Поленов Василий Дмитриевич «Среди учителей», (1896)

Поленов Василий Дмитриевич

«Среди учителей», (1896)
Холст, масло. 150 x 272 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Для осуществления замысла картины «Среди учителей» Василий Поленов в ноябре 1894 года поехал в Рим. Он снял там мастерскую, о которой пишет сестре Елене: «Я обзавелся мастерской довольно удачной, очень разные светы – и верхний, и боковой, большой и малый, южный и северный. Стоит эта мастерская на горе за городом, а вечный город у ее ног… В общем выходит какое-то волшебное царство». В этом «царстве» художник напряженно трудился до середины лета следующего года. О том, что вдохновляло Поленова на его сложную и кропотливую работу над картиной, о его размышлениях над ней можно узнать из рукописи художника «Картина “Среди учителей”». Поленов пишет об изображенной сцене: «Мы здесь присутствуем при одном из сильнейших и захватывающих моментов жизни Христа, это момент, когда все то, что еще только туманно грезилось ему, тут под впечатлением всего слышанного впервые, может быть, сознательно оформилось. С этого момента начинается, вероятно, сознательная работа его мысли и сердца, работа, приведшая его в 33 года к открытой проповеди».

Поленов долго и тщательно работал над типами людей, окружавших мальчика Иисуса, принадлежавших к школе Гиллела. Глава школы сидит на возвышении за книгой закона. Ему принадлежат слова, сказанные ученику, в ответ на его просьбу научить закону: «Сын мой, что неприятно тебе, того не делай ближнему – вот и весь закон, все остальное толкование на него, научись этому». Справа от Гиллела изображен старик – тип доброго молчаливого человека, любящего больше слушать, чем говорить. Это раввин Шимон, который считал, что «нет ничего выше молчания». Слева от главы школы – молодой человек. Это тип молодого аристократа, будущего первосвященника — так в рукописи описаны все типы людей в группе Гиллела. У одной из колонн портика стоят Мария и Иосиф, родители Христа, нашедшие своего сына после долгого искания и волнений.

«Через открытый портик, – писал Поленов, – видна Елеонская гора, покрытая маслиничными деревьями и залитая солнцем». Солнечный свет словно «входит» в пространство притвора. Он разрушает полумрак помещения, обогащая его цветовыми рефлексами, нарушая в какой-то мере атмосферу глубокой сосредоточенности или возвращая присутствующих в реальность окружающей жизни.

Произведение, по всей видимости, было очень дорого художнику. Он экспонировал его на 24-й выставке Товарищества передвижников в 1896 году, на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде и на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Уменьшенный вариант картины «Среди учителей» вошел в цикл Поленова «Из жизни Христа» (1890–1900-е).

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?