«ОСОБНЯК ПОЛОВЦОВА ИЛИ ДОМ АРХИТЕКТОРА»
7. ПОМПЕЗНАЯ РОСКОШЬ ИНТЕРЬЕРОВ.
Как я уже писала в 1864 году барон Александр Людвигович Штиглиц покупает у своего хорошего знакомого князя Сергея Сергеевича Гагарина-младшего особняк на Большой Морской для своей дочери и зятя.
Князь Гагарин на начальном этапе принял деятельное участие в реконструкции здания. Думаю, ему не хотелось, чтобы были разрушены те интерьеры, которые с такой тщательностью создавал его отец. Сергей Сергеевич продолжил общение и с зятем Штиглица А. А. Половцовым. Их связывало увлечение коллекционированием и совместная деятельность в Училище технического рисования.
В доме графа Николая Александровича Кушелева-Безбородко барон Штиглиц (или А.А.Половцов по другим источникам) познакомился с архитектором Николаем Федоровичем Брюлловым (Брюлло), которому поручил перестройку дома.
Двадцать пять лет Брюллов проработал в особняке. За эти годы он полностью модернизировал отопительную, водопроводную и канализационную системы, а также существенно изменил внутреннюю планировку. Летом 1874-го года провели водяное отопление завода Сан-Галли.
Основным «брюлловским периодом» в истории дома можно считать 1870–1875 годы, когда заново оформлялись жилые комнаты владельцев на первом этаже главного корпуса и парадные залы бельэтажа. Для устройства новой библиотеки (большого двухсветного зала) был надстроен третьим этажом западный дворовый флигель. Окончательно застраивается восточная часть главного корпуса со стороны двора, где размещается спальня хозяина и над ней, во втором этаже, малая библиотека.
Большая библиотека (Дубовый зал).
Именно Брюллов осуществил давнюю мечту отца и сына Гагариных создать единый интерьерный ансамбль этого зала. Над ней работы шли дольше всего, окончившись только в начале 1876 года. Резные дубовые панели встроенных книжных шкафов, балконов, изящная винтовая лестница, двери, кессонированный потолок для неё были заказаны во флорентийской мастерской и привезены в Россию в 1873-м году. Установкой руководил художник Владимир Сверчков. Для зала из Италии также привезли камин XVI века, выполненный из разных пород мрамора. Над фронтоном камина находится скульптурная композиция из двух женских фигур — Науки и Искусства, отлитая в Мюнхене бронзовых дел мастером и скульптором Фердинандом фон Миллером. При Половцове в Дубовом зале проходили собрания Русского исторического общества. Во время войны Дубовый зал пострадал от попадания бомбы. После реставрации площадь несколько уменьшилась, тем более, часть помещения была занята аппаратной для Концертного зала.
Несколько помещений предназначались для развески гобеленов, в том числе вестибюль и Парадная лестница, пышное оформление которых выполнено в стиле Людовика XIV. Cимволы истины и Правосудия в лепных картушах по углам плафона над лестницей (факел и три поднятых перста, меч и весы) должны были говорить о роде занятий
хозяина особняка.
Гостиные парадной анфилады второго этажа декорированы в стиле рококо.
Белый (Бальный) зал был оформлен эклектично — плафон потолка исполнен в барочном стиле, а мелкие элементы — в стиле рококо. Стены зала, расчлененные пилястрами и нишами, отделаны в стиле Людовика XVI. В более массивных формах исполнен пятичастный барочный плафон с живописной композицией в центре, изображающей аллегорию Плодородия. Фигурки путти в падугах, играющие на музыкальных инструментах, говорят о назначении зала. Архитектор проявил большую изобретательность, соединив пространство зала арочным отверстием и балконом на восточной стене с хорами для музыкантов, устроенных в соседнем помещении (Малой библиотеке). Особенно украшает зал необыкновенной красоты паркет.
Малая библиотека (так называемая «библиотека Оппенора») — один из самых совершенных образцов стилизации в духе подлинного рококо. Все элементы отделки — резной орнамент на ореховой облицовке стен, замысловатые узоры балконной решетки и наборного паркета, изящной формы камин, «небесная» живопись плафона — сливаются здесь в единую гармоничную композицию.
Стены будуара с эркером и большой (красной) гостиной были затянуты гобеленовой тканью, потолки и падуги покрыты тонко прорисованным и мастерски выполненным лепным узором из цветочных гирлянд, рокайльных завитков и порхающих путти. Разделительную арку большой гостиной поддерживают скульптуры юношей-тритонов.
Комнаты Надежды Михайловны Половцовой — Гостиная с изящной отделкой в стиле Людовика XVI и небольшой будуар в стиле Людовика XV были обращены окнами на Большую Морскую. Стены Гостиной декорированы лепными рамами. Сегодня они затянуты жаккардовой тканью, но до 1909 года они были заняты четырьмя шпалерами из серии «Времена года», исполненными по эскизам Клода Одрана и выпущеными в мастерской Пьера Франсуа Козетта в 1781 году.
В гостях у князя Гагарина А. А. Половцов познакомился с архитектором М. Е. Месмахером. С 1887 по 1892 годы, после смерти Н. Брюллова, Максимилиан Егорович стал третьим и последним создателем особняка Половцова. Под его руководством были переоформлены фасады со двора и Мойки. Отныне они получили единое решение в стиле необарокко. Ради этого глухие стены будущего Бронзового зала были оформлены «фальшивыми окнами», восточный флигель надстроен четвертым этажом и частично перепланирован для устройства Портретной галереи.
Оформление Портретной галереи архитектор выполнил в стиле ренессанса. Стены галереи облицованы резными ореховыми панелями, в верхней части которых на восточной стене помещались портреты членов семьи Половцовых. Два из них, работы французского художника Ш. Э. О. Каролюса-Дюрана — хозяйки дома надежды Михайловны и дочери Анны (в замужестве княгини Оболенской) в настоящее время находятся в Государственном Эрмитаже.
Бронзовый зал – целиком творение Месмахера.
Над его интерьером он работал в 1888-1892 годах. Зал был перекрыт металлическим фонарём с двойным слоем солнцезащитного стекла, оформленным золочёной сеткой с рельефными листьями и розетками. С росписью потолка рифмовался узор наборного паркета, сложенного из тёмного грецкого ореха, морёного дуба, липы, красного и чёрного эбенового деревьев, амаранта, палисандра и розы. Своё название зал получил из-за значительного количества бронзы в убранстве — ей были декорированы стены и потолок, оформлены зеркала, двери, светильники, гобелены. Кроме того, в облицовке использовались свыше 11 видов мрамора. Благодаря игре отражений на бронзе и зеркалах, архитектору удалось наполнить светом зал, не имеющий окон. По углам зала расположились бронзовые панно: «Музыка» с нотным альбомом, валторной, скрипкой, свирелью и маской, «Скульптура» с инструментами ваятеля и мужским профилем в центре, который является автопортретом Месмахера. Панно «Архитектура» с треугольником, транспортиром, отвесом, карандашами и кистями также включает план музея Штиглица.
Одним из главных украшений зала стали четыре гобелена «Любовь Богов», сотканных в XVIII веке по эскизам Франсуа Буше на мануфактуре в Бове. После войны Бронзовый зал переделали в Концертный, в южной части установили эстраду. В 2011 на трёх стенах Бронзового зала были развешаны гобелены, выполненные выпускником Российской академии художеств. Полотна «Дионис и Грации», «Аполлон и музы» и «Афродита и Арес» созданы в неоклассическом стиле по мотивам античных мифов.
Месмахер окончательно завершил парадную лестницу, где были развешаны шпалеры подаренные Наполеоном графу Толстому и купленные у наследников владельцем особняка.
На первом этаже Месмахер оформил Столовую в стиле ренессанс с кессонированным плафоном, отделкой стен резными панелями, тисненой кордовской кожей и двенадцатью стилизованными в духе средневековой живописи вставками, представляющими аллегории времен года, частей света и сцены из сельской жизни и охоты. Украшением смежного помещения — буфета стали орнаментальные росписи в стиле рококо и пейзажные композиции.
Чтобы не навредить отделке, хозяева запрещали курить в столовой, для курения было отдельное помещение — фюмуар.
Уникальность особняка Половцова заключается в сохранности интерьеров, многие из которых сохранили свой первоначальный вид. Первый этаж подвергся некоторой перепланировке, второй же сохранился без существенных изменений, благодаря тому, что использовался для концертов, собраний и заседаний.
В 2010-х в особняке прошла серия реставрационных работ.
2012-2013 годы — отреставрированы дворовые фасады и укреплён фундамент;
2014 год — восстановлены кровля, Парадная лестница и Дубовая гостиная, прошёл первый этап реставрации Белого и Бронзового залов;
2016 год — окончены работы во всей Парадной анфиладе;
2017 год — разработан проект документации по реконструкции отделки кабинета и залов женской половины особняка.
23 мая 2018 года в особняке произошёл пожар, который уничтожил кожаные испанские панно. Пострадали также Дубовая гостиная, Каминный холл и Парадная лестница.