Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня.

Собор Спасо-Евфросиньевского монастыря, построенный между 1128 и 1156 гг. зодчим Иоанном, представляет собой шестистолпную одноглавую постройку. В ней отразились особенности общего направления древнерусского зодчества XII в. — небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми средствами, и фресковая роспись интерьера. Наиболее характерные черты Спасо-Евфросиньевского собора (до его перестройки при ремонте в XIX в.) — преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения было народное деревянное зодчество. Влияние его особенно заметно в решении подкупольного постамента, состоящего из четырех трехлопастных арок. Зодчий воспроизвел в кирпиче деревянные бочки, которые нарубались над покрытиями каменных зданий. Этот прием впоследствии стал излюбленным мотивом русской архитектуры XV—XVI вв. — многоярусные декоративные кокошники.
Источник: Сайт «Глобус Беларуси» http://globus.tut.by/polock/index2.htm#evfros_church

Кресто-Воздвиженский собор – крестообразный в плане, белокаменный, увенчанный пятью шлемообразными куполами с позолоченными крестами – был заложен 23 мая 1893 года Преосвященным Антонином (Державиным), епископом Полоцким и Витебским. Собор построен в 1897 году по проекту витебского губернского архитектора В.Ф. Коршикова при настоятельнице монастыря игумении Евгении (Говорович) на добровольные пожертвования, собиравшиеся в течение десятилетий. В Спасо-Евфросиниевской обители давно ощущалась нужда в обширном вместительном храме не только в большие праздники, но и в обычные воскресные дни. Особенно такой храм был необходим в день памяти преподобной Евфросинии, когда в монастырь прибывали тысячи богомольцев из самых отдаленных уголков России. Игумения Евгения не щадила своих сил для достижения святой цели храмоздательства: ее усердием был построен самый большой храм обители в честь Воздвижения Креста Господня. Величественный собор, ставший венцом строительной деятельности игумении Евгении, «вырос, можно сказать, из ничего, так как к сбору пожертвований приступили в такое время, когда никаких заранее заготовленных средств монастырь не имел». В благодарное воспоминание будущим поколениям о трудах игумении Евгении в 2000 году в соборе был помещен барельеф с памятной надписью к столетию со дня ее блаженной кончины, последовавшей 24 марта 1900 года.
Кресто-Воздвиженский собор является памятником монументальной архитектуры русско-византийского направления ретроспективно-русского стиля. По объемно-планировочной структуре этот четырехстолпный трехнефный храм представляет собой в плане четко читаемый квадрат с тремя притворами, причем западный притвор выдвинут дальше в связи с необходимостью устройства дополнительных помещений. Особенно интересно архитектурно-конструктивное решение апсиды: внутри храма за стеной алтаря устроен проход, соединяющий узкие ризницы, которые снаружи представляют собой единое целое с апсидой. В архитектурно-стилевой основе Кресто-Воздвиженского собора прослеживаются традиции школ византийской архитектуры XIII–XIV веков. Это центральные полукруглые закомары на фасадах, сдвоенные и строенные окна, прорезающие гладь главного и боковых фасадов, характерные византийские колонны в интерьере, имитация квадровых блоков на оштукатуренных побеленных стенах.
Храм имеет два придела. Главный престол во имя Воздвижения Креста Господня освящен 23 мая 1897 года Полоцким епископом Александром (Закке-Заккисом). Южный (правый) придел в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», освящен настоятелем Полоцкого Богоявленского монастыря архимандритом Игнатием 8 мая 1897 года. Северный (левый) придел в честь святителя Николая Чудотворца освящен ректором Витебской духовной семинарии архимандритом Константином 7 мая 1897 года. В настоящее время в южном приделе располагается ризница, а в северном – пономарка.
В 1896 году, еще до освящения храма, в нем был установлен трехъярусный позолоченный резной иконостас. Из Полоцких Епархиальных Ведомостей за 1897 год (№6) известно, что собор как по своей архитектуре, так и по изящной внутренней отделке (живопись, художественная орнаментика иконостаса, мозаичный из мраморных и цементных плит пол) мог быть отнесен, по мнению современников, к лучшим храмам Полоцкой епархии.
В 1910 году произошло незабываемое событие в истории Полоцкого края и Спасо-Евфросиниевского монастыря. 4 июня, накануне дня памяти преподобной Евфросинии, мощи святой были торжественно перенесены из Киево-Печерской Лавры в Полоцкую обитель. Мощи угодницы Божией внесли в Кресто-Воздвиженский собор, где было отслужено всенощное бдение. На следующий день, по окончании Божественной Литургии, мощи святой перенесли из собора в древнюю Спасо-Преображенскую церковь. С 1913 года в монастыре было введено перенесение мощей преподобной Евфросинии из Спасского храма в Кресто-Воздвиженский собор. Мощи преподобной находились в соборе до осени, а затем, в первое воскресенье после праздника Покрова Божией Матери, их возвращали в древнюю церковь. В современный период жизни обители, с 1994 года, накануне дня памяти преподобной Евфросинии в Кресто-Воздвиженский собор из Спасо-Преображенского храма переносили мощи угодницы Божией, а в день праздника, 5 июня, после богослужения крестным ходом их возвращали обратно. Это совершалось до 2006 года. С 27 декабря 2006 года в связи с начавшимися реставрационными работами в Спасской церкви Кресто-Воздвиженский собор стал местом постоянного пребывания святых мощей. 29 мая 2007 года из Бреста была привезена серебряная рака для мощей преподобной (изготовлена художником-ювелиром Н.П. Кузьмичом), в которую и были переложены мощи угодницы Божией из прежней, дубовой раки. 17 августа 2009 года в соборе над мощами преподобной Евфросинии была установлена деревянная сень. (Изготовлена минским резчиком М.М. Юревичем и расписана художниками-иконописцами Минского Свято-Елисаветинского монастыря.)
В XX веке Кресто-Воздвиженский собор сильно пострадал. В 1920-е годы храм был поврежден снарядами и пустовал, поскольку иконы были изъяты при эвакуации 1915 года. В церковно-ризничной описи монастыря за 1922 год говорится о том, что собору «требуется капитальный ремонт, т. к. крыши, стены и окна повреждены снаружи» (ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 133, л. 6). В годы Великой Отечественной войны в одном из монастырских корпусов располагалось немецкое командование, поэтому часть территории обители, включая Кресто-Воздвиженский собор, была обнесена колючей проволокой, за которой содержались русские военнопленные. В тот же период в храм попала авиабомба, которая разрушила один свод и образовала трещины в стенах всего здания (ГАВО, ф. 4131, оп. 1, д. 10, л. 50). После войны собор долгое время находился в запустении. Пятнадцать лет храм стоял без кровли, и под действием атмосферных осадков стены и кирпичное сводчатое перекрытие были значительно разрушены. По рассказам очевидцев, до 1954 года внутри собора хранились дрова отдельных военнослужащих, проживавших на территории монастыря (ГАВО, ф. 4131, оп. 1, д. 10, л. 53). Кресто-Воздвиженский собор оставался без ремонта и реставрации вплоть до 1980-х годов, несмотря на то, что игумения Елевферия (Новикова, † 1959) неоднократно обращалась к уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР по Витебской области с просьбой о ремонте и передаче храма обители (ГАВО, ф. 4131, оп. 1, д. 19, л. 25).
Спустя год после смерти игумении Елевферии монастырь был закрыт, на его территории действовала только одна Спасо-Преображенская церковь, которая перешла в ведение приходской общины. В 1980-е годы городские власти решили сделать планетарий из Кресто-Воздвиженского собора, поэтому на куполе храма был установлен знак небесной сферы. Староста Спасо-Преображенской церкви Татьяна Никодимовна Храповицкая обращалась в разные инстанции, писала письма Святейшему Патриарху Пимену, Генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачеву, члену Президиума правления Советского фонда культуры Раисе Максимовне Горбачевой, ездила в Москву и Ленинград с целью спасти храм от поругания. По молитвам преподобной Евфросинии верующим удалось отстоять собор. В Полоцк приехала московская комиссия, которая одобрила передачу православным Кресто-Воздвиженского храма. В 1988 году Кресто-Воздвиженский собор был передан «православному религиозному обществу в безвозмездное пользование», и тогда же в храме начались ремонтные работы.
Первая Литургия в Кресто-Воздвиженском соборе после долгих лет запустения была совершена 27 сентября 1989 года на праздник Воздвижения Креста Господня. Тогда храм стоял еще в лесах. В 1990 году сняли леса, и в целом ремонт собора был завершен. Однако предстояло еще сделать пол. В том же году храм временно покрыли линолеумом, а в 1992 году сделали мраморный пол. Работа по укладке пола производилась со второй седмицы Великого поста. К Пасхе сделали пол в основном объеме храма, к празднику преподобной Евфросинии – в алтаре, а к Успению Божией Матери – в заалтарной части. Восстанавливать Кресто-Воздвиженский собор помогали как государственное учреждение «Белспецпроектреставрация», так и активные прихожане монастырского Спасо-Преображенского храма. Большой вклад в возрождение обители, в частности, в ремонт собора внесли супруги Виктор Михайлович и Татьяна Никодимовна Храповицкие, принявшие в дальнейшем монашеский постриг с именами Виталий и Таисия († 2006). После ремонта храм был переосвящен в 1993 году епископом Полоцким и Глубокским Глебом (Савиным; † 1998). В 2009 году в Кресто-Воздвиженском соборе был произведен капитальный ремонт в связи с визитом в Спасо-Евфросиниевский монастырь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В 1999 году в соборе установили кирпичный двухъярусный иконостас с резьбой по гипсу (скульптор – Вячеслав Малышкин, художники-иконописцы – Владимир Сидельников и Евгений Антонов). В 2002 году по проекту художника Свято-Троице-Сергиевой Лавры Вячеслава Саблина под руководством архитектора Московского Свято-Данилова монастыря Дмитрия Соколова иконостас был дополнен полукруглым завершением, украшенным круглыми иконами. В 2003 году для освещения собора во время торжественных богослужений обители был подарен хорос. В 2003–2004 годы в храме установили восемь киотов для икон Божией Матери и святых угодников Божиих. В 2005 году в Кресто-Воздвиженском соборе были поставлены монашеские стасидии, а в средней части храма устроены два дубовых резных клироса с правой и с левой стороны.
Важно отметить, что сейчас в соборе находятся две чудотворные иконы Божией Матери – «Эфесская» (XVI в.) и «Красностокская» (XVII в.), а также иконы с частицами мощей угодников Божиих – преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; святителей Николая Чудотворца, Филарета Московского и Феофана Затворника; священномученика Константина, пресвитера Шарковщинского, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона Целителя, великомученицы Варвары. Кроме того, в храме установлены два ковчега-мощевика и распятие с частицей Животворящего Древа Креста Господня.
http://spas-monastery.by/the_architectural_complex_of_the_monastery/holy_cross_cathedral.php

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?