Полтава. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.

На месте современного Свято Успенского собора, который был центром полтавской крепости, существовала деревянная Успенская церковь, которая была «градским собором». Последние свидетельства ее существования записаны еще в 1695 г. В 1776 г. деревянная церковь была подарена общественнностью в с. Ивашки Полтавского р-на. О принадлежности ее как соборной церкви свидетельствует надпись на старинном акафистнике. Позже, в 1748 г., по инициативе полковника Андрея Горленко, обозного Андрея Рунивского, полкового судьи Григория Сахновского, бунчукового Димитрий Билуха, городской атаман Илья Волховский, представители церкви Максименко, Таринтенко, Билушенко, Кириловим и другие, казацкая старшина и общественность города приняла решение о сооружении каменного храма. 8 ноября 1748 г. заключила договор с известным на то время архитектором из Новой Сербии Стефаном Стабанским. К работе приступили лишь в 1751 г. Строительство длилось вплоть до 1770 г.
Это был первый каменный собор Полтавы. Размеры его достигали 32 метров в длину и 17 метров в ширину. Сооружение храма было двухэтажным в стиле византийской базилики. Фасады украшали декоративно украшенные фронтоны. Около 1780 г. храм перестроен. Достроили еще два купола над алтарной частью, и храм стал пятикупольним. На высоте второго этажа были обустроены хоры (до этого хоры были внутри храма), была оборудована лестница на хоры и перестроена ризница. Пол сначала был сделан из гончарного кирпича, впоследствии его заменили на чугун.
В 1899-1900 гг. было принято решение о расширении собора. Достроен придел, храм стал светлее, более просторным, площадь выросла почти на 170 кв.м, а над входом пристроили две небольших бани и арочное перекрытие, были демонтированы два столба, хоры передвинули к западной стене. В 1847 г. после перенесения архиерейской кафедры из Переяслава в Полтаву «градский собор» стал кафедральным. Собор был огорожен кирпичным ограждением с коваными решетками (до 1827 г. ограждение было деревянным). В соборе был обустроен четырехъярусный иконостас, величественный, резной, «во французском стиле». В соборе было пять престолов: главный – во имя Успения Пресвятой Богородицы; справа – престол ап. Петра и Павла; слева – престол пророка Ильи, которые были освящены 17 сентября 1774 г. На хорах с правой стороны – престол святого Архистратига Михаила, освященный 30 декабря 1776 г., налево – престол святой великомученицы Варвары, освященный 10 июня 1777 г. Колокольня, имела высоту 44 метра. После разрушения собора в 1934 г. она стояла пустотой. Во время войны с 1941 по 1946 гг. в ней был возобновлен храм Иоанна Предтечи, который действовал здесь с 27 февраля 1787 г. – дня его освящения. Колокольня собора после войны долгое время стояла руиной, впоследствии в ней размещались разные мастерские. В 1100-летие Полтаве было решено реставрировать колокольню и оборудовать в ней музей города с обзорной площадкой на верхнем ярусе. В последнее время в ней нашла прописку выставка самодеятельных художников города. Таким образом колокольня сохранилась вплоть до начала 1990-х годов. Решение о восстановлении собора приято в 1999, закончено в 2005 г. Автор проекта В. Трегуб, он сохранил высоту собора – 44.07 м, но из-за недостатка финансирования его отстранили от работ и по проекту «Горстройпроекта» высота составила 37.5 метров. Семь колоколов отлили на ОАО «Полтавский тепловозоремонтный завод». Сейчас принадлежит УПЦ КП. МП РНЦ не освящен, сохранилась колокольня, освященная в 1787 г., в которой долгое время после разрушения церкви был устроен храм.

В семидесятые годы с Корпусного сада было очень хорошо видно в конце перспективы Октябрьской улицы построенную в чудесном классическом стиле колокольню Успенского собора. Увы, наше послевоенное поколение уже не помнит расположенный рядом с колокольней Успенский кафедральный собор. Его взорвали в 1934 году. Храмы, надо отдать должное тогдашним властям, уничтожали по строго отработанному алгоритму, который предполагал вначале опись всего имущества храма специальной комиссией с последующей передачей ценной церковной утвари и икон различным музеям. И только после того как эта «делёжка» заканчивалась, в дело вступали взрывники. Да, да — именно взрывники, так как предки наши строили так добросовестно, что творения рук их могли бы стоять столетия. Бульдозером такое не сломаешь.
Ещё в петровские времена на Ивановой горе (сейчас это район Красной площади) находился деревянный Успенский собор с небольшой двухъярусной колокольней. По одной из легенд, в нем царь Петр I отслужил благодарственный молебен в честь победы в Полтавской битве. В Успенском соборе служил дьяком дед нашего великого земляка — И.П. Котляевского. В 1776 году по ветхости он был продан на снос в село Ивашки, что в 12 верстах от Полтавы, где из его материала была построена небольшая церковь.
Рядом с собором находилось кладбище, существовавшее до начала XIX ст. Район этот известен множеством археологических находок, многие из которых сейчас можно увидеть в краеведческом музее, а также системой подземных ходов, расположенных на глубине от 6 до 12 метров и относящихся, в большинстве своем, к XVII-XVIII ст.
В 1748 году полтавский полковник Андрей Горленко, который находился на этой должности до 1765 года, заключил договор с генерал-майором Иваном Хорватом, губернатором Новой Сербии, о строительстве в Полтаве нового каменного собора. Новой Сербией долгое время именовались земли, которые в 1764 году составили Новороссийскую губернию, а столицей ее с 1765 года был Кременчуг. Строить собор было поручено приглашенному из Новой Сербии архитектору Стефану Стабанскому. Строительство длилось довольно долго, до 1770 года, с небольшими перерывами по причине отсутствия средств и строительных материалов. Из книги В.Е. Бучневича «Записки о Полтаве и ее памятниках» можно узнать о стоимости строительных работ за период с 1754 по 1767 гг., которая была скрупулезно подсчитана и составила 8637 рублей и 25,5 копейки. Фактически собор строился полтавским полком, а все отчеты о ходе строительства поступали в полковую канцелярию и счетную комиссию.
Первоначально собор был трехкупольным и имел размеры 15 сажень в длину и 8 в ширину (примерно 30 на 17 м). В 1780 году было надстроено еще два купола над алтарной частью храма. Оригинальные архитектурные решения не позволяли полностью причислить его к определенному архитектурному стилю.
В.Е. Бучневич писал, что архитектура центральной части собора носила отпечатки римской архитектуры, а купола — греческой. Известный исследователь истории и культуры Михаил Яковлевич Рудинский, много лет проработавший директором нашего краеведческого музея и заложивший основы Полтавского художественного музея, в своей брошюре «Архитектурный облик Полтавы» писал: «Архитектура собора при его рассмотрении вблизи привлекает внимание скорее необычностью своих масс, чем их красотою. Общая строгость контуров, отсутствие теплоты при отделке стен и сухость в оформлении окон делают его при приближении холодным и чужим. Большая площадь и положение на высоком месте, благодаря чему он так четко рисуется на фоне неба, еще более углубляет это впечатление. Не будь двух задних бань — я назвал бы его костелом, безразличным к земле и застывшим в своем величии. В 1787 году во время своего пребывания в Полтаве собор посетила императрица Екатерина II.
Т.Г. Шевченко в 1845 году изобразил домик Котляревского и Успенский собор со стороны Подола. В 1847 году, в связи с переводом Полтавской архиерейской кафедры из Переяслава в Полтаву, он становится кафедральным.
Долгое время район, прилегающий к собору был центром города. Даже в начале XIX ст. в Полтаве была только одна мощеная булыжником улица — от собора до Сретенской церкви. Когда после образования Полтавской губернии в 1802 году решался вопрос о расположении губернских административных зданий, один из предложенных вариантов предполагал строительство губернских присутственных мест именно напротив собора.
Усилиями протопопа Иакима Яновского, а также стараниями и пожертвованиями колежских асессоров Александра Яшина и Ивана Пономарева в 1801 году было завершено строительство четырехъярусной колокольни, заложенной еще в 1774 году. Она была построена в классическом стиле и увенчана шпилем. В ее втором ярусе был установлен большой колокол с отлитыми на его боках изображениями Богоматери, апостолов Петра и Павла и святителя Николая. Вес этого великана составлял 350 пудов. В нижней части этого колокола была надпись о том, что он подарен собору князем Василием Михайловичем Долгоруковым 25 января 1780 года. В память об этом выдающемся военном деятеле екатерининской эпохи в ризнице храма хранился портрет генерал-аншефа — кавалера всех российских орденов и вырезанные из дерева гербы князей Долгоруких. В третьем ярусе колокольни находился знаменитый колокол Кызыкермен, отлитый из пушек, захваченных у турок при штурме Кызыкерменской крепости. При отливке колокола на московском заводе М.Д. Финляндского в него для улучшения звучания было добавлено 27 пудов серебра, пожертвованных полтавским полковником Павлом Семеновичем Герциком, который вместе с Иваном Мазепой участвовал во взятии крепости Кызыкермен. Из-за возникшей трещины он был снят с колокольни и долгое время стоял на соборном кладбище. В 1890 году он был повторно перелит в Москве и служил до конца века. Сейчас колокол находится в краеведческом музее.
В Успенском соборе находились уникальные Евангелие издания 1628 и 1644 годов. После расширения в 1899 году вместимость собора достигла 10 тысяч человек.
Тяжелые испытания принес XX век… Когда большевики в феврале 1918 года защищали Полтаву от наступающих немцев, на соборе, который доминировал по высоте в этой части города, был установлен пулемет. Один из снарядов, выпущенных по городу, попал в стену алтаря, но не пробил ее насквозь, а некоторые из домов, расположенных на Соборной площади, были серьезно повреждены. Немцы, заняв город в марте, развернули на ней свою артиллерийскую батарею. Летом 1918 года архиерей Полтавский Феофан служил в соборе заупокойную литургию по казненному большевиками императору Николаю II, а несколько позже, в сентябре — по расстрелянным министрам Временного правительства Щегловитове, Коковцеве, Майорове, Маклакове и др. В феврале 1929 года депутаты полтавского городского совета «получили наказ от избирателей», в котором говорилось «Закрыть и превратить в культурные учреждения такие церкви: Воскресенскую, Собор, Сретенскую, Спасскую и все часовни…». Непонятно, как уцелела в этой атеистической мясорубке колокольня собора. Ходил даже слух о том, что якобы она выполняет роль некой геодезической привязки, без которой затруднено построение карты города…
http://www.museum.poltava.ua/Poltava/Sobor/Sobor.htm

В середине ХVII века Полтава становится полковым городом. Нынешняя Соборная площадь, где в 1147 году было основано поселение Лтава (название по реке Влтаве), становится центральной, главной в укреплённом граде. На валах, окружавших это место находилось грозное оружие Полтавского полка — 12 пушек. Вокруг деревянной Свято-Успенской церкви расположились городской магистрат, полковая канцелярия с пороховым каменным погребом и другие строения. Успенский храм на Ивановой горе в Полтаве издавна считался «соборным» — главным храмом крепости. Изначально эта церковь, документально упомянутая в 1695 году, впрочем как и все другие храмы того времени, была деревянная с небольшой двухъярусной колокольней. По одной из легенд, в этом храме царь Пётр I отслужил благодарственный молебен в честь победы в Полтавской битве. В Успенском деревянном соборе служил дьяком дед великого земляка — И. П. Котляревского. Рядом с каменным Успенским собором позже будет построена церковно-приходская школа. Бытует мнение, что мальчик Иван Котляревский был когда-то её учеником, поскольку усадьба Котляревских находится в шаговой доступности от школы и от собора. В 1776 году по ветхости этот храм был разобран и продан в село Ивашки, что в 12 верстах от Полтавы, где из его материала была построена небольшая сельская церковь.
По инициативе административно-военных властей и городской общины Полтавы в 1748 году было принято решение о строительстве каменного собора, для чего был заключён договор с архитектором Стефаном Стабанским. Именно в этом году полтавский полковнк Андрей Горденко, который находился на этой должности до 1765 года заключил договор с генерал-майором Иваном Хорватом, губернатором Новой Сербии, о строительстве в Полтаве нового каменного собора. Новой Сербией долгое время именовались земли, которые в 1764 году составили Новороссийскую губернию, а столицей её с 1765 года был Кременчуг. Строительство длилось довольно долго (22 года), до 1770 года с небольшими перерывами по причине отсутствия средств и строительных материалов. Известна и стоимость строительных работ за период с 1754 по 1767 г., которая была скрупулёзно подсчитана и составила 8637 рублей и 25,5 копейки. Фактически собор строился полтавским полком, а все отчёты о ходе строительства поступали в полковую канцелярию и счётную комиссию.
Рядом со строящимся собором находилось старое кладбище, существовавшее до начала ХIХ века. В непосредственной близости от строящегося Успенского собора в 1774 году было начато возведение 44-метровой классической колокольни, увенчанной шпилем. Но и здесь сказалась нехватка средств — её завершили лишь через 27 лет, хотя уже с 1787 года в её освящённых стенах действовал храм Иоанна Предтечи. На втором ярусе находился большой колокол, по его сторонам были отлиты изображения Успения Богородицы, святых апостолов Петра и Павла и святителя Николая. В нижней части колокола была видна надпись: «Во славу святыя единосущны и нераздельны Троицы сделан сей колокол к соборной Полтавской церкви Успения Пресвятыя Богородицы с меди, даровано его сиятельство князь Василием Михайловичем Долгоруковым, весом 350 пудов, года 1780, генваря 25 в городе Полтаве». На третьем ярусе до 1930-х годов находился большой колокол «Кызыкермен», который был отлит в ХVIII веке с добавлением 27 пудов серебра для улучшения звучания на московском заводе М. Д. Финляндского, из трофейных турецких пушек, отобранных во время капитуляции Кызыкерменской крепости. Он созывал полтавчан на богослужения и регулярно извещал им точное время. Спустя десятилетие после окончания строительства первого каменного храма города, в 1780 году была вновь проведена капитальная перепланировка здания, коснувшись как внешнего облика, так и внутренних интерьеров. Тогда были надстроены ещё два купола над алтарной частью и расширено внутреннее простанство интерьера. В 1787 году во время своего пребывания в Полтаве собор посетила императрица Екатерина II.
В 1847 году Успенский собор получает статус кафедрального после переноса архирейской кафедры из Переславля-Хмельницкого в Полтаву. Не удивительно, что новый статус потребовал новой модернизации, коснувшегося, в основном, внутреннего устройства, впрочем как и модернизация, проведённая через полвека (1899-1900), в ходе которой вместимость главного собора Полтавы достигла 10 000 человек при площади 170 кв. метров. Соборная церковь имела старинные редчайшие иконы. История той, на которой изображён Святой Василий — драматическая. В своё время этот образ был порезан шведами на шахматную доску. Позднее икона была найдена и восстановлена. Спустя некоторое время в соборе стали сохранять и драгоценные военные реликвии — боевые штандарты русских полков, участвовавших в Отечественной войне 1812 года и Крымской войне 1854-55-х годов. Главный собор Полтавы продолжал выполнять свои религиозные функции вплоть до 1934 года, после чего храм был закрыт местными властями, разграблен и вскоре снесён с лица земли. А четырёхъярусная колокольня собора чудом сохранилась и в 2001 году отметила своё 200-летие. Во время Великой Отечественной войны храм Иоанна Предтечи возобновил свою работу (с 1941 по 1946) в стенах колокольни, а в послевоенный период сооружение использовалось в качестве мастерских.
В 1974 году были проведены масштабные реставрационные работы по историческому восстановлению внешнего облика колокольни, приуроченные к 800-летию Полтавы, в связи с чем, в стенах уцелевшей колокольни открылся музей города, а позднее выставка современных художников. После обретения независимости Украины в храме Иоанна Предтечи возобновились службы УПЦ Киевского Патриархата. Сразу же после возобновления богослужений в колокольне, среди верующих и общественности города, остро встал вопрос о восстановлении духовного символа Полтавы — Свято-Успенского кафедрального собора. В 1993 году были получены разрешения на сиё благое дело от соответствующих органов местного самоуправления.
Строительство Успенского собора было начато лишь в 1999 году по распоряжению президента Украины Леонида Кучмы и с благословения Святейшего Филарета Патриарха Киевского и всей Украины, в рамках празднования 1100-летия города. С 20 июня 2000 года начались работы по восстановлению собора, а параллельно с ними велись значительные археологические раскопки и исследования под руководством кандидата исторических наук А. Б. Супруненко. В 2004 году при большом стечении народа возле здания Успенского собора были освящены и подняты на колокольню 7 колоколов. 21 мая 2011 года состоялось освящение главного престола Свято-Успенского собора Святейшим Патриархом Киевским и всей Украины Филаретом, а после Божественной литургии состоялся многотысячный крестный ход.
С сайтов: poltavahistory.inf.ua/Свято-Успенский собор и Zabytki.in.ua/ru/463/svyato-uspenskii-sobor-poltava

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?