Поречье-Рыбное. Церковь Никиты мученика.

Зимний одноглавый храм Никиты Мученика построен вместо деревянного в 1799 году. Его ориентация по сторонам света нарушена — небольшая апсида находится с западной стороны. Подобные нарушения церковных канонов встречаются в культовом зодчестве 18-19 веков и чаще всего были вызваны градостроительными задачами. В данном случае это отступление от правил, скорее всего вызвано тем, что место для отдельно стоящей колокольни было выбрано восточнее Никитского храма.
Источник: Федотова Т.П. «Вокруг Ростова Великого». 1987
Прим. модератора: Алтарь храма ориентирован на восток, только на фасаде оформлен нетрадиционно. Полукруглая пристройка с западной стороны, принимаемая за апсиду, это элемент трапезной.

Такое же великолепие (как и в Петропавловской — М.Попов) и в зимней церкви во имя великомученика Никиты и трёх святителей, которая, кроме богатства, много выигрывает перед летнею изяществом архитектуры, колоннами, красивыми фронтонами и лепными изображениями, а внутри – новизною кисти и яркостью красок.
Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. — М., Синодальная типография, 1885

Колокольня
Колокольня церкви св. великомученика Никиты в селе Поречье-Рыбном – самая высокая сельская колокольня России. Историки и современники в разное время восхищались этим выдающимся памятником русской архитектуры. Обнаружить какие либо архивные данные, касающиеся ее строительства в РГАДА, ГАЯО, РФ ГАЯО пока не удалось. Возможно, это объясняется тем, что старый волостной архив с. Поречья, где могли храниться эти документы, был уничтожен большим пожаром 9 мая 1887 года, когда выгорела большая часть села.
В краеведческой литературе подробное описание колокольни, как и дата ее строительства – 1799 год, впервые встречается в 1848 году в статье Ф.Я. Никольского «Поречье-Рыбное» в Ярославских губернских ведомостях. Как источник статья Ф.Я. Никольского несет достаточно достоверную информацию. Поскольку, во-первых, сам автор лично приезжал в Поречье для изучения данной темы. Во-вторых, он мог еще застать в живых тех старожил, которые помнили времена ее строительства и людей, принимавших участие в нем, в третьих на момент написания статьи брат автора – И.Я. Никольский был священником в с. Поречье и имел доступ к документам касающихся истории как села так и церковных зданий.
В своей статье Никольский пишет о колокольне: «Прелесть этой башни по замечанию знающих путешественников, далеко превосходит известную всем красоту колокольни Ивана Великого, если не брать во внимание величия, придаваемого сей последней священною местностию и историческими воспоминаниями. Поречская колокольня возвышается пятью ярусами, которые, кроме четвертого, прорезаны широкими пролетами. Нижний ярус, обставленный по сторонам пролетов 8 огромными колоннами коринфского ордена, оканчивается четырьмя, по углам, башнями, на коих вместо крестов утверждены большие вызолоченные звезды. Второй окружен полуколоннами. На третьем ярусе помещены 10 колоколов, из коих большой весит 525 пуд., второй 319, повседневный 102, великопостный около 80 пуд. и т. д. На четвертом, глухом ярусе поставлен корпус недельных часов, с 4-мя по сторонам циферблатами. На пятом 11 часовых колоколов. На главе, венчающей купол, большое яблоко и крест, вызолоченный через огонь. Высота колокольни 44 сажени…какой величественный вид представляется взору, когда смотришь с высоты этой башни на окрестности;…она, по всей справедливости должна быть отнесена к числу архитектурных знаменитостей нашего отечества».
Ф.Я. Никольский называет нам имя строителя колокольни, он пишет: «Этот памятник еще более заслуживает внимания тем, что строителем его был не Аристотель Фиоравенти и не другой какой либо пришелец с родины искусств и художеств, но простой поречский крестьянин Алексей Степанов Козлов». Ряд историков придерживается мнения, что Козлов не мог быть автором проекта подобного сооружения в силу того, что он был простым крестьянином. В работе Т.П. Федотовой «Вокруг Ростова Великого» выдвинута подобная точка зрения: «…проект, скорее всего, принадлежал крупному архитектору XVIII века, а Козлов лишь наблюдал за работами». Существует и вторая точка зрения, доказывающая авторство А.С. Козлова. Ее придерживался академик архитектуры С.В. Бессонов в работе «Крепостные архитекторы». На наш взгляд, пока не будут обнаружены архивные документы с проектом этого сооружения и подлинный автор проекта, обе точки зрения останутся недостаточно обоснованными.
А.С. Козлов был не «простым» крестьянином, как это подчеркивается в работе Т.Ф. Федотовой, а также краеведческих очерках по истории с. Поречья краеведа И.Л. Маринина. Алексей Степанович Козлов родился в Поречье в 1759 году в семье крестьян — Степана Ивановича (1730-1813 г.г.), и Матрены Васильевны (1730-1785 г.г.) Козловых3. В социальном аспекте эта семья была достаточно богатой. Н.П. Столпянский в своей работе «Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России» указывает на то, что семья Козловых имела сально-свечное заведение. Более того — в октябре 1808 г. семья Козловых была отпущена «вечно на волю» графом В.Г. Орловым — владельцем с. Поречья. А 18 февраля 1809 г. Степан Иванович Козлов с сыном Алексеем и женой его Анной Григорьевной, с детьми записываются в I гильдию Ростовского купечества. Козловы объявили капитал в пятьдесят тысяч сто руб. По тем временам это были очень большие деньги. Купцов I гильдии в Ростове в начале XIX века было всего 3-4 семьи. Но купеческое счастье переменчиво. В 1812 году Козловы вошли только в III гильдию Ростовского купечества, объявив капитал, всего в 8 010 руб. В 1814 году из семьи выделился средний сын А.С. Козлова – Никита Алексеевич. Он объявил капитал в 8 005 руб. и вошел в III гильдию.
В публикациях о колокольне И.Л. Маринина говорится, что А.С. Козлов «умер на возу с овощами в 1816 году». Это абсолютно не верно. В 1815-1822 годах А.С. Козлов числится в мещанах города Ростова вместе со своими детьми – старшим сыном Василием и младшим сыном Антоном. Умер А.С. Козлов после 1840 г. К середине XIX в. из потомков А.С. Козлова в Ростовском мещанстве состоял лишь Антон Алексеевич Козлов, постоянно живший в Петербурге, имевший там дела «по торговой части».
Имеющийся на колокольне набор колоколов (21 шт.) был самым большим в Ростове и уезде, включая и знаменитую Ростовскую соборную звонницу (15 колоколов). Поречье-Рыбное – одно из немногих ростовских сел, где на колокольне имелись часы, куранты. Еще по документам Монастырского приказа в описи 1701 г. деревянной церкви святых апостолов Петра и Павла села Поречья, значится, что на рубленной восьмигранной шатровой колокольне «…пять колоколов, а на той же колокольне часы боевые приведены к тем же колоколам». Таким образом, перед нами документально подтвержденный факт, что в Поречье на рубеже XVII- XVIII в.в. на колокольне находились куранты.
В труде «Ростовский уезд…» А.А. Титов отметил: «В 1767 году (жители Поречья) довершили постройку и необходимое украшение летней церкви: на пристроенной к ней колокольне поставили русские, или так называемые еврейские, часы…». «Русские» часы делили сутки на часы дневные и ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате — первый час ночи. Поэтому почти каждые две недели количество часов дневных, как и ночных, постепенно изменялось. Роль стрелки на таких часах выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей, обозначенных буквами или цифрами, что было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время. С помощью специальных механизмов часовые колокола «играли музыку». Таким образом, куранты вновь были установлены уже на каменном летнем храме, до постройки 94-метровой колокольни зимней церкви Никиты мученика в 1799 г. Описывая высокую никитскую колокольню, А.А. Титов упоминает на ее четвертом, глухом ярусе корпус недельных часов, с 4-мя по сторонам циферблатами. А на пятом ярусе – 11 часовых колоколов.
А.Я. Артынов воспоминал, что архимандриту Яковлевского монастыря Апполинарию Пулашкину хотелось устроить в обители колокольные часы, но он не мог найти для этого хорошего мастера. Отец Артынова, хорошо знавший архимандрита, рекомендовал ему часового мастера родом из города Серпухова Дмитрия Иванова Савостина, проживавшего тогда в городе Тихвине, изготовившего часы в Тихвинском большом монастыре. «Он сделал их весьма прочные и верные, бившие в колокола минуты, четверти и часы. Они каждую четверть часа выигрывали на подобранных колоколах следующие куранты: «Кто-то может убежати смертный час: ни царь, ни князь, ни воин, ни пастух». Для механизма этих часов ниже колоколов была устроена теплая комната; из этой комнаты мастер сделал привод, которым приводились в движение часовая и минутная стрелка на циферблате. В Ростов Савостин приехал с женой и сыном; устроил по условию часы, существующие и в настоящее время на колокольне Яковлевского монастыря, потом устроил часы в селениях: Поречье-Рыбном и Вощажникове».
Важное и прямое свидетельство, а именно контракт об устройстве часов на колокольне села Поречья-Рыбного, в ростовском архиве обнаружила искусствовед Татьяна Владимировна Колбасова. Контракт был записан в маклерскую книгу города Ростова под №145, датирован 23 марта 1806 г., изложен от имени Дмитрия Савостина. Документ подтверждает, что Дмитрий Савостин заключил контракт с бурмистром села Поречья Петром Ивановичем Лалиным «с миром», по созданию и установке на поречской колокольне часов. То есть, бурмистр действовал с санкции и от лица крестьянской общины. В источнике указаны размеры часового механизма: длина 2 аршина и 2 вершка, ширина — аршин с вершком, высота – 7 четвертей (аршина). В пересчете на современные меры длины размеры механизма будут около 151х75х125 см. Кроме того, упомянуты детали и материалы, из которых их необходимо было изготовить: девять колец медных, петли стальные, четвертной вал – медный. Обговаривалась продолжительность хода часов: на большом заводе две недели. Контракт предписывал Савостину изготовить часы «….таким же манером, как сделаны в Тихвине с боем, что в 10 колоколов, с часовым и минутным». Таким образом, в качестве образца для села Поречья были избраны часы города Тихвина.
Мастер должен был закупить за счет суммы выданного ему задатка колокола, чугунные гири и «…прочие принадлежащие к оному механизму железные и медные вещи», например, листовое железо для четырех циферблатов. Кроме того, вырезать из «англицкой» жести часовые и минутные литеры, позолотить стрелки часов червонным золотом. Завершить работу над часами Савостин обязался в течение года. Затем мастер должен был обучить обращению с часами избранных заказчиками двух человек: «…как оные разбирать, собирать, заводить и чистить». В случае, если «часы окажутся не ходовыми», мастер обязывался оставить их себе, не только не требуя никакой оплаты, но и вернуть выданные ему в задаток деньги. За устройство данных часов Савостину полагалось получить 1200 рублей. Стороны условились, что работа начнется безотлагательно и будет проводиться непрерывно. При заключении контракта мастер получил задаток 200 рублей и дал при получении денег расписку. Остальные деньги должны были выдаваться ему уже по приезду в Поречье «…на разные потребности в материалах безостановочно», причем не больше вышеупомянутой суммы и по окончании работы.
С приездом Савостина в Поречье для сборки часового механизма и монтажа часов на колокольне заказчики обязали его нанять для себя покои и содержать себя полностью за свой счет. Однако бурмистр предоставлял мастеру «для кузнечного мастерства» пустой амбар. После установки на колокольне исправных часов, их запуска, мастер должен был прожить в Поречье 2 месяца. Стороны обязались «сей контракт содержать во всей силе нерушимо». Примечательно, что часовой мастер Савостин был неграмотным — за него, по его просьбе, контракт подписал канцелярист ростовского земского суда Леонтий Иванович Дебольский. В маклерскую книгу данный контракт был записан маклером Алексеем Приваловым. Следует также отметить расхождение воспоминаний А.Я. Артынова и рассматриваемого нотариального документа в отчестве мастера: по контракту Савостин не Иванович, а Васильевич. Кроме того, в контракте он назван мещанином города Алексина.
Часовой механизм нуждался в постоянном присмотре и заводе. Поэтому в первой половине XIX в. в вотчинной администрации появилась оплачиваемая должность — заводчик часов. Из общественных сумм он получал жалование 35 рублей серебром в год. К примеру, огородник в отходе зарабатывал по найму в среднем 60 рублей серебром в год.
По воспоминаниям старожилов, в начале XX в. часовой механизм обслуживали кузница и слесарная мастерская П.Г. Игнатова-Рубцова. Куранты отбивали часы, четверти и минуты, играли две мелодии, что во многом совпадает с описанием их тихвинского прототипа у Артынова. В архивных документах упомянутая слесарная мастерская в Поречье значится. П.Г. Игнатову-Рубцову старожилы приписывают следующие слова: «Вот умру я — не будет часов на поречской колокольне». Пророчество сбылось – после его смерти часы сгорели в результате пожара, который начался в прилегающем к колокольне квартале. По воспоминаниям, пожар случился в 1921 г., в мае: когда уже «по свежей траве бегали босиком». Однако в акте обследования церковного имущества от 27 сентября 1925 г. значится, что пожар колокольни произошел в 1920 г. Здесь перечислены колокола, часов уже нет. При последнем ремонте колокольни при действовавших храмах в 1927 г. часы не были восстановлены.
Таким образом, часы-куранты существовали на колокольнях села Поречья-Рыбного более чем 200-летний период, что позволяет говорить о традиции их устройства в крупнейшем после Ростова приозерном селении Ростовского уезда. Воспоминания А.Я. Артынова в целом подтвердились архивным, нотариально составленным документом, отчасти устными источниками XX в. Определены хронологические рамки существования курантов на колокольне церкви Никиты мученика. Известно также, что во время строительства колокольни благочинным села Поречья являлся Иван Андреевич Порецкий, племянник гробового старца Амфилохия, будущий архимандрит Спасо-Яковлевского монастыря Иннокентий. Время и люди не сохранили убранства этой замечательной башни. Куранты сгорели во время пожара в мае 1920 года. Колокола были сброшены и отправлены «на нужды индустриализации» в 1930 г. Реставрация, проводившаяся в начале 70-х г.г. XX столетия, так и не была закончена до конца.
В настоящее время Ярославской митрополии необходимо поддержать заявку Департамента культуры Ярославской области, поданную в Целевую программу Министерства культуры РФ – о финансировании проектных работ по ее реставрации в 2014 году. Направить в Министерство, в адрес министра культуры РФ В.Р. Мединского искреннее письмо Пантелеимона – митрополита Ярославского и Ростовского. Ведь ясно, что памятник будет передан Русской Православной церкви. Устройство на колокольне смотровой площадки для туристов позволит православному приходу пос. Поречье-Рыбное, а вместе с ним и Ярославской Митрополии зарабатывать неплохие деньги. Появится возможность для ремонта и реставрации всего храмового комплекса, стоящих рядом с колокольней храмов, возобновления ограды. Дальнейшего развития православного туризма. Заявка в Министерство подана. Митрополии нужно ее сейчас только поддержать.
Примечание: основной текст статьи был написан автором 24 ноября 1999 г.
А.Г. Морозов

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?