Никольская церковь построена в 1412 г., многократно перестраивалась.Действует.
Крепость Порхов заложили новгородцы в 1387 году. Позднее в крепости построили церковь «В лето 6920 поставиша церковь камену святому Николаю в Порхове, при кн. Федоре Юрьевиче Смоленском». 6920 год соответствует 1412 по современному летоисчислению. В 1427 г. во время литовских войн храм был поврежден. В 1497 церковь опять перестроили, в таком виде она просуществовала до 1770 года, когда был построен новый каменный храм. В начале XIX века возвели колокольню, она находилась прямо на крепостной стене напротив алтаря Михайловского придела. До того, как в 1782 году построили Троицкий собор церковь св. Николая называлась Соборной. В апреле 1856 года Порхов становится кафедральным городом. После разрушения Троицкого собора в 1930-х годах, Никольский храм становится кафедральным и остается им до 1990 года. Сохранилась икона св. Николая, написанная в 1412 году к построению храма, она находится сейчас в Пскове. Действует.
Информация:http://www.pskovgrad.ru; http://skobari.ru; http://www.pskov-eparhia.ellink.ru
В глубину веков уходит история и церкви святителя Николая Чудотворца в Порховской крепости. В 4-ой Новгородской летописи под 1412 годом записано: «Поставьте церковь камену святого Николу в Порхове, при князе Федоре Юрьевиче Смоленском». Во время штурма Порховской крепости литовским князем Витовтом в 1428 году церковь была сильно повреждена. В 1497 году в крепости случился сильный пожар, от которого пострадала и церковь. Со временем она все больше старела. В 1766 году митрополит Новгородский и Великолукский распорядился разломать ветхое здание Никольской церкви и построить новое. В 1770 году оно было построено. Средства собрали горожане. Строительство обошлось в 7 тысяч рублей. Руководил постройкой церкви полковник Воронов. 27 сентября состоялось освящение храма архиепископом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом. Новая церковь была построена на фундаменте старой. В проезде крепостной Никольской башни устроили часовню, которая, как и церковь, получила имя святого Николая. С юго-западной стороны к церкви пристроили придел во имя архангела Михаила, а против него на крепостной стене поставили колокольню. В начале XIX века колокольня была перенесена на Никольскую башню, где находится и поныне.
Никольская церковь четырехстолпная, одноапсидная. Оконные проемы декорированы наличниками с колонками по бокам. Изначально Никольская церковь была соборной, т.е. главной как для Порхова, так и для всего окологородья. На здании храма, предшествовавшем построенному в 1770 году, было 5 глав. С возведением в 1783 году на левобережье города Троицкого собора, Никольская церковь утратила прежнее значение и стала приходской. До революции в церкви хранились несколько реликвий: Образ святителя Николая Чудотворца древнего письма, особо почитаемый всеми жителями Порхова; Небольшой серебряный крест, сооруженный в 1717 году, с мощами святых угодников киевских; Требник – подарок порховского военного начальника с надписью «1706 года декабря в 9 день дал сию книгу-требник в Порхов в церковь Николая Чудотворца комендант Иерофей Исаакович Ладеженков». Имя святителя носила и деревянная церковь в Порхове, построенная в старой крепости. Как и сама крепость, церковь была деревянной и не сохранилась до наших дней.
Современная каменная Никольская церковь действовала до 1961 года. Даже во время оккупации Порхова немцами в церкви проходили богослужения, службу вел отец Павел. Из воспоминаний Афанасьевской Полины Федоровны, участницы Порховского подполья Записаны в 1974 году. «… Отец Павел прятал у себя в алтаре партизан, когда возникала необходимость. Отец Павел на своем веку много натерпелся. В годы войны некоторые священники были в связи с партизанами и действовали совместно против оккупантов. В частности, в деревне Хохловы Горки был священник (отец Федор) Пузанов, он тоже держал связь с отрядом Зеленцова Владимира Александровича». Из воспоминаний Ситникова Анатолия Александровича о пребывании в немецком лагере с 6 августа 1941 года по 23 июня 1943 г. Воспоминания записаны в начале 60-х годов. Он уроженец г.Орла, попал в плен под Старой Руссой. «…Это было летом 1942 года. Я узнал, что группа врачей-военнопленных выпросила у немцев разрешение сходить в одно из воскресений в городскую Порховскую церковь к обедне. В ближайшее воскресенье наша группа из 10 человек, под конвоем переводчика, из санчасти вышла из лагеря и направилась в городскую крепость, в стенах которой в одной части была ботаника (сад), а в другой деревянная церковь. Мы вошли в церковь, в которой уже шло богослужение. Церковь была полна народу. Пел хор певчих. По окончании обедни отец Михаил, священник, обратился к народу и сказал, что сегодня праздник образу Божьей Матери, что будет служить молебен, и предложил помолиться Божьей Матери, чтобы она сжалилась над Родиной нашей, и чтобы скорее мы дождались мирной жизни… Отец Михаил при встрече в городе спросил не нуждаемся ли мы в питании. «Конечно, нуждаемся». Тогда батюшка сказал, чтобы, когда я пойду в церковь, захватил мешок и после богослужения зашел бы к его попадье, которая даст нам картошки… Картошку мы ели с большим аппетитом – это кушанье было для нас – деликатес».
Никольская церковь служила как бы явочной квартирой для подпольщиков-разведчиков: в дом священнослужителей, находившийся тогда рядом с церковью, доставлялись разведданные и оттуда передавались по назначению. А сам отец Михаил сумел даже освободить двух подпольщиц из-под ареста. Рядом с церковью в крепостной башне теперь зияет дыра. А тогда в этой нише была маленькая часовенка, где находили приют советские военнопленные, которым подпольщики помогали бежать из-под стражи в тот момент, когда они возвращались в концлагерь после работы в ботаническом саду Б.П. Калачева в крепости. Поздними ночами поодиночке или маленькими группами по два-три человека заранее проверенных и переодетых в другую одежду беглецов самые юные подпольщики сопровождали вверх по Шелони. Затем только им известными тропами вели до границы Порховского и Дедовичского районов на явочную квартиру в село Вязье, дом сантехника Ивана Васильевича Васильева. Там изнуренные узники концлагеря отдыхали, а уж потом другие провожатые вели их к партизанам. Есть сведения, что после освобождения Порхова от фашистов в райком партии зашел отец Михаил, сдал оружие самозащиты (гранату) и доложил о проведенной в подполье работе. Сведения подтвердились, и священник впоследствии был награжден медалью. Другой партизан в рясе Федор Алексеевич Пузанов часто появлялся на явочной квартире в Хохловых Горках в доме крестьянина Петра Ивановича Никулина, а также у Евдокимовых из деревни Шилы – там временно находился штаб партизанской бригады. Об этом стало известно оккупантам, и отряд полевой жандармерии окружил дом. Как раз в этот момент там и находился отец Федор. Он вышел навстречу немцам: — Господа! Я не советую заходить вам в этот дом, хозяйка бола тифом. У нее был ваш доктор, если мне не верите, спросите его об этом сами. А я зашел по просьбе хозяйки, которая хотела исповедаться. — О, тифус, тифус! – забеспокоились немцы и поспешно ретировались со двора. Действительно, в годы войны в районе свирепствовал тиф, и оккупанты старались держаться подальше от потенциальных очагов заражения. Описанный выше случай вроде и будничный, но это стоило отцу Федору большой доли мужества и самообладания, так что награду он получил за это вполне заслуженно. Традиции своих предшественников продолжает и нынешнее духовенство. Например, настоятель Никольской церкви отец Всеволод снискал добрую славу в народе не только как священник, а и как благотворитель, много помогающий в облегчении судьбы обездоленных детей.
Информация: http://letopisi.ru
В 2012 году жители Порхова отметили 600-й день рождения своего крепостного храма. За шесть веков стены этого строения повидали многое — воины, пожары, разорения… Храм закрывали и открывали вновь, достраивали и перестраивали… Но он выстоял, перенёс все невзгоды и по сей день принимает прихожан. Никольский храм возвышается в северо-восточном углу Порховской крепости и в современном виде был возведён на старом фундаменте, а, следовательно, в плане повторяет старый — с той лишь разницей, что храм, построенный в 1777 году, имел пять глав. Это подтвердили археологические раскопки, проводившиеся на территории крепости в 1974 году. По мнению Григория Михайловича Штендера, профессора Новгородского университета, историка архитектуры и реставратора, Никольский храм по типу и пропорциям близок к новгородским храмам второй половины ХIV — середины ХV века. Подобные строения встречаются и на Псковской земле. В частности собор Святителя Николая в соседнем Изборске — практически точная копия Порховского.
Здание церкви представляет собой крестово-купольное четырёхстолпное одноапсидное строение с оконными проёмами, разделёнными широкими лопатками и декорированными наличниками с колонками по бокам. Стены собора, как и стены крепости, сложены из известняковых плит. С запада к четверику примыкает притвор, перекрытый коробовыми сводами с распалубками. С юга к основному объёму здания пристроен Михайловский придел, названный в честь Святого Архистратига Михаила. Он также имеет апсиду, перекрытую сводом с распалубкой, в точности повторяющую апсиду главного придела, названного в честь Святителя Николая Чудотворца, с той лишь разницей, что у первой имеется одно окно, а у второй — два. Приделы соединяются между собой двумя проходами. Световой барабан четверика восьмигранный с чередующимися световыми и заложенными оконными проёмами, разделёнными пилястрами с капителями. Грушевидная главка покрыта серебристым металлом и увенчана фигурным крестом. Довольно скудный декор, характерный для храмов вольных русских городов, в первую очередь, Пскова и Великого Новгорода, представляет собой смешение провинциального барокко и классицизма.
В начале ХVIII века прямо на крепостной стене напротив алтаря Михайловского придела была устроена колокольня. А в начале ХIХ века разобрали второй этаж соседней с церковью Никольской башни и возвели новую колокольню, снабдив её восемью колоколами, самый большой из которых весил 82 пуда, а самый маленький — меньше трёх. Колольня собора очень органично смотрится как продолжение Никольской башни крепости. Её шестигранный купол увенчан высоким шпилем, а в звоннице прорезаны высокие полукруглые окна. Световой барабан четверика собора — восьмигранный, грани обозначают пилястры в классическом стиле. Из восьми окон лишь четыре являются световыми. Глава имеет грушевидную форму и заканчивается небольшим шестигранным основанием для креста. Главным украшением более чем скромной апсиды являются окна. Из декоративных элементов — лишь гофрированный карниз. Окна на боковых стенах — единственный декоративный элемент собора, они украшены незатейливыми наличниками с традиционными для псковских и новгородских церквей орнаментом наверху и колонками по бокам. Внутренний план Никольского собора некоторые исследователи сравнивают с Софийским собором в Новгороде. Наверное, это не случайно.
Исследователи предполагают, что строили в Порхове мастера из Новгорода, котрые не могли преодолеть своей любви к Софийскому собору и автоматически применили некоторые архитектурные решения и в Порхове. Никольский собор — крестово-купольный, четырёхстолпный. Четыре мощных столпа, квадратные в плане, делят внутреннее пространство собора на три части. Они настолько массивные, что заполняют большую часть помещения перед иконостасом. Но зато здесь ощущается устремлённость ввысь, и узость подкупольного квадрата лишь подчёркивает её. Колонны и стены собора украшают прекрасные росписи, утерянные после закрытия храма в 1960 году вследствие капитального ремонта здания и восстановленные стараниями отца Сергия. Купол выкрашен в голубой цвет, в барабане купола, в проёмах между окнами находятся фрески с изображением архангелов Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила, а также евангелистов Матфея, Луки, Марка и Иоанна. Через овальные окна падает достаточно света, а стены, выкрашеные в белый цвет, визуально увеличивают пространство. В соборе два престола: главный в честь Святителя Николая и придельный во имя Архистратига Михаила. Притвор связан с четвериком тремя арочными проходами.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №208, 2016 г.
Первоначально церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая в Порхове в крепости была построена в 1412 году. Существующая ныне церковь построена из известняковой плиты в 1770 году и освящена в том же году 27 сентября (10 октября). Новая церковь была построена на фундаменте старой. До строительства и освящения Троицкого Собора это был соборный храм Порхова. Престолов в ней два: главный в честь Святителя и Чудотворца Николая и придельный в честь Святого Архистратига Михаила.
Колокольня до конца XVIII века находилась на крепостной стене, в начале XIX века устроена на крепостной башне, по-прежнему отдельно от церкви. На колокольне висели семь колоколов. Вес их был следующим: 1-й колокол — 82 п. 15 ф., 2-й колокол — 30 п. 10 ф., 3-й — 18 п. 34 ф., 4-й — 7 п. 10 ф., 5-й — 7 п., 6-й — 3 п. 35 ф., 7-й — 8 ф., надписей на них не было.
Крупных перестроек храма не было. В 1830 и 1834 годах пробиты окна в стене и алтаре придельной церкви. В 1913 году торжественно отмечено 500-летие с момента основания храма. К этой дате на средства, выделенные Святейшим Синодом и собранные горожанами, отремонтирован храм и крепостные стены.
С 1788 года к Николаевской церкви приписана Покровская церковь. В 1876 году она вновь оставлена приписной. В ведении Николаевской церкви находилось Георгиевское кладбище в полутора верстах от церкви.
В 1897 году при церкви учреждено приходское попечительство. На его средства содержались школа грамоты в деревне Бельково, учрежденная в 1897 году, в 6 верстах от города, и регент церковного хора. Богадельни и больницы при церкви не было. В 1888 году при церкви учреждена церковно-приходская школа, средства на её содержание отпускались Синодом и городской управой. В школах обучалось 54 девочки и 17 мальчиков. При церкви существовал хор.
В приходе находились пять часовен (три каменные и две деревянные). Одна часовня была устроена в крепости под колокольней, построена в 1855 году купцом Тимофеем Порфирьевым. Богослужения в ней совершались 9 (22) мая и по просьбам богомольцев. Еще одна каменная часовня находилась на Духовской улице, построена в 1842 году порховским мещанином Илларионом Фуфаевым. В ней в день Святого Духа совершалось освящение воды. На кладбище находилась деревянная Георгиевская часовня, построенная в 1852 году порховским купцом Петром Ардамацким. В ней совершалась всенощная служба 23 апреля (6 мая). Сведения о двух других часовнях не выявлены.
Известны имена только двух жертвователей в пользу церкви: купеческая дочь Устинья Новосильцева и мещанка Варвара Петрова.
По штату 1876 года в церкви должны были служить священник и псаломщик. Фактически в церкви служили священник, штатный дьякон и псаломщик. С 1868 по 1893 год в церкви служил протоиерей Александр Андреевич Красноумов (1838-1893).
Помимо своих прямых священнических обязанностей, о. Александр много времени посвятил изучению истории Порховской земли, он начал первые внебогослужебные собеседования в Порхове, 30 октября 1888 года открыл церковно-приходскую школу, составил «Синодик государей, новгородских и псковских архиереев, священнослужителей, благотворителей и прихожан Николаевской церкви», «Церковную летопись о церкви Святителя Николая, что во граде Порхове в крепости, и о приписанной к ней Покровской с 1873 г., а равно и о других погостах Порховского уезда» и многие другие труды, местонахождение которых ныне неизвестно. В 1893 году им устроено отопление в Николаевской церкви, ставшей с этого времени теплой.
После протоиерея А.А. Красноумова священниками в церкви служили Василий Александрович Красноумов (с 17.11.1905 г.) и Григорий Беляев (до 18.12.1916 г.). Дьякон Алексей Лукич Малиновский (преставился 06.10.1914 г.), после него служил дьякон Сергей Никольский. Псаломщик Тимофей Рудаков.
Прихожанами церкви были жители Порхова и деревень: Александровская, Бельково, Борок, Воронцово, Вятчи, Долгуша, Заболотье, Слепое Заполье, Острицы (она же Симоновка и Теребуни).
Церковь была действующей и в послевоенные годы. С 1961 по 1968 год церковь реставрировалась. В 1963 году в приделе, а потом и во всем помещении был открыт районный краеведческий музей. В конце XX века церковь возвращена верующим, здесь начались богослужения.
Святыни храма:
Главная храмовая икона Святителя Николая Чудотворца ранее находилась в часовне во имя того же святого. В начале 19 века городское купечество построило колокольню над Никольской башней. Внутри башни устроили часовню. Часовня никогда не закрывалась: и днем, и ночью у иконы Святителя Николая горела неугасимая лампада. К счастью, этот образ после закрытия и разорения храма сохранился и сейчас находится в храме.
До 1917 года в церкви находилась древняя икона Святителя Николая, почитаемая всеми жителями Порхова. По их ходатайству с 1848 года икону торжественно носили по домам и совершали с ней молебствия. После разорения храма чудотворный образ Святителя Николая, который находился в храме со дня его основания, увозят сначала в Псковский музей-заповедник, а затем в Третьяковскую галерею как шедевр новгородской живописи 15 века.
С 1717 года хранился также серебряный Крест с частицами мощей святых Киево-Печерских угодников: Моисея Угрина, Исаакия и Афанасия затворников. Крест был устроен в том же году, 4 мая, по благословению архимандрита Киево-Печерского монастыря Аникия.
В 1706 году, 9 декабря, начальник Порховской инвалидной команды комендант Иерофей Исаакович Ладеженков подарил Николаевской церкви требник. Здесь же хранился октоих, подаренный монахом Феодосием в 1698 году в Порховскую Покровскую церковь.
В настоящее время икона Святого Николая хранится в Псковском музее-заповеднике. В 2010 г. иконописцы из Петербурга сделали список, точную копию древнего образа и жертвовали эту работу храму. 19 декабря в день Святителя Николая за праздничным Богослужением икона была освящена.
Судьба других святынь после 1917 года неизвестна.
http://www.sites.google.com/site/soborporkhov/about-us; http://www.sites.google.com/site/soborporkhov/about-us/obraz