Колокольня Крестовоздвиженского монастыря была построена в 1786 году при архиепископе Славянском и Херсонском Никифоре Феотоки и имела высоту около 45 метров. Своим величественным видом эта колокольня напоминает колокольню Киево-Печерской лавры. В среднем ярусе колокольни был устроен престол во имя Печерской иконы Божьей Матери. Самый большой из ее колоколов весил 400 пудов и был отлит в 1797 году. На колоколе была надпись: «Божиею помощью при державе Благочестивейшия Екатерины Второй, благословением преосвященного Гавриила, митрополита Екатеринославского и Херсониса-Таврического, сей колокол вылит в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь коштом того же монастыря 1797 года июля 15 дня».
http://hyundai-club.com.ua/showthread.php?t=14605&page=4
Украшением монастыря стала четырехъярусная колокольня, сооруженная за 20 саженей (42,6 м) от соборной Крестовоздвиженской (Воздвиженской) церкви в 1786 году при архиепископе Славянском и Херсонском Никифоре Феотоки. Сооружение замечательной итальянской архитектуры с элементами украинского стиля, который называют украинским барокко. Близка к стилю колокольни Киево-Печерской лавры, украшена разнообразными классическими лепными элементами. Высота ее 22 сажени (47 м). Всего на колокольне было десять разных по размерам колоколов. И гордостью ее был огромный колокол весом в 400 пудов (свыше 6,5 т).
https://www.shukach.com/ru/node/942
Сооружение кирпичное, оштукатуренное, прямоугольное в плане, четырехъярусное, завершается полусферическим куполом с главкой. Первый ярус квадратный, с закругленными углами, остальные — круглые, с последовательным уменьшением площади и высоты ярусов. Оформлена разнообразными лепными элементами, фасады первого яруса украшены четырехколонными тосканскими портиками, второго и третьего ярусов — спаренными колоннами соответственно ионического и коринфского ордеров. Во втором и третьем ярусах находились колокола, в четвертом — часовой механизм с курантами. Нижний ярус по оси прорезан проходом, служившим главным входом на территорию Успенского собора. Фасады решены в ордерной системе (ионический ордер), западный украшен четырехколонным портиком с треугольным фронтоном.
Памятник сочетает в себе черты барокко с элементами, характерными для русского классицизма.
Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua3/pamyatniki_ua3_606.html
Первой путника встречает самое высокое сооружение Полтавы — монастырская надвратная колокольня, сооружённая в 1786 году. Автор проекта этой доминанты — Архиепископ Славянский и Херсонский Никифор (Феотоки), который решил воссоздать на Полтавской земле уменьшенную копию большой колокольни Киево-Печёрской лавры. Высота киевской — почти 97 метров, полтавской — 47. Архиепископ Никифор, автор нескольких учебников по математике и физике, подсчитал: если на киевскую колокольню понадобилось 5 миллионов штук кирпича, то на полтавскую потребуется 2,5 миллиона штук. Подобно киевскому прототипу, полтавская колокольня имеет четыре яруса, каждый из которых украшают колонны различных типов античного ордера: 1-й ярус — самый массивный, из рустованных стен по бокам и с колоннами дорического ордера по центру, 2-й и 3-й — соответсвенно, колонны с капителями ионического и коринфского ордеров, 4-й ярус — цилиндрический, крытый полусферой и небольшой главкой.
Колокольня полтавского Крестовоздвиженского монастыря — одно из наилучших архитектурных сооружений барокко в Левобережной Украине. Как и киевская, полтавская звонница имела 10 колоколов: наибольший, весом 400 пудов (более 6,5 тонны), был отлит в 1797 году (не сохранился). На колоколе была надпись: «Божиею помощью при державе Благочестивейшия Екатерины Второй, благословением преосвященного Гавриила, митрополита Екатеринославского и Херсонеса-Таврического, сей колокол вылит в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь коштом того же монастыря 1797 года июля 15 дня». Считается, что звон колоколов (кампанов, как они называются в церковном уставе), отгоняет нечистую силу. На третьем ярусе колокольни устроена обзорная площадка, на которую можно подняться по лестнице ХVIII века, чтобы полюбоваться окружающими пейзажами. Самый изысканный — второй ярус колокольни. Кроме лепного растительного орнамента, он украшен двумя фигурками ангелов, которые с лёгкостью держат императорскую корону. Это дань уважения Екатерине II, посетившей обитель вместе с графом Потёмкиным, Суворовым и Кутузовым в 1787 году возвращаясь в столицу после крымского путешествия. На том же ярусе с начала ХIХ века находилась чудотворная икона Скорбящей Богоматери «Упование всех концов земли», написанная на стене монахом Даниилом Московченко. Слава о ней распространилась далеко за пределы губернии, что привлекало в обитель множество богомольцев. В колокольне был освящён престол во имя Печёрской иконы Божией Матери, где каждый понедельник отправлялось богослужение. Страждущие люди после молебна перед иконой получали утешение для души и исцеление от житейских недугов. Но во время Гражданской войны икона Богородицы была утрачена. Однако сохранилась её копия — келейный образ епископа Полтавского и Прилуцкого Василия Зеленцова. Чудотворная икона находится сейчас в монастырском Крестовоздвиженском соборе.
С сайта: excurskharkov.narod.ru/1/poltava.files/cruz.htm
В советское время коммунисты и богоборцы первым делом постарались уничтожить святыню Крестовоздвиженского мужского монастыря — чудотворную икону «Упование всех концов земли», написанную на стене своей кельи, что находилась на монастырской колокольне, монахом Даниилом Московченко.
Источники повествуют, что начале ХIХ века подвизался в этой келии на колокольне смиренный инок Даниил. Имея дар писания икон, он для усиления благоговейного настроения своего написал красками на стене по штукатурке изображение скорбной Божьей Матери и сам сделал надпись: «Дева Мариамъ. Упование всехъ концевъ земли». Это было в 1821 году. Позже, следуя Божьему Промыслу, Даниил направил стопы свои к Киево-Печёрской лавре и там с именем иеромонаха Ефрема окончил свою исполненную подвигов, праведную жизнь. А написанная им икона осталась неотделимой от стены. После того как люди стали получать от этой иконы исцеления от самых разных недугов, следующий монастырский игумен благословил освятить здесь престол и служил в храме каждый понедельник. Для чествования святой иконы в летнее время до 1923 года, по понедельникам, совершалась Божественная литургия, а после неё — соборный акафист Божьей Матери.
Слава о настенной чудотворной иконе распространилась далеко за пределы Полтавской губернии, что привлекало в обитель множество богомольцев. «Получилось уничтожить икону у большевиков не сразу — повествует игумен Тихон Васильев. — В первое закрытие монастыря в 1923 году икону тщательно забеливали, но краска отпадала, являя святыню. И только после второго закрытия в 1960 году её просто выбили до кирпичей». Но образ не исчез. Было написано множество списков, один из которых находился в келье Прилукского епископа Василия Зеленцова — новомученика, расстрелянного за веру в 1930 году. Именно этот список с той иконы теперь и является главной святыней Крестовоздвиженского монастыря и всей Полтавы.
С сайта: Lifegid.media/special-projects/poltavskij-monastyr.html и molebny.ru>ico/icon-541