Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь.

Спасо-Евфросиниевский монастырь, 1 класса, в 3 верстах от города Полоцка. Основан в XII веке святой княжною Евфросиниею (см. 23 мая); в 1579 году был отдан иезуитам после взятия Полоцка Стефаном Баторием; в 1654 году возвращен в православие; в 1667 году снова попал в руки иезуитов; в 1820 году, когда иезуиты были изгнаны из Полоцка, перешел в казну; в 1832 году передан был духовному ведомству; в 1840 году восстановлен. Монастырский Спасо-Преображенский храм построен до 1160 года преподобной Евфросинией. Здесь в великолепной раке, между колоннами, параллельно иконостасу, покоятся мощи преподобной Евфросинии, торжественно перенесенные сюда из Киево-Печерской лавры, по Высочайшему соизволению, с разрешения Священного Синода, в 1910 году. Это торжество перенесения святых мощей, совершенное по особому Высочайше одобренному порядку, с остановками в заранее указанных этим порядком городах и селах, длилось месяц, с 22 апреля по 22 мая. От Киева до города Орши (Могилевской губернии) святые мощи следовали по Днепру на пароходе, а затем до города Полоцка и Спасо-Евфросиневской обители сухим путем, несомые на руках богомольцев. В монастыре также хранятся: келья преподобной Евфросинии на правой стороне хор, и устроенный ею в 1611 году драгоценный шестиконечный крест, длиною в 11 3/4 вершка с частицами святых угодников. На нем вырезана надпись на славянском языке, что крест этот должен пребывать в основанной преподобной Евфросинией обители. В 1897 году в монастыре освящен новый храм Воздвижения Креста Господня с тремя престолами. При монастыре училище и образовательная церковно-приходская школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

В истории Спасо-Ефросиньевского монастыря были всякие времена – и хорошие, и плохие. В 1579 году монастырь стал резиденцией короля Стефана Батория, который спустя некоторое время отдал его иезуитам. Иезуиты начали перестраивать здания комплекса. В 1656 году русские войска захватили Полоцк, и царь Алексей Михайлович приказал вернуть монастырь православным. Правда, ненадолго. В 1667 году комплекс снова принадлежал иезуитам. Эта бесконечная смена хозяев прекратилась только в 1832 году, когда монастырь окончательно передали православным верующим. С 1841 года он стал женским, а еще через три года при нем открыли 3-х классное женское училище и приют.
В 1899 году монастырь ждала очередная реконструкция: здесь был построен величественный Свято-Крестовоздвиженский собор в невизантийском стиле. В годы первой мировой войны монастырь эвакуировался в Ростов-Ярославский. При переезде обратно были утеряны ценные архивы и библиотека. В 20-е годы XX века началась политика советского атеизма. В 1928 году монастырь закрыли.
В годы Великой Отечественной войны здесь был лагерь для советских военнопленных. В этот период многие здания комплекса были разрушены. После освобождения Беларуси от немецких захватчиков монастырь стал действующим. В 1945 году здесь проживали 50 монахинь. Монахини жили в двухэтажном доме, имели 3 га земли. Весь распорядок жизни был регламентирован игуменьей. Монахини выращивали овощи и фрукты, шили одеяла для горожан, занимались рукодельем.
Монастырь содержал себя сам. Доход ему приносила продажа церковных предметов (крестиков, свечей, образов), а также выполнение церковных обрядов. В средине XX века это была единственная действующая церковь в городе, поэтому средств от верующих было достаточно много. За свои деньги монахини отремонтировали Спасо-Ефросиньевскую церковь. В 1960 году монастырь опять закрыли, и только в 1990 году он смог продолжить свою деятельность.
В 1997 году монастырю передали восстановленный Крест преподобной Ефросинии Полоцкой. Его сделал брестский мастер Николай Кузьмич. Крест освятили в Свято-Симеоновском соборе. Сейчас он находится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря. Оригинал до сих пор считается утерянным.
Источник: сайт «probelarus.by»

Единственный из древних полоцких монастырей, сохранившийся до наших дней. Был основан в 1120-е годы принявшей монашество полоцкой княжной Ефросинией (в миру Предиславою) на холме, окруженном рекой Полотой. По молитвам святой игумении всего за 30 недель был воздвигнут каменный храм Всемилостивого Спаса. Его стены расписали лучшие полоцкие мастера того времени.
В 1161 году в Спасский храм был принесен «на вечное хранение» напрестольный Крест-ковчег, изготовленный по заказу святой игумении мастером-ювелиром Лазарем Богшей. Выполненный в древневизантийской технике перегородчатой эмали, Крест содержал в себе бесценные христианские святыни: частицу Животворящего Креста с каплей Крови Господней, частицу камня Гроба Господня, частицу камня Гроба Божией Матери и частицы мощей святых.
Храм Воздвижения Креста Господня
Евфросиния была игуменьей обители на протяжении 45 лет. Это был период процветания монастыря. Он стал центром книжности и просвещения Полоцкой земли; при нем были устроены скрипторий, иконописная мастерская, библиотека, школа.
После кончины Преподобной обитель продолжала процветать до 1563 г., когда войска Иоанна Грозного осадили Полоцк. В 1579 г., после взятия Полоцка Стефаном Баторием, монастырь был отдан иезуитам, затем неоднократно менял хозяев. И только в 1832 г. монастырь был возвращён православным. После долгих лет упадка и забвения новый период расцвета начался в XIX веке. В 1833 году был произведен капитальный ремонт пришедшего к этому времени в запустение Спасского храма, переданного еще годом ранее православным. Ремонтировались и другие монастырские строения. Позднее был возведен новый сестринский корпус на берегу реки Полоты, к сожалению, не сохранившийся до наших дней. Уже в 40-х годах XIX столетия древняя обитель «у церкви Спаса» была причислена к разряду первоклассных. В эти же годы возобновило свою деятельность при монастыре Спасо-Евфросиниевское женское духовное училище, достигшее особого расцвета в конце XIX — начале XX веков.
Евфросиниевская трапезная церковь
В 1833 г. жители Полоцка впервые обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей преподобной Евфросиньи в обитель, основанныю ею. И только в 1910 году мощи святой вернулись в родную обитель. Но не долго пробыла в своей обители преподобная. В 1928 г. монастырь закрыт и разорен. Мощи прп. Евфросинии и драгоценный крест были изъяты. Богослужения в Спасо-Евфросниевском храме возобновились в 1943 г. во время оккупации. С разрешения немецких властей верующим удалось вернуть в Полоцк святые мощи прп. Евфросинии, находившиеся в Витебском музее. Но драгоценный крест бесследно исчез.
В 1960 г. монастырь был вновь закрыт. Часть сестер была переведена в Жировицкий монастырь, а часть осталась в городе. Полоцкие монахини не оставляли мощей прп. Евфросинии и своего храма. 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. И всего за несколько лет обитель, трудами священноначалия, сестер и множества почитателей Преподобной, преобразилась.
Звонница
В 1997 году в канун праздника Воздвижения Креста Господня в Спасский монастырь был торжественно привезен воздвизальный Крест, воссозданный по образцу древнего Евфросиниевского Креста, утерянного в годы Великой Отечественной войны. А год спустя Преосвященным Феодосием, епископом Полоцким и Глубокским, была обретена еще одна монастырская святыня — вериги преподобной Евфросинии. Помещенные в гроб, в котором нетленные мощи святой перевозили из Киева в Полоцк, вериги находятся ныне в Кресто-Воздвиженском соборе.
В архитектурный комплекс монастыря входят Спасо-Преображенский храм (1152-61 гг.), Свято-Крестовоздвиженский собор (1893-97 гг.), ворота-звонница (1882 г.) с жилым монастырским корпусом, жилые, производственные и подсобные помещения.
В центре монастырского комплекса находится Спасо-Преображенский храм — «жемчужина» полоцкой школы зодчества. Построена она в середине XII в. выдающимся полоцким зодчим Иоанном. Спасо-Преображенский собор — уникальный. В нем почти полностью остались первозданные росписи XII в. — от пола до самого купола. Разумеется, они в разной степени сохранности, есть потери, но в целом предстаёт единый живописный ансамбль внутреннего убранства храма.
Монастырский двор
С северной стороны от Спасо-Преображенского собора находится храм Воздвижения Креста Господня, построеннный в 1897 году. Величественный пятиглавый собор рассчитан на 1500 человек. Является памятником монументальной архитектуры русско-византийского направления ретроспективно-русского стиля. В храме в раке находятся мощи преподобной. Гробница является точной копией той, которая находилась в Полоцком монастыре в начале прошлого века.
Евфросиниевская трапезная (тёплая) церковь размещена с южной стороны от Спасо-Преображенского собора. Она представляет собой маленькое одноэтажное прямоугольное здание с зеленой крышей и куполом в центре (в 1847 жилой дом был переоборудован под церковь и в 1886 г. перестроен). Накрыт двухскатной крышей, посередине которой небольшой купол с головкой на деревянном восьмигранном барабане.
Официальный сайт монастыря http://spas-monastery.by/
http://piligrim.by/content/view/188/505/

Часовня в честь восшествия на престол Императора Николая II
Сведения о монастырской часовне крайне незначительны. Известно, что она была построена на средства Спасо-Евфросиниевской обители на расстоянии около 400 метров от монастыря, близ Невельского тракта (современная ул. Евфросинии Полоцкой). Освящена 8 мая 1897 года в честь восшествия на престол Государя Императора Николая II. Однако в документах того времени имеется информация о другом названии часовни. В отчете о состоянии Полоцкой епархии, составленном Полоцким епископом Александром (Закке-Заккисом), говорится, что она была освящена «в память в Бозе почившего Государя Императора Александра III». Ежегодно накануне празднования дня памяти преподобной Евфросинии Полоцкой к часовне совершались крестные ходы. Кроме того, в часовне в течение дня несли послушание сестры монастыря, благодаря чему верующие имели возможность помолиться в ней и поставить свечи. В настоящее время на фундаменте часовни находится жилой дом.
Трапезный дом Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря
Трапезный дом был заложен в Спасо-Евфросиниевском монастыре в июне 1901 года. Постройку каменного трехэтажного здания завершили в 1902 году. В верхнем этаже находилось 12 келий для монашествующих, в нижнем этаже располагались хлебопекарня, кухня, ледник и келии для сестер, в среднем этаже – монашеская трапезная. В 1906 году частью на монастырские средства, а частью на пожертвования верующих в трапезной был устроен алтарь с одноярусным дубовым иконостасом. Домовую церковь освятили в честь святого Алексия, человека Божия. В 1910 году в трапезном доме был проведен водопровод. В 1925 (по другим источникам – 1924) году, после закрытия обители и передачи всех ее зданий различным государственным структурам, трапезный дом еще некоторое время существовал, о чем свидетельствуют фотографии тех лет. Вероятнее всего, разрушение трапезного дома последовало в период Великой Отечественной войны.
Летний фонтан
Летний фонтан был построен в Спасо-Евфросиниевском монастыре в начале XX века. Он находился во внутреннем дворике обители, который охватывал территорию за Спасо-Преображенским храмом и Кресто-Воздвиженским собором, и, предположительно, предназначался для совершения водосвятных молебнов. О существовании фонтана в обители стало известно только благодаря единственной фотографии 1910 года и краткому упоминанию в монастырской летописи за 1912 год. В ней говорится о том, что в 1910 году к летнему фонтану были проведены трубы для подачи воды. Время разрушения летнего фонтана не установлено.
Источники: Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. Полоцк : Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, 2010.  НИАБ, ф. 2563, оп. 1, д. 6, л. 41, 42, 43 об. Летопись о монастыре. Формулярная ведомость о Полоцком Спасо-Евфросиниевском первоклассном женском монастыре за 1912 год.

Сестринские корпуса Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря
Спасо-Евфросиниевская женская обитель, следуя древним святоотеческим установлениям, придерживается общежительного устава. Однако в XIX столетии (по данным монастырской летописи за 1912 г.) монастырь был «своекоштным». Этот факт подтверждался существованием деревянных жилых построек, отдельных домиков на несколько келий, находившихся на территории обители.
В настоящее время в обители имеются три жилых корпуса для монашествующих. Исторические сведения об их постройке крайне незначительны. Строительство первого каменного двухэтажного корпуса, расположенного за Кресто-Воздвиженским собором, датируется концом XVII – началом XVIII века и относится еще ко времени господства иезуитов в городе и в самом монастыре. Известно, что в середине XIX века в этом корпусе находились келии игумении и старших инокинь, трапеза, а также классы воспитанниц Спасо-Евфросиниевского училища. Два других каменных корпуса примыкают к святым вратам обители и располагаются по обе стороны от колокольни. Второй по счету и находящийся перед Кресто-Воздвиженским собором двухэтажный корпус построен в 1912 году. Третий монашеский корпус был освящен и заселен в 2002 году. Он представляет собой двухэтажное здание с мансардой. В корпусе находятся архиерейские, игуменские и сестринские келии. Освящение места строительства нового корпуса совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 27 сентября 1998 года и заложил в фундамент здания капсулу с особой грамотой. Кроме Первосвятителя закладную грамоту подписали присутствовавшие на престольном празднике обители митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, и Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.
Начало XX века явилось нелегким периодом в жизни насельниц Спасо-Евфросиниевской обители. В 1925 (по другим источникам – в 1924) году монастырь был закрыт, и все здания, принадлежавшие ему, переданы военному ведомству и различным государственным структурам. На момент закрытия в обители проживало 146 сестер, и все они оказались изгнанными из монастыря. Сестры рассеялись по Полоцку и его окрестностям. Многим из них пришлось ютиться по частным домам, сараям и баням. Часть насельниц обители во главе с игуменией Еленой (Волковой) переехали на отведенный им участок земли из-под вырубленного леса, получивший название Пеньки. Осенью 1928 года полоцкие монахини были изгнаны и из Пеньков.
Во время Великой Отечественной войны Полоцк был оккупирован, однако в этот период в Полоцкой епархии наблюдалось некоторое оживление церковной жизни. Сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря стали возвращаться в свою обитель. В одном из ее корпусов находилось немецкое командование, но несмотря на это монахиням разрешили поселиться в корпусе за Кресто-Воздвиженским собором. Часть монастырской территории, включая Кресто-Воздвиженский собор, была обнесена колючей проволокой, за которой содержались военнопленные. Известно, что в это время игумения Елевферия (Новикова) с сестрами добились разрешения на возвращение в монастырь мощей преподобной Евфросинии, находившихся с начала войны в Витебской Свято-Покровской церкви. После освобождения Полоцка в 1944 году из-за повреждения значительной части городского жилого фонда расселение горожан осуществлялось и в бывших монашеских корпусах Спасо-Евфросиниевского монастыря.
В дальнейшем под руководством игумении Елевферии (Новиковой) жизнь обители постепенно начала устраиваться, возрастало число сестер. Однако уже в 1955 году городские власти издали указ, запрещавший прописывать в монастыре новых сестер. Вскоре игумения Елевферия почила о Господе, и городская администрация распорядилась закрыть Спасо-Евфросиниевскую обитель, а насельниц переместить в Свято-Успенский Жировичский монастырь. Одиннадцать сестер из пятидесяти приняли это условие и переехали в Жировичи. Остальные пожелали совершать свой монашеский подвиг в Полоцке у мощей преподобной Евфросинии и были вынуждены жить в домах мирских людей.
6 июля 1989 года последовало решение Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении Спасо-Евфросиниевской женской обители. Наряду с восстановлением монастырских храмов была также проведена работа по бытовому благоустройству обители. Перед приездом второй части сестер из Жировиц в 1991 году (первые насельницы прибыли в июле 1990 г.) жилых келий было очень мало. В монашеских корпусах жили мирские люди. Вполне понятно, что тогда назрела необходимость решить проблему выселения жильцов и приобретения для них домов и квартир. Известно, что из второго корпуса (1912) последние жильцы были выселены весной 1991 года, а из первого (кон. XVII – нач. XVIII вв.) – в 1992 году. Постепенно сестринские корпуса были полностью отремонтированы, было проведено водоснабжение и решен вопрос с отоплением. В настоящее время в обители преподобной Евфросинии подвизается более 70 сестер. 
http://spas-monastery.by/the_architectural_complex_of_the_monastery/nursing_corps.php

Совешая паломничество по православным святыням республики Беларусь, нельзя не посетить древний Полоцк! Некогда могущественный и именитый, Полоцк занимал одно из первых мест в иерархии древнерусских городов и был славен своими храмами, обителями, самобытной школой зодчества, ремёслами. Уже в 992 году, всего через четыре года после Крещения Руси, на земле Полоцкой была учреждена епископская кафедра. А спустя несколько десятилетий, во время правления князя Всеслава Брячиславича, на высоком холме Полоцкого детинца был возведён величественный собор Святой Софии «о семи верхах» — символ духовной мощи и политической независимости молодого княжества.
12 столетие стало для Полотчины золотой порой расцвета иноческой жизни. В это Богом благословенное время здесь просияла великая угодница Божия, преподобная Ефросиния, прославившая Полоцк в веках. Эта женщина — основательница женской обители, родилась в начале ХII века в семье полоцкого князя Георгия Всеславича и княгини Софии (точная дата рождения святой не установлена. Большинство современных исследователей относят её рождение к 1101-1108 годам). Она являлась праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира. До принятия иноческого пострига княжна носила имя Предслава. С ранних лет она полюбила молитву, чтение духовных книг и учения древних богословов и мыслителей. Когда Предславе исполнилось 12 лет (этот возраст считался возрастом совершеннолетия), родители решили выдать её замуж. Но отроковица, чувствуя в душе горячее желание посвятить себя служению Господу, тайно покинула родительский дом и пришла в монастырь, где в то время игуменией была её тётя, вдова князя Романа. Увидев красоту в юной племяннице и опасаясь гнева её отца в случае пострижения, игумения стала уговаривать Предславу от своего намерения. Но княжна не устрашилась трудностям монашеским и осталась непреклонной в своём решении — уйти в монастырь. Удивилась игумения и разуму юной девы и решением в таком возрасте идти вслед за Христом. После этой беседы игумения повелела исполнить волю её: Предслава приняла постриг с именем Ефросиния, в честь преподобной Ефросинии Александрийской, подвизавшейся в V веке в Египте. Некоторое время она пребывала в этом монастыре, выполняя обязанности и устав обители.
Спустя время, по благословению Полоцкого епископа Илии, Ефросиния поселилась в келии-голубце Полоцкого Софийского собора. Кроме молитвы и духовного чтения полоцкая княжна занималась переписыванием Божественных книг. Плату, получаемую от продажи этих книг, она отдавала нуждающимся. Однажды ночью в сонном видении преподобной явился Ангел Божий, который указал ей на место, называвшееся в народе Сельцо. Там находилась церковь-усыпальница полоцких епископов (остатки этого сооружения были обнаружены археологом М. Каргером при раскопках в 1961-65 гг. в 100 метрах к востоку от существующего Спасского храма) и уже стояла деревянная Спасская церковь. Ангел сказал ей: «Ефросиния, здесь тебе подобает быть». В ту же ночь Ангел Господень явился епископу Илии и сказал: «Введи рабу Божию Ефросинию в церковку святого Спаса, что на Сельце, ибо место то святое, а она достойна Царства Небесного…». Епископ Илия благословил деву Евфросинию идти в Сельцо, которая поспешила туда сразу же отправиться, взяв с собой только три хлеба и книги. С ней туда отправилась ещё одна инокиня. Произошло это событие около 1125 года. По прошествии некоторого времени стали приходить на Сельцо девицы, желавшие посвятить свою жизнь Богу. Так образовалась иноческая обитель. В Спасском монастыре приняли постриг четыре родственницы прп. Ефросинии: родная сестра княжна Градислава, двоюродная — княжна Звенислава, племянницы — княжны Кирианна и Ольга.
Преподобная Ефросиния, заботясь о благоустройстве обители, пожелала возвести на месте ветхого деревянного Спасского храма каменный. Построить каменную церковь согласился знаменитый зодчий Иоанн. Спасский храм был построен всего лишь за 30 недель. Когда постройка церкви была уже почти закончена, строители обнаружили, что на завершение её не хватает кирпича (плинфы). Настоятельница тогда с горячей молитвой обратилась к Богу, после чего утром в печи были найдены недостающие плинфы. В тот же день было завершено строительство Спасской церкви, часть стен которой сохранилась до наших дней. Стены храма расписали лучшие мастера того времени. В 1161 году в Спасский храм был перенесён на «вечное хранение» т. н.
Крест-ковчег, изготовленный по заказу самой игумении, полоцким мастером-ювелиром Лазарем Богшей в древневизантийской технике перегородчатой эмали. Уникальное произведение старобелорусского эмальерного и декоративно-прикладного искусства — шестиконечный (высота около 52 см) крест имел кипарисовое основание, которое было обито 22 золотыми и 20 серебряными с позолотой пластинами, украшенными изысканным орнаментом, драгоценными камнями и жемчугом, а также 20 эмальевыми иконками. Крест является ковчегом дляя хранения христианских реликвий: частиц дерева Креста Господня с кровью Иисуса, частиц мощей святого Пантелеймона и великомученика Димитрия Солунского. На кресте размещались надписи, содержащие имя его автора, а так же предостережение тем, кто попытается вынести крест из монастыря. Но, несмотря на заклятие, уже на рубеже ХII-ХIII вв. крест был вывезен князьями-смолянами в Смоленск, а в 1514 году после взятия города великим князем Василием III крест попадает в Москву. В 1563 году Иоанн Грозный, желая завоевать Полоцк, дал обет вернуть святыню в Спасский монастырь, если город будет захвачен. Нужно признать, что русский царь, отличавшийся жестокостью и вероломством, в этом случае сдержал своё слово.
Почти четыре последующих столетия полочане как зеницу ока сберегали драгоценную реликвию, но драматический ХХ век лишил Белоруссию одной из главнейших святынь. В 1941 году, в самом начале войны, крест Ефросинии бесследно исчезает… Ныне в Крестовоздвиженском соборе (1893-97 гг.) Спасской обители хранится точная копия креста, воссозданная мастером Н. Кузьмичом и так же, как оригинал, содержащая хрстианские реликвии.
Наибольшего расцвета монастырь достиг к концу ХIХ — нач. ХХ века, а после того как в 1910 году из Киево-Печёрской лавры были торжественно перевезены мощи святой Ефросинии в Полоцкий Спасский монастырь, обитель становится местом массового паломничества верующих. После 1917 года, в ходе государственной антирелигиозной кампании все церковные ценности монастыря были реквизированы, а сам он в 1925 году закрыт. Все здания, до этого принадлежавшие обители, переданы военному ведомству и различным государственным структурам. На момент закрытия в обители проживало 146 сестёр. Изгнанным из монастыря монахиням пришлось поселиться в Полоцке в домах родственников и прихожан. Некоторые насельницы Спасской обители переехали на отведённый им участок из-под вырубленого леса, называвшейся Пеньки. Здесь была организована сельскохозяйственная артель, которая жила по монастырскому уставу. После закрытия артели (1928 г.) сёстры продолжали нести монашеский подвиг в миру.
В 1943 году, во время немецко-фашистской оккупации, монастырь вновь начинает действовать, в него возвращаются некоторые монахини. Несмотря на действующий монастырь, в одном из корпусов Спасо-Ефимиевского монастыря размещалось немецкое командование, а в Кресто-Воздвиженском соборе содержались военнопленные. 23 октября 1943 года, с разрешения немецких властей мощи преподобной Ефросинии были вновь перевезены из Витебска в Полоцкую обитель. Первые послевоенные годы даже пользуются поддержкой местных властей. Однако стремительно растущая популярность монастыря среди населения (в 1954-57 гг. количество прихожан выросло более чем в два раза) воспринималась советским и партийным руководством как идеологическая угроза основам коммунизма.
В 1960 году обитель была закрыта ещё раз, насельниц переместили в Жировичский Свято-Успенский монастырь. Спасо-Преображенская церковь была передана приходской общине и являлась единственным действующим храмом в Полоцке. Только в 1989 году, 6 июля, последовало решение Священного Синода РПЦ о возрождении Полоцкой Спасо-Ефросиньевской обители. В 1990 году Спасский монастырь возобновил свою деятельность, сюда вернулись сёстры из Жировиц. В храмах и корпусах открывшейся обители начались ремонтно-восстановительные работы. Менее чем за два года монастырь преобразился.
Святые мощи прп. Ефросинии с 1943 по 2007 год почивали в Спасском храме (сейчас они находятся в Кресто-Воздвиженском соборе). Дважды, в 1998 и 2006 годах, совершалось их переоблачение и освидетельствование. В результате медицинской экспертизы был установлен факт сохранения священных останков в нетленном виде без всяких средств консервации, несмотря на то, что мощи неоднократно переносились с места на место и пребывали в самых различных климатических условиях. Сохранились не только кости, но и мягкие ткани, и кожа. Ежегодно 5 июня, в день памяти святой Ефросинии, в монастырь со всех уголков Беларуси и из-за её пределов стекаются тысячи паломников, чтобы поклониться мощам полоцкой княжны, которая по праву считается небесной заступницей Белорусской земли.
С сайта: Spas-monastery.by/history/ и из путеводителя: «Полоцк». — Минск; «РИФТУР», 2008

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?