В 1870-х годах, когда еще совсем юный Порфирий Терентьев «за талант к художеству» был вывезен из деревни в Тобольск, тобольские косторезные мастерские только возникали. Терентьев недолго проучился у художника Михаила Степановича Знаменского и вернулся обратно. Когда же он снова попал в Тобольск, то косторезный промысел уже вовсю набирал обороты. Художник успел поработать в разных мастерских, изучая приемы. Уже к концу XIX века Терентьев стал сложившейся творческой единицей, а в 1913 году открыл собственную мастерскую.
Основной вклад Порфирия Терентьева был в объемную скульптуру. Поводом для вдохновения могли послужить собственные наблюдения, гравюры и даже литературные персонажи, например, герои пьесы Максима Горького «На дне» (мастер даже бродил по тобольским ночлежкам, чтобы лучше ухватить суть горьковских босяков).
Терентьев разработал тонкую психологическую манеру. Простым перочинным ножом художник прорабатывал каждую деталь, стремился к максимальному реализму, так чтобы фигурку было интересно разглядывать и по отдельности, и в ансамбле. Порфирий Терентьев – уникальный мастер, который создал целое направление, повлиявшее на остальных мастеров и закрепившее реалистический стиль тобольского промысла.


