Существует легенда о происхождении названия села, согласно которой в то время, когда постоянного поселения здесь еще не было, на этом месте появилось место отдыха для торговых караванов. Считается, что место это располагалось на половине пути от границы казахских степей до Кургана, почему и получило такое название. Однако вряд ли это так, потому что расстояние от села до Кургана в несколько раз больше, чем до Пресногорьковской укрепленной линии, долгое время бывшей границей заселенных русскими земель. Скорее всего, возникший выселок получил название по наименованию озера Половинного, а почему так было названо озеро, неизвестно.
В административном отношении д. Половинная в 1860-е гг. относилась к Нижне-Алабугской волости Курганского уезда, с 1881 г. вошла в состав Башкирской волости, а с 1905 г. была образована отдельная Половинская волость. Видимо, со времени постройкиТроицкой церкви в селе начинает проводиться ежегодный торжок в день Святой Троицы. Во всяком случае, известно, что в 1860-е гг. он уже существовал, а в конце XIX в. учреждается Андреевская ярмарка, проходившая ежегодно с 23 по 30 ноября на большой площади рядом с церковью. К какому приходу относилось селение вскоре после своего образования, с точностью неизвестно. Начиная, по крайней мере, с 1829 г. жители д. Половинной числились в приходе Николаевской (позднее Богородице-Казанской)церкви крепости Пресногорьковской, расположенной на расстоянии 35 верст. Кроме того, часть их состояла при Свято-Троицкой церкви крепости Кабаньей, находящейся в 30 верстах. В середине 1840-х гг. какая-то часть жителей д. Половинной на некоторое время вошла во вновь открытый приход при Николаевской единоверческой церкви с. Нижне-Алабугского, отстоящего в 45 верстах.
В 1845 г. был открыт самостоятельный Половинский приход, в который, кроме села, вошли деревни Хлупова и Чащевитая (Филиппова), вскоре к ним присоединилась д.Марай. К 1866 г. в приходе появляется д. Дубровка, с 1869 г. – д. Башкирская, с 1871 г. – д. Жилина, с 1884 г. – д. Васильевка и д. Ново-Хлупова. В 1899 г. д. Марай была отчислена к приходу Покровской церкви с. Байдарского. С 1902 г. в новый приход при Знаменской церкви с. Башкирского отошли деревни Башкирская и Ново-Хлупова. В 1909 г. из Кабаньевского прихода Омской епархии причислена д. Чулошная. В 1915 г. в самостоятельный приход при построенной Богородице-Казанской церкви выделилась д.Васильевка. В 1919 г. в самостоятельный приход при Покровском молитвенном доме отошла д. Филиппова, в это же время д. Чулошная образовала из себя отдельный приход при Димитриевском молитвенном доме, а д. Жилина вошла во вновь основанный приход при Иоанновском молитвенном доме с. Марайского. В 1925 г. приход состоял из с.Половинского, деревень Хлуповской и Дубровской и поселков Ново-Украинского, Трубецкого и Петровского. В таком составе он, вероятно, и существовал до своего закрытия в начале 1930-х гг.
К концу 1830-х гг. за счет прибывших из центральной России переселенцев число жителей д. Половинной, Хлуповой и Филипповой Пресногорьковского и Кабаньего приходов значительно возросло. В связи с этим прихожане в 1839 г. обратились в Тобольскую духовную консисторию с ходатайством о разрешении им строительства в д.Половинной церкви. Постройка была разрешена, и в том же году под нее была отведена земля. В 1844 г. жители Барабинского прихода после возведения в селе нового храма решили продать крестьянам д. Половинской свою старую деревянную церковь с иконостасом и некоторой ветхой утварью, но без колокольни, которая стояла отдельно и уже была к тому времени разобрана. План и фасад на постройку был выдан 14 декабря1845 г., а в 1846 г. старая Барабинская церковь с разрешения епархиального начальства была куплена и перевезена в д. Половинскую. Строительство велось тщанием прихожан и было завершено, в основном, к 1848 году. Здание было выстроено деревянное, одноэтажное с такой же в одной связи колокольней. К алтарю с южной и северной сторон пристроены два помещения: первое для ризницы, а второе для понамарни. К 1849 г. церковь была обшита снаружи тесом и окрашена белой краской, а тесовые крыши и купола – зеленой. В 1849-1850 гг. был установлен иконостас. Престол был устроен один – во имя Пресвятой Троицы.
К началу 1852 г. церковь была готова к освящению, но каменный фундамент оказался непрочен и требовал исправления. Видимо, вскоре храм был все же освящен, хотя точная дата этого события не установлена. В это время в нем имелся двухъярусный соснового дерева иконостас, выкрашенный белой и розовой красками, с золочеными витыми полуколоннами и карнизами. Вся гладь иконостаса и верх его, увенчанный крестом, так же как и царские врата, были украшены золоченой резьбой. Всего в иконостасе располагалась 31 икона на деревянных досках прямоугольной и круглой форм. Кроме того, имелись два деревянных заклиросных киота, украшенных золоченой резьбой с иконами также на деревянных досках. К началу 1870-х гг. церковь от несоразмерно сложенного и развалившегося фундамента пришла в ветхость, так что стены здания осели на землю с внешней стороны фундамента, а колокольня от такой осадки наклонилась в восточную сторону. Тесовая крыша прогнила, отчего появилась течь сквозь потолок не только в самой церкви, но и в алтаре.
В 1873 г. прихожане просили у Епархиального начальства разрешения сделать на всей церкви вместо ветхой новую тесовую крышу и исправить наклонившуюся колокольню, что им указом Тобольской духовной консистории от 7 сентября того же 1873 г. дозволено было сделать на их средства. Но в течение 1874 г. обещания своего прихожане не исполнили, поэтому указом Консистории от 26 февраля 1875 г. им было объявлено, что если они в этом же году не исправят должным образом свою приходскую церковь, то Епархиальное начальство сделает ее приписной к другим приходам. После этого прихожане все же согласились перестроить всю церковь до основания через подрядчика, который и приступил к работам с первых чисел августа 1876 г., а к октябрю 1877 г. они были завершены.
Церковь была перестроена по тому же плану и фасаду. Был сооружен новый каменный фундамент, все здание опалублено снаружи тесом, крыши покрыты жестью; к имевшимся 15 окнам прибавлено еще два: одно полукруглое в верхней части храма и одно круглое в нижней части двухъярусной колокольни. Во все окна нижней части вставлены металлические решетки. На здании имелось три главы, покрытые листовым железом, кресты на них были установлены железные. Вероятно, вскоре состоялось вторичное освящение церкви вновь во имя Святой Живоначальной Троицы. В дальнейшем храм продолжал благоустраиваться. В 1882 году был возобновлен иконостас, который, вероятно, стал трехъярусным и вмещал уже 35 икон. В 1886 г. была построена церковная ограда с каменными столбами, крытыми жестью, деревянным цоколем и тыном. На северной и южной сторонах ограды были устроены калитки, с западной же стороны — большие ворота, по обеим сторонам которых также имелись калитки. По сведениям начала 1890-х гг., здание внутри уже было оштукатуренным и выбеленным.
Троицкая церковь в с. Половинное была закрыта в 1935 г. по решению Половинского райисполкома. Помещения были переоборудовали под районный Дом культуры: пристроили служебные помещения, фойе и кассу, соорудили общую крышу. К началу 1960-х гг. это уже было полностью перестроенное здание с актовым залом, кинобудкой и сценой. По воспоминаниям старожилов, в середине 1970-х гг. Дом культуры ремонтировали, и во время проведения сварочных работ ночью здание сгорело. Очевидно, что деревянная Троицкая церковь в с. Половинное в начале XX в. вновь начала приходить в ветхость. Видимо, по этой причине прихожане решили возвести новый каменный храм. По сведениям начала 1919 г., он или уже строился, или велись работы по подготовке к его строительству. Во всяком случае, кирпич для новой церкви был заготовлен. В ноябре 1920 г. ввиду того, что работы не производились, а кирпич хранился на воздухе, портился и мог придти в полную негодность, он был реквизирован властями в пользу Республики.