Полтава. Часовня в честь 200-летия Полтавской битвы.

Часовня сооружена в 1911-14 гг. в честь встречи представителей Полтавской губернии с Императором Николаем II во время празднования 200-летия Полтавской битвы в 1909 году. Проект студента Петерб. ин-та гражданских инженеров Кальбуса.

Часовня на месте «крестьянского лагеря». Полтава.
В июне 1909 года в Полтаве состоялись торжества по случаю 200-летия Полтавской битвы. В них принимали участие разные делегации, в том числе группа выборных от крестьян Полтавской губернии. Палаточный лагерь для них был устроен на южном крае поля Полтавской битвы. 26 июня 1909 года в этом лагере по инициативе премьер-министра России П. Столыпина с крестьянами встречался император Николай II, который прибыл на торжества.
Общественность города в 1909 году выступила с предложением увековечить юбилей строительством мемориальной часовни. Летом 1910 года полтавской губернской земской управой был объявлен конкурс на проектирование часовни. До 1 марта 1911 года было подано 12 проектов, которые рассмотрела комиссия. К реализации был принят проект студента И. Кальбуса (уроженца г. Ромен, Полтавской губернии), который получил вторую премию на специальном конкурсе в 1911 году.
В годы советской власти медные листы с позолотой с крыши были сняты, часовня разграблена и использовалась как складское помещение. 30 сентября 1994 года был создан Свято-Юрьевсий приход Украинской Автокефальной Православной церкви (УАПЦ) Полтавы, которому и была передана эта часовня.
Часовня представляет собой однокамерное сооружение, квадратное в плане (4,1 м х 4,1 м), со входом на западной стороне, размещена на двухуровневом стилобате со ступеньками перед входом. Стены часовни облицованы керамическими плитками с многочисленными орнаментальными полосами, вставками. Щипцы заполнены сюжетными высокохудожественными майоликовыми панно: на западной стороне — «Спас с ангелами» (Христос сидит на троне, а около его ног ангелы, которые сложили руки на груди), на северном и южном — «Шестикрылые серафимы» с переплетенными крыльями. Восточный щипец декорирован пышным украинским растительным орнаментом. Кровля и покрытие купола выполнены из медной бляхи. Купол увенчан ажурным позолоченным крестом, который находится на полумесяце и шаре. Часовня на месте крестьянского лагеря — единственное в мире культовое сооружение, возведенное именно в земском стиле (украинского модерна).
Плитка для облицовки была изготовлено в Опошне Полтавской губ. В отчете Полтавской губернской земской управы за 1913 год о деятельности “гончарного показательного пункта” записано, что плитка для облицовки часовни была изготовлена во второй половине 1913 года инструктором пункта “в помещении гончарной мастерской уездного земства с участием кустарей”. В отчете за 1914 год о деятельности “гончарной учебной мастерской губернского земства” указано, что “благодаря поступлению на службу земства выдающегося своими знаниями и опытом инструктора-керамика Юрия Лебищака, мастерская открыта осенью 1912 г. во второй раз на усадьбе Зиньковского уездного земства в м.Опошне…” (первое гончарное учебное заведение Полтавского губернского земства – Опошнянская образцовая гончарная учебная мастерская – действовала на протяжении 1894-1899 гг.). На основании этих сведений Е. Щербань делает вывод, что керамический декор часовни сделан на Опошнянском гончарном учебно-показательном пункте Полтавского губернского земства при непосредственном участии и под руководством инструктора Юрка Лебищака. Опошнянский гончарный учебно-показательный пункт Полтавского губернского земства действовал в 1912-1924 гг.
Часовня малых размеров, что совсем исключает отправку в ней святой Литургии. На восток от часовни есть достаточно места для возведения целого Храмового комплекса святого великомученика Георгия Победоносца, который будет состоять из храма, часовни, крестильной и беседки с колодцем для освящения воды.
Только в 2000 году местные гражданские власти согласились разрешить строительство крестильной с одновременным демонтажом временной пристройки к часовне. Эта крестильная являет собой домик площадью около сорока квадратных метров, проектирование которого выполнено архитектором Валерием Трегубовым в стиле часовни. В этой крестильной приход планирует отправку богослужений вплоть до постройки храма.
http://www.battle-poltava.org/rus/monuments/country_camp_chapel/; http://poltavahistory.org.ua/hisp_r_92-2.htm; http://wikimapia.org/7939997/ru/

Часовня на ул. Зиньковской построена в 1911-1914 г.г. в честь встречи представителей Полтавской губернии с российским императором Николаем II во время торжеств в 1909 г. по случаю 200-летия Полтавской битвы. Проект студента петербургского Института гражданских инженеров, члена Украинского архитектурного кружка И.А. Кальбуса, получивший вторую премию на специальном конкурсе в 1911 г. (первую получил архитектор-художник С.П. Иванов, третью — арх. А.И. Линник). Всего было подано 12 проектов, в том числе В.К. Троценко, Д.М. Дьяченко, Ф.И. Шумова, К.В. Мощенко и др. В составе жюри были: князь Н.Бы. Щербатов (председатель), Ф.И. Мельников, инженер Н.М. Боярский, архитекторы: В. Городецкий и А.В. Кобелев.
Часовня каменная, столбообразная, квадратная в плане (4.1х4,1 м). В середине двусветное пространство перекрыто замкнутым сводом. Внешне представляет собой башню на двухступенчатом гранитном стилобате, увенчанную 4 фронтонами и палаточной крышей с главкой. Кирпичные стены были облицованы керамической плиткой, украшены треугольными поливными плитками, майоликовыми вставками, цветастыми композициями типа «вазон» у краеугольных углов. На пятиугольных фронтонах находились панно с изображением благословляющего Спасителя и двух склоненных на коленях ангелов. Палаточная с заломом крыша была покрыта позолоченными медными листами. Венчала сооружение шлемовидная главка с ажурным крестом, барабан под ней был испещренный пидкарнизным наличником, составленным из цветных плиток подобно плахты в шахматном порядке. Розовый цвет гранита, красочные керамические плитки и майоликовые орнаменты на стенах, мозаичный пол, надфронтонные росписи и золоченая кровля создавали яркий образ сооружения, который соединил традиции народной архитектуры с идеями украинского архитектурного стиля, а также мотивами северо-русской архитектуры. Реставрируется.
«Полтавщина: энциклопедический справочник». Под редакцией А.В. Кудрицкого.- К.: УЕ, 1992 г., перевод с украинского

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?