. После окончания Тверской духовной семинарии, служил вначале в сельской церкви в Кашинском уезде Тверской губернии. С 13 сентября 1863 года — в Ильинской церкви осада Сольцы Порховского уезда, затем переведен в Троицкий собор г. Порхова. Здесь он преподавал Закон Божий в школе артиллерийской батареи, был законоучителем в уездном училище, в женской прогимназии. Перед заседаниями суда в Порхове священник Евгений Лебедев «увещевал» и приводил к присяге. С 10 ноября 1868 года утвержден благочинным Порховского округа, надзирал за богослужением, благочестием, нравственностью, хозяйством церквей своего округа, приводил в исполнение распоряжения правящего архиерея и духовной консистории, обладал некоторыми правами в наложении дисциплинарных наказаний. Кроме того, Лебедев был членом правления Порховского духовного училища, уездного училищного совета, депутатом духовно-училищного съезда, председателем уездного отделения епархиального училищного совета. Отмечая заслуги протоиерея Евгения в деле расширения сети церковно-приходских школ, ему присвоено звание почетного попечителя церковно-приходских школ уезда, епархиальный училищный совет назначил его также уездным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты в уезде. Напряженный труд протоиерея получил должное со стороны церковных властей. Он награжден набедренником за активную проповедь Слова Божия, бархатной фиолетовой скуфьёй «за усердное прохождение должности законоучителя», ему вынесена благодарность с внесением в послужной список за исполнение должности благочинного, епархиальным начальством вынесена признательность за добросовестное и точное исполнение поручения по передаче Никандровой пустыни новому игумену Серафиму. В 1872 году «за отлично усердную службу» пожалован бархатной фиолетовой камилавкой. В 1876 году Святейшим Синодом награжден наперсным крестом. За добросовестное отношение к делу образования в качестве законоучителя Порховского уездного училища, а в особенности в качестве члена Порховского училищного совета, священнику Лебедеву в 1877 году выражена искренняя благодарность попечителя С.-Петербургского учебного округа. За заслуги по гражданскому ведомству в 1889 г. он удостоен благословения Святейшего Синода, за заслуги по духовному ведомству определением Святейшего Синода от 3 апреля 1903 года награжден палицею.Награды и поощрения следовали не только со стороны епархиального начальства. В знак признания служения «с особенным усердием 12 лет подряд в должности благочинного» о. Евгений 16 мая 1881 года награжден орденом Святой Анны 3-й степени, 15 мая 1892 года последовало награждение тем же орденом 2-й степени. В 1882 году Главным управлением общества Красного Креста для ношения на груди выдан знак Красного Креста. 6 мая 1898 года последовало награждение орденом Святого Равноапостольного князя Владимира 4-й степени. Наконец, постановлением сковского дворянского депутатского собрания протоиерей Евгений Лебедев и члены его семьи 12 ноября 1898 года причислены к дворянству Псковской губернии и внесены в третью часть дворянской родословной книги. Это постановление было утверждено Сенатом.Сын Евгений (1860 г.р.) в 1910 году преподавал в Новгородской духовной семинарии, имел чин статского советника. В печати им опубликованы статьи о церковно-приходских школах в Псковской епархии, об истории Церкви, о Псковской епархии. Главным его трудом можно считать книгу «Порхов и окрестности. Исторический очерк». Книга вышла из печати в 1915 году в Новгороде. Евгений Евгеньевич Лебедев скончался накануне великих потрясений — 30 ноября 1917 года. Его похоронили в Порхове. Другой сын, Михаил (1879 г.р.), в 1910 году служил помощником столоначальника в хозяйственном управлении Святейшего Синода. Как и брат Евгений, он много занимался исследованиями по истории Псковской епархии, Порховского уезда. Им написана «История Порховского духовного училища (1814-1914 гг.)», С.-Петербург, 1914. После 1917 года Михаил стал священником, вернулся в Порхов, был репрессирован (далее о нём см. очерк о Никандровой Пустыни). Протоиерей Евгений Лебедев служил в соборе еще некоторое время после 1917 года.Вторым священником служил протоиерей (с мая 1907 г.) Василий Алексеевич Доманский. Он родился 18 января 1850 года в Порхове, был сыном причетника, служил в соборе более 25 лет. «Примерный, любящий семьянин, он был примерным и любящим пастырем, примерным и любящим учителем Закона Божия». С марта 1911 года заштатному протоиерею назначена пенсия 300 руб. в год. Перед 1917 годом священником в Троицкий собор назначен Пантелеимон Иоаннович Богоявленский. Он родился около 1881 года в семье псаломщика Богоявленского собора в г. Великие Луки, в раннем детстве остался сиротой. После окончания в 1903 году Псковской духовной семинарии его определили псаломщиком в Николаевский храм Александровского Посада на Талабских островах. 3 июня 1907 года он возведен в сан дьякона церкви погоста Сенно Псковского уезда. Спустя год, 30 сентября 1908 года, Пантелеимон посвящен в сан священника и определен в церковь Казанской иконы Божией Матери Благовещенского Воронцовского монастыря Холмского уезда Псковской губернии. Летом 1911 года о. Пантелеимон перемещен служить на Верхний остров, а осенью того же года — в погост Карачуницы Порховского уезда. Отсюда его, предположительно в тот же год, перевели в Троицкий собор г. Порхова. За свое служение в 1914 году его наградили камилавкой, 12 июня 1917 года утвержден в должности благочинного 1 округа. Пришедшие к власти большевики расстреляли священника весной 1918 года без суда и следствия. В журнале «Еженедельник ВЧК» в мае 1918 года напечатано сообщение: «Пантелеимон Богоявленский, благочинный Порховского округа, расстрелян за распространение слухов посредством проповедей». В 2003 году священник Пантелеимон Богоявленский прославлен в лике святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых.В 1910 году в приходе жило 1323 человека мужского пола и 1381 человек женского пола. Родилось 75 мужского пола, 84 женского пола, умерло 64 мужского пола, 67 женского пола. Согласноисповедным росписям, в приходе числилось 30 (9 м. и 21 ж.) человек духовного звания, штатских — 22 человека, «купцов, мещан и прочих обывателей» 1588 человек, крестьян 998 человек. Приход Троицкого собора составляли не только горожане, но и жители деревень Большая Киевка, Заполье, Заходы, Малая Киевка, Опочно, Осечище, Попадин Ручей, Селище.Собор закрыт в годы советской власти, в конце 60-х годов XX века взорван.
https://porkhov-muzeum.ucoz.ru/news/troickij_sobor_i_blagoveshhenskaja_cerkov/2020-02-26-483

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?