Монастырский семикупольный Крестовоздвиженский собор считается одним из лучших образцов украинского барокко. Это единственный в Украине семиглавый храм в этом стиле, который сохранился до наших дней. Возведен в 1689-1709 годах. В плане трехнефный, с шестью опорными столбами, несущими систему сводов и семь куполов: пять расположены над трехнефным объемом (один — в центре и четыре — на ветвях креста, образованного главными продольным и поперечным нефами), два венчают башни над притвором. Собор не имеет главного фасада, три его стороны одинаковы с точки зрения архитектуры. Длина храма 30 м, высота до зенита купола в интерьере 28 м, площадь 366 кв. м. Внутреннее оформление собора создавали во второй половине XVIII века.
Первый иконостас собора выполнял известный мастер XVIII в. Василий Реклинский. А второй — четырехъярусный, резной, из липы, позолоченный, в стиле барокко — выполнил в 1772 году русский и украинский резчик-предприниматель, выходец из русского города Осташкова Сисой Зотович Шалматов. С 1752 года он поселился в городке Ахтырке на Сумщине, открыл там свою мастерскую и вместе с своими помощниками-подмастерьями изготовил замечательные резные иконостасы для ряда соборов Курска, Воронежа и Украины, в том числе для Лубенского Мгарского монастыря (1762–1765 гг.), для Лохвицкого собора (1765–1770 гг.), резной иконостас и статуи для Покровской церкви в Ромнах (1768–1773 гг.), сооруженной по заказу последнего гетмана Запорожской Сечи Петра Калнышевского. Эта церковь в начале XX в. была перенесена в Полтаву и сожжена в годы ВОВ. А замечательный иконостас собора Крестовоздвиженского монастыря был уничтожен в 1933 году.
В 1992 году собор был возвращен церкви. В 1999 году на добровольные пожертвования верующих приступили к возрождению уникального иконостаса,которое на сегодняшний день завершено.
Каменный, трехнефный, шестистолпный, с одной граненой апсидой и венчающими его семью куполами. В постановке куполов сочетается традиционное украинское пятиглавие (главы расположены по осям) с двумя башнями-главами на западном фасаде, характерными для некоторых древнерусских памятников. Поперечный неф и башни отмечены на фасадах слегка выступающими ризалитами. По горизонтали здание делится узким карнизом. Угловые пилястры расчленены на три яруса тягами. Разнообразием форм отличаются оконные проемы, рисунок наличников, ниш и порталов на северном, южном и западном фасадах. В решении интерьера сочетаются приёмы высотного и глубинного раскрытия пространства. В 1950-1953 гг. была осуществлена консервация памятника, с 1981 г. ведутся реставрационные работы.
Памятник — единственное сохранившееся до наших дней на Украине семиглавое культовое сооружение, представляет собой образец украинского барокко.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua3/pamyatniki_ua3_607.html
Основная архитектурная достопримечательность, жемчужина женского Крестовоздвиженского монастыря — Свято-Крестовоздвиженский собор. Строительство этого величественного сооружения длилось с 1699 года и завершилось в 1756 году.
Закладка монастырского храма состоялась в 1689 году, а его возведение велось на средства генерального судьи казацкого войска Василия Леонтьевича Кочубея. После смерти отца достраивал храм его сын В. В. Кочубей. Не остались в стороне и полтавские обыватели, казацкая верхушка, а также два украинских гетмана — Иван Самойлович и Иван Мазепа. За годы своего существования Крестовоздвиженский собор несколько раз реконструировался и прирастал приделами. Этот храм имел четыре престола: главный — Воздвижения Креста Господня (1756), Благовещения Пресвятой Богородицы (1756), Святителя Николая Чудотворца (1761) и Иоанна Крестителя (Предтечи)(1795). Крестовоздвиженский собор — единственный в Левобережной Украине храм, сохранившийся до наших дней, который имеет 7 куполов, расположенных в виде креста — по числу Священных Таинств и Вселенских Соборов. Площадь собора — 366 кв. метров, его длина — 30 метров, высота до центрального купола — 28 метров.
В основу плана положено типовое решение древнерусского крестово-купольного трёхнефного храма с четырьмя пилонами, на которые опирается центральный купол. Особенностью собора является то, что он не имеет главного и второстепенного фасадов, все его стороны в художественном плане равноценны. Планировка храма, совокупность методов декора, их расположение соответствует стилю украинского барокко. Плоскости стен оживляют расположенные в три яруса окна и ниши разнообразных форм и размеров с причудливыми наличниками. Крестовоздвиженский собор в совокупе с колокольней напоминают собор и колокольню Мгарского монастыря, что под Лубнами Полтавской области. Однако купола полтавского собора поставлены по другому, детали окон и дверей выполнены иначе. Земное жилище Царя небесного в восточной части собора отделял позолоченный четырёхъярусный резной, из липы, на всю высоту храма, иконостас, над украшением которого трудились мастера разных времён: мастер по изготовлению иконостасов Василий Реклинский с учениками, талантливый живописец, народный умелец Самуил (здесь и принял монашество), резчик, выходец из Осташкова, поселившийся в городе Ахтырка на Сумщине, Сысой Шалматов и др. По обе стороны от иконостаса, в серебряно-медных ковчегах находились частички мощей Святых Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Внутри храма, по правую руку от главного входа, лестница вела в соборную подземную крипту-усыпальницу, где покоился прах особо чтимых церковных деятелей Полтавщины и не только, середины ХVIII — первой половины ХIХ века, среди которых находилась гробница с прахом местоблюстителя Молдово-Влахийской экзархии, архиепископа Екатеринославского и Херсонского Амвросия (Серебренникова, 1738-1792) и уроженца Полтавы, епископа Могилёвского и Полоцкого Афанасия (Вольховского, 1741-1801). Нетленные мощи обоих святителей сгорели в 1943 году во время отступления немецко-фашистских захватчиков вместе со зданием краеведческого музея, куда они попали после ограбления усыпальницы в нач. 20-х годов ХХ столетия. Вероятно, что тогда же было разорено и старое монастырское кладбище, которое находилось между колокольней и собором. Прах умерших (а среди них были даже родственники А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя) кладоискатели-вандалы выбросили из гробов, а могильные плиты были использованы в хозяйственных нуждах, в частности, они пошли на мощение дороги.
В 1923 году Крестовоздвиженский мужской монастырь был закрыт, опечатан был и монастырский соборный храм. После того, как в церкви обители были основательно разграблены и осквернены, в них новая власть разместила клуб посёлка железнодорожников «Красный путь» и, а также городской и областной архив. С 1933 года строения бывшей обители использовались для нужд детской трудовой колонии НКВД для сирот и беспризорных, а позже — Полтавского государственного педагогического института. В 1933 году великолепный иконостас Крестовоздвиженского собора и иконостасы других храмов были демонтированы, а частями деревянного каркаса и иконами топили тогда печи «вселившиеся насельники». С 1942 по 1960 год в небольшом помещении ютились до 90 монахинь, которые 8 июля 1960 года комсомольцами были насильно вывезены в Лебединский Николаевский монастырь, что на Черкассщине, а часть монахинь размещены в доме престарелых. Конечно же, Крестовоздвиженский собор для богослужений был закрыт, к тому же он сильно пострадал в 1943 году при отступлении гитлеровцев из Полтавы.
За счёт Церкви и пожертвований в 1956 году он был восстановлен из руин, но по-прежнему стоял без крестов и был закрыт. С 1960 до 1991 года в соборе и зданиях монастыря чего только не было! И овощехранилище, и общежитие пединститута, и психбольница, и гараж с мастерскими, и склад объединения «Медтехника». После того, как 19 декабря 1991 года оставшиеся здания монастыря были переданы УПЦ Киевского Патриархата, Крестовоздвиженский собор подлежал срочной реставрации, после окончания которой, в нём стали проходить все праздничные службы. В соборе находятся все самые важные святыни обители: особо ценная икона «Упование всех концов Земли», список принадлежавший новомученику Василию Зеленцову, а также мощи святителя Иллариона и епископа Афанасия, обретённые чудесным образом и оказавшиеся нетленными. В отдельном киоте — личные вещи епископа Афанасия.
С сайтов: vozdvizhenie.paskha.ru/hramy/poltava/Крестовоздвиженский женский монастырь в Полтаве и excurskharkov.narod.ru/1/poltava.files/cruz.htm