Поповка. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.

Село Поповка Алексинского района находится примерно в 40 км от Тулы и в 20 км от Алексина. “Если от Алексина ехать на юг, к автомагистрали Тула—Калуга, то за Богучаровом… новая дорога, круто обогнув старинный липовый парк и пройдя по земляной дамбе пруда, выведет на просторную сельскую площадь. На ней стоит монументальная ампирная Смоленская церковь, выстроенная в 1835 г. на средства П.И. Раевской”, — так начинают краткий очерк об исторических достопамятностях Поповки М. Дунаев и Ф. Разумовский. Каменных храм в честь иконы Божией Матери Смоленская «Одигитрия» построен в 1835 году на средства капитанши Параскевы Ивановны Раевской. Она была женщина богатая, благочестивая и бездетная. В Поповке располагалось её имение, которое в 1848 году, после смерти Параскевы Ивановны, отошло по наследству её родственнице и воспитаннице Варваре Алексеевне Мосоловой. Варвара Алексеевна вступила в наследство уже будучи замужем за князем Е.В. Львовым. Семья переехала на жительство в прекрасную усадьбу. Так начался «львовский» период в истории Поповки.
Грандиозное строительство совершенно новой усадьбы началось где-то с конца 20-х годов XIX в. В основу нового проекта легло осевое планировочное начало, идущее от традиций классицизма 18 века. Прежняя ландшафтная доминанта – огромный овраг – превратился в каскад из трех террасных прудов. Новая композиционная ось закладывается почти перпендикулярно прежней и имеет четкую пространственную ориентацию: запад – восток. Центром усадебного ансамбля стал главный жилой дом. Согласно классической трехчастной схеме, рядом с домом, создавая единую композицию, расположились небольшие флигели. По оси главного дома, как бы замыкая парадный двор, расположилась церковь Смоленской Божьей Матери Одигитрии с колокольней. По другую сторону дома, на той же центральной оси, на берегу пруда, вероятно, была деревянная пристань, т. к. через пруд сначала переправлялись на плавучей беседке, а много позже был построен арочный мост. На противоположном берегу пруда был разбит традиционный усадебный липовый парк, по словам старожилов, в виде паркового вензеля – римских цифр «XIX». От проезжей дороги к усадьбе вела длинная березовая аллея – «прешпект». Поповский усадебный ансамбль, строго выдержанный в стиле московского ампира, несомненно, представляет художественно-архитектурную ценность и требует дальнейшего изучения. Если смотреть снизу на возвышающийся на холме храм, то он напоминает корабль, который парит в небесах. Храм легкий и величественный одновременно. Он был построен в середине XIX века, и являлся частью комплекса строений усадьбы. Одновременно с главным алтарем устроен боковой придел в честь свт. Николая Мирликийского.
Храм является главной достопримечательностью села. Архитектор, составивший проект Поповского ансамбля, достоверно не известен, хотя князь Г.Е. Львов в своих «Воспоминаниях», описывая усадьбу, замечает, что «…все постройки хорошего архитектора…, кажется, Жилярди, который строил Вознесенский женский монастырь в Московском Кремле, что стоит у Спасских ворот». Возможно, храм строили представители его школы. Дементий (Доменико) Жилярди — российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, некоторое время работал в России. Активно участвовал в застройке Москвы после пожара 1812, создал ряд монументальных, парадно-торжественных общественных зданий и жилых домов, сыгравших большую роль в формировании архитектурного облика города. Жилярди проявил себя крупным мастером садово-парковой архитектуры. Судя по этому, можно предположить, что архитектором церкви был именно он.
В традиционной трёхчастной осевой композиции церкви основное внимание уделено главному кубическому объёму, значение которого дополнительно подчеркнуто симметричными сходными по форме апсидой и западным притвором. Храм невелик, но полон почти соборного величия, напоминая созданные П.И. Стасовым столичные пятиглавые соборы. Однако идейно-образная сторона Смоленской церкви по-своему сложнее, оригинально сочетая героизм и гражданственность с человечностью и тонким лиризмом. Как уже говорилось выше, церковь построена в стиле ампир. Это стиль в архитектуре и искусстве трех первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма. Стиль опирался на художественное наследие архаической Греции и императорского Рима. Художественная выразительность памятника почти лишенного декоративного убранства достигается средствами архитектуры. С помощью одной лишь пропорциональности, соборности и гармонии отдельных частей куб храма производит впечатление тяжелого, пятиглавие – величественного, а портики из четырех попарно сдвоенных колонн – торжественного. Что касается колонн, то они относятся к так называемому тосканскому ордеру. Ордер этот возник в Древнем Риме на рубеже 1 в. до н.э и 1 в. н.э. и является упрощенным вариантом дорического ордера, колонна без каннелюр, но с базой. Фриз всегда гладкий. Храм и колокольня составляют единое целое – они соединены пристройкой. С 2004 г. ведутся восстановительные работы, правда очень медленно, так как не хватает средств. Частично покрыли крышу, установили крест, вставили стекла, сделали главный купол храма. В целом, можно сказать, что этот памятник является образцом высокого уровня развития архитектуры первой трети XIX века.
Дунаев М., Разумовский Ф. В среднем течении Оки. М., «Искусство», 1982. Малицкий П.И. Приходы и церкви Тульской епархии. Извлечение из церковно-приходских летописей. Типография П.И. Соколова. — Тула, 1895.

Первые упоминания о Поповке, как и обо всех окрестных сёлах и деревнях по среднему течению Упы, встречаются в писцовых книгах ХVII века. Так, в тексте «Стан Извольской за помещики» за 1650-1652 годы содержатся записи о местных хозяевах, собственниках земли: «За Савельем Захарьевым сыном Михневым в поместье деревня Поповка, в живущем полъосмины пашни…» В Писцовой книге 1684 гола значится деревня Поповка за Василием Арсеньевым, «…без барского дома». В конце ХVIII века сельцо принадлежало Ивану Степановичу Арсеньеву, его детям, а затем было продано помещице П.И. Раевской. В те времена Поповка была деревней, здесь не было собственного храма и административно она входила в Извольский стан Алексинского уезда. Село Изволь в пяти километрах от Поповки, тогда было не только крупнее её, но уже имело свою церковь. Шло время, менялись хозяева Поповки. Со временем здесь возникла прекрасная усадьба. К сожалению, в наши дни об усадьбе ничего не напоминает, лишь при въезде в село сохранились огромные липы — остатки регулярного парка, да каскад заросших прудов. Только величественная церковь в центре села, невольно заставляет вспомнить о былой усадьбе на Алексинской земле. Дошедшая до наших дней церковь, очевидно, не является первым церковным храмом. П.И. Малицкий в книге «Приходы и церкви Тульской епархии» высказывает своё мнение по истории названия села: «По всей вероятности, название ему было дано потому, что при первоначальном храме посёлок образовался только из домов одного духовенства. Название «Поповка» перенесено потом и на возникшее здесь село». От ХIХ века до наших дней сохранилась некогда величественная ампирная церковь во имя Смоленской Божией Матери «Одигитрия». Храм был выстроен в 1835 году на средства капитанши Параскевы Ивановны Раевской. Одновременно с главным алтарём был устроен боковой придел в честь свт. Николая Мирликийского.
Архитектор, составивший проект этого величественного храма, может быть и усадебного дома, парка, каскада прудов, достоверно не известен, хотя родившийся в усадьбе Поповка князь, министр-председатель и министр внутренних дел Временного правительства первых двух составов (с марта по июль 1917 года) — Георгий Евгеньевич Львов в своих «Воспоминаниях» описывая усадьбу, замечает, что «…все постройки хорошего архитектора, кажется, Жилярди, который строил Вознесенский женский монастырь в Московском кремле, что стоит у Спасских ворот». Возможно, храм строили представители его школы, а может быть и сама рука великого архитектора была причастна к возведению Поповской церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери. В целом, можно сказать, что этот памятник является образцом высокого уровня развития архитектуры первой трети ХIХ столетия. При церкви хранились копии метрических книг, опись имущества, а церковная библиотека составляла 24 книги. «Храм невелик, — пишут о нём М. Дунаев и Ф. Разумовский, — но полон почти соборного величия, напоминая созданные В. П. Стасовым столичные пятиглавые соборы. Однако, идейно-образная сторона Смоленской церкви по-своему сложнее, оригинально сочетая героизм и гражданственность с человечностью и тонким лиризмом.
Художественная выразительность памятника, почти лишённого декоративного убранства, достигается исключительно средствами архитектуры». В традиционной трёхчастной композиции церкви, характерной для позднего классицизма, основное внимание уделено кубическому объёму, в центре которого находится круглый в плане световой барабан. По углам здания расположены четыре барабанчика с миниатюрными полусферическими куполками с треугольными фронтонами. С западной стороны примыкает трапезная, а за нею трёхъярусная колокольня, соединённая с трапезной небольшим переходом. Выделяется своей архитектурой верхний ярус с дорическими полуколоннами по сторонам проёмов, увенчанный высоким шпилем на полусфере. После закрытия усадьбы в 1920-х годах в храме ещё лет десять прходили службы. После 1930-х годов церковь всё же была разграблена и осквернена представителями новой власти. С куполов сброшены кресты, а с колокольни были сняты и сброшены на землю все колокола. В помещении устроили зерновой склад. Позже храм был брошен на произвол судьбы, который стал разрушаться ещё большими темпами.
В 2000-х годах при церкви была зарегистрирована приходская община. Был назначен настоятель. Сейчас храм постепенно реставрируется. Церковь находится в пастырском окормлении Свято-Успенского собора г. Алексина на основании предписания правящего архирея от 20 февраля 2003 года.
Из книги: В.М. Пономарёва. Алексин (страницы истории города и района). Тула: «Пересвет», 1998 и сайт: http://www.aleksin-blagochin.ru

Поповка находится в лесистой местности, бедной проточной водой, в 35 в. от Тулы, в 17 в. от Алексина и в 15 от линии Сызрано-Вяземской ж. д. Время образования прихода и происхождение его названия неизвестны. По всей вероятности, название селу дано было потому, что при первоначальном храме поселок образовался только из домов одного духовенства Название этого поселка „Поповка” перенесено потом и на возникшее тут село. Приход состоит в настоящее время, кроме села, из деревень: Скороварова, Плоскова, Подольни и Никольских дворов. Всех жителей 470 м. п. и 537 ж. п.
Существующий в приходе храм каменный, во имя Смоленской Божией Матери Одигитрии, построен в 1835 г. на средства капитанши Параскевы Ив. Раевской. Одновременно с главным алтарем устроен и придельный во имя св. и чудотворца Николая. Причт состоит из священника и псаломщика. В пользу причта получаются % с 1829 р. Церковной земли имеется – усадебной 3 д., полевой 33 д. 1766 саж. С 1887 г. в приходе открыто земское училище.
П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Алексинский уезд, стр. 57

Если ехать от Алексина на юг, то за Богучаровым, приблизительно в десяти километрах, автомобильная дорога, круто обогнув старинный липовый парк и пройдя по земляной дамбе пруда, выведет на просторную сельскую площадь. На ней стоит монументальная ампирная Смоленская церковь, выстроенная в 1835 году на средства владелицы усадьбы, капитанши Параскевы Ивановны Раевской. В традиционной трёхчастной осевой композиции церкви основное внимание уделено главному кубическому объёму, значение которого дополнительно подчёркнуто симметричными, сходными по форме апсидой и западным притвором. Храм невелик, но полон почти соборного величия, напоминая созданные В. П. Стасовым столичные пятиглавые соборы. Однако идейно-образная сторона Смоленской церкви по-своему сложнее, оригинально сочетая героизм и гражданственность с человечностью и тонким лиризмом. Художественная выразительность памятника, почти лишённого декоративного убранства, достигается исключительно средствами архитектуры. С помощью одной лишь пропорциональности, собранности и гармонии отдельных частей куб храма производит впечатление тяжёлого, пятиглавие — величественного, а портики из четырёх попарно сдвоенных тосканских колонн — торжественного.
Из книги: М. Дунаев, Ф. Разумовский «В среднем течении Оки». — Москва, «Искусство», 1982

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?