Полоцк. Собор Софии, Премудрости Божией.

После реставрации Софийского собора в 80-х годах в нем был обустроен концертный органный зал и музей. Собор являлся главным объектом туристического интереса в Полоцке, центром культурной жизни. Тут ежегодно проводились международные музыкальные фестивали, на которых выступали известные органисты и музыкальные коллективы со всего мира. Храм имел в объёме форму куба с ребром 26,4 м, венчали его семь шлемовидных куполов. Снаружи он был неоштукатуренным. Хорошо была видна кладка с утопленным рядом, когда каждый второй ряд кирпичей, или по гречески — плинфы, был утоплен или сдвинут вглубь кладки и закрыт цемяночным раствором, сосотоявшим из гашёной извести и толчёного кирпича. В кладке присутствовали и бутовые камни. Внутренний объём храма был разделён 16-ю колоннами на 5 нефов (продольных рядов). Фрагменты древней кладки Софийского собора открыты в зондажах западной и восточной стен, которые сохранились с середины ХI в. на высоту 8 и 12 м. Софийский собор был поставлен на мощный фундамент, который сохранился до наших дней. Фундамент, алтарные апсиды и фрагменты фресок ХI в. можно увидеть сегодня в Музее, который рассказывает об истории архитектуры Софийского собора.
Вместе с городом храм пережил много драматических событий, разрушений и пожаров. На рубеже ХV-ХVI вв. собор был перестроен в храм оборонного типа. Об этом свидетельствует первый известный план Полоцка 1579 г. С 1596 г. православная София перешла к униатам и оставлась униатской до 1839 г. В 1710 г. в Софийском соборе произошёл взрыв порохового склада. Через 28 лет униатский архиепископ Флориан Гребницкий (Кстати, этот известный религиозный деятель был похоронен в стене храма возле алтаря. Останки человека, вернувшего Полоцку его легендарный храм, были выброшены в 80-х гг.) пригласил из Вильно архитектора Яна Криштофа Глаубица для воостановления Софии. Из соображений идеологии или экономии, древний фундамент и остатки стен и апсид были включены в новую композицию храма, постройка которого была завершена в 1750 г.
После перестройки собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м. поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный.
Теперешний храм Святой Софии совершенно не похож на православную церковь.
Материалы сайтов: www.polotsk.net и www.polisp.vitebsk.by

Софийский Собор в Полоцке был построен в средине 11 века. Но в 1710 году был разрушен. К 1750 году его восстановили почти из руин. При этом постройка была выдержана в стиле виленского барокко. Предположительно, строительством собора занималась приглашенная из Константинополя артель.Храм имел 7 глав. По бокам располагались 4 купола. В центральном помещении княжеские хоры открывались двойными арками. Расписан собор был только фресками. Такая постройка должна была продемонстрировать мощь и могущество княжеской власти. Собор несколько раз переходил от православных к униатам и наоборот. Униатские монахи славились строптивым нравом. В историю даже вошла их стычка с царем Петром 1.Пережив всевозможные катаклизмы истории, в 1911 году храм в очередной раз был возвращен православным, капитально отремонтирован. Но в 1924 году его закрыли и разместили краеведческий музей. Но в период немецкой оккупации храм был действующим. Потом вновь был закрыт. В 1985 году в отреставрированном соборе был установлен орган. 
Полоцкий Софийский собор — один из самых роскошных памятников культовой архитектуры, известен далеко за пределами Полоцка.
http://www.guidebook.by/architecture/

В эпоху княжения Всеслава Брячиславича (Чародея) Полоцк достигает высококой степени благосостояния. Пора было строить каменный собор — и, конечно, Софийский. Это посвящение на фоне непрекращающейся борьбы полоцкого князя со своими родичами кажется актом, не лишённым известной соревновательности, но можно увидеть в нём и символическое отнесение полочан к Вселенской Церкви, напоминание о Софии Константинопольской. Собственных зодчих, способных работать с камнем, в Полоцке ещё не было, и к строительству собора Всеслав привлёк чужеземных мастеров. Среди них могли быть и греки, и русские — уже успевшие поучаствовать в строительстве аналогичных соборов в Киеве и Новгороде. Исследователи предполагают, что это их имена — Давыд, Микула, Пётр, Тума, Копесь и Воришко — выцарапаны на большом камне, положенном в фундамент рядом со входом. Что характерно, выцарапаны кириллическими буквами.
Собор возводился на высоком берегу Западной Двины, на территории детинца, имевшего деревянные и земляные укрепления. Насколько можно судить по результатам археологических исследований, древний Софийский собор был пятинефным крестово-купольным храмом с тремя (а не пятью, как в Киеве) алтарными апсидами. В интерьере деление на нефы обеспечивали шестнадцать крестчатых столпов, а снаружи это деление было отражено в прямоугольных лопатках (по шесть на южном, северном и западном фасадах). Предполагается, что собор мог иметь семь глав — пять над основным объёмом и две над пристройками, каковыми являлись крещальня и лестничная башня. Подобную дополнительную главу над лестничной башней мы видим, например, в новгородской Софии. Подтверждением «семиглавости» Софии может служить упоминание в Новгородской первой летописи: «Полтеск на Двине и на Полоте древян. А святая София каменна о семи версех». В кладке собора использовались плинфа и булыжники, скреплённые цемяночным раствором. При этом кирпичная кладка была выполнена особым образом и представляла собой чередование скрытых и выступающих рядов кирпичей. «Утопленный» ряд замазывался цемянкой, и получались разноцветные полосы — тёмно-красные плинфяные и нежно-розовые цемяночные. Такая система кладки, придающая стенам особую живописность, полюбилась полочанам, они активно применяли её в ХII веке.
Внутренность Софийского собора была богато украшена. Правда, мозаик, как в киевской Софии, мы здесь не найдём, за исключением фресок. Их следы есть на всех древних частях храма, и по ним можно судить, что в интерьере преобладали зеленоватые, жёлтые и синие тона. Полы покрывали поливные разноцветные плитки. Свет, падавший через узкие окна в стенах и барабанах глав, дирижировал этой многокрасочной симфонией. Довершали убранство Софийского собора новгородские «трофеи», привезённые в 1067 году Всеславом Чародеем. Среди трофеев были колокола соборного храма. Так новгородская София невольно «поделилась» с Софией полоцкой. Софийский собор долгое время являлся центром не только собственно церковной, но и культурной жизни Полоцка. Известно, что при нём существовала библиотека, в составлении которой поучаствовала, в частности, внучка князя Всеслава, преподобная Евфросинья Полоцкая. Прежде чем основать за городом свой монастырь, она некоторое время жила — с дозволения полоцкого епископа Илии — «в голубници» собора, переписывая богослужебные книги. С Софийским собором также связано посещение Петром I этого храма.
Летом 1705 года, в разгар Северной войны, в Полоцк прибыл сам император. С его двухнедельным пребыванием здесь связан эпизод, который имел быть и связан с празднованием памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Накануне русский император пришёл в Софийский собор. По привычке монарха он собирался зайти в алтарь, но монахи-базилиане не пустили его, так как для них он являлся «неверным». Сдерживая гнев, царь принялся осматривать храм. А дальше показания источников расходятся. В российских говорится, что Пётр приказал бывшим при нём солдатам арестовать «предерзких» монахов, но последние подняли шум, на который сбежались вооружённые послушники. Началась схватка, в ходе которой четверо униатских монахов были убиты, а несколько человек из свиты Петра получили ранения. Униаты же говорят о том, что монахов в приступе гнева убил лично император, да ещё потом и ограбил собор. Известно, однако, что после этого происшествия царь хотел вернуть Софию православным, но те отказались принять её, справедливо опасаясь новых репресий со стороны польских властей. А завершилась история взаимоотношения Петра и Софийского собора печально. Царь разместил в соборе, откуда он таки выгнал базилиан, пороховой склад. И в 1710 году он взорвался. От древней святыни остались лишь руины, которые в 1738 году сделались основой нового униатского храма, выстроенного в формах виленского барокко. В 1752-1768 годах рядом с ним выросли корпуса базилианского монастыря (не дошедшие до наших дней). Все эти здания составили вместе замечательный ансамбль, но о Софии ХI века в нём уже ничто не напоминало.
В 1839 году Софийский собор послужил декорацией для исторического действа — Полоцкого Собора, на котором состоялось воссоединение униатов с Православной Церковью. Понятно, что здесь не обошлось без «административного ресурса» и это воссоединение отличалось от спонтанных возвращений униатских приходов в лоно Русской Православной Церкви, прокатившихся по бывшим польским землям при Екатерине II. Воссоединение проводилось «сверху», под пристальным доглядом Николая I. Однако и сопротивления «снизу» оно не встретило. Белое духовенство и миряне в массе своей восприняли его благожелательно и даже с энтузиазмом. Софийский собор вновь стал православным — правда, уже не кафедральным, а приписным к кафедральному Никольскому собору, расположенному в центре города.
В начале ХХ века в Софийском соборе произвели капитальный ремонт, а в 1924 году он пал жертвой гонений на Церковь. Его обратили в краеведческий музей. Во время немецкой оккупации он вновь был освящён и действовал, а после войны — как храм — закрылся. И уже навсегда.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №58, 2013 г.

Несмотря на современное внеконфессиональное предназначение храма, его уникальность и культурная значимость заставляют нас более подробно остановиться на нём. Древняя София, построенная в середине ХI века при помощи византийских зодчих, была пятинефным крестово-купольным храмом. История не сохранила для нас имён строителей, но как предполагают учёные, ими могли быть Микула, Таума, Вориш и Копес, чьи имена нацарапаны на огромном камне, лежавшем в фундаменте храма рядом со входом.
В отличие от довольно сложных планов киевского и новгородского соборов, план полоцкого храма выразительно прост. основным в пространстве собора было место под центральным куполом, символизировавшим небесный свод. Здесь размещался амвон, вокруг которого располагались верующие. Алтарь был заглублен в центральную апсиду и отделён от основного пространства алтарной преградой. В апсиде до настоящего времени сохранился синтрон — каменная скамья для церковнослужителей. Узорный пол в храме был выложен майоликовыми плитками различных цветов и оттенков, а стены и колонны во всю свою высоту были расписаны фресками. Своеобразной была техника кладки стен древнего храма — из природных валунов и тонкого кирпича-плинфы. Каждый второй ряд плинфы как бы утапливался вглубь стены, а образовавшаяся при этом «пазуха» затиралась цемяночным раствором. Поскольку в древности храмы не штукатурились, то получившиеся красно-розовые полоски на стенах придавали Софии неповторимую красоту при восходе и закате солнца. Фрагменты этой кладки можно и сейчас увидеть в раскрытиях на западной и восточной стенах, сохранившихся с ХI века.
В середине ХVI столетия при реконструкции оборонительных сооружений Верхнего замка Софийский собор подвергся частичной перестройке, в результате которой он приобрёл черты храма оборонного типа. С 1596 по 1839 гг. Софийский собор принадлежал униатам и ими же был восстановлен в облике великолепного барочного храма, после взрыва порохового склада, размещённого в главной святыне города по варварскому указанию Петра I. Талантливый архитектор Ян Глаубиц, руководивший строительством в 1738-1750 гг., сознательно включил в композицию нового собора оставшиеся фрагменты стен апсид древнего храма, чем подчёркивалась преемственность религиозных конфессий и единство веры.
В 1839 году в Софийском храме состоялся церковный Полоцкий Собор, где иерархи униатской церкви Беларуси и Украины подписали Соборный акт, по которому униаты присоединялись к православию. И пусть сам акт, принятый под жёстким давлением царских властей, был далеко неоднозначно воспринят рядовыми священниками и простыми верующими, тот факт, что местом его подписания стал Софийский собор, лишний раз свидетельствует о его высочайшем символическом статусе. И в наше время изумительный храм, воплотивший лучшие традиции белорусского (Виленского) барокко ХVII-ХVIII веков, является непреходящим символом тысячелетней истории и богатейших культурных традиций Полоцкой земли.
Из путеводителя: «Полоцк». — Минск: «РИФТУР», 2008

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?