Поленов Василий Дмитриевич «Право господина», 1874

Поленов Василий Дмитриевич
«Право господина»,1874
Холст, масло. 121 x 176,7 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Василий Поленов, закончивший в 1871 году Императорскую академию художеств с большой золотой медалью по классу исторической живописи и получивший право на пенсионерскую поездку за границу, должен был по ее окончании привезти в качестве отчета полотно на исторический сюжет. Среди массы задуманных и начатых во время путешествия работ на исторические сюжеты – «Кто из вас без греха», «Право господина», «Блудный сын», «Арест гугенотки» («Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон») и других – осуществлены были только «Право господина» и «Арест гугенотки» (1875, Государственный Русский музей). Обе картины были близки западной позднеакадемической исторической живописи, с ее стремлением к документально-визуальной точности в воспроизведении деталей, интересом к литературно-романтическим сюжетам и своеобразной театрализацией.

По поводу сюжета картины Поленов писал в марте 1874 года конференц-секретарю Академии Художеств Петру Исееву, сообщая о том, что, путешествуя по Германии и осматривая старые феодальные замки, ему «представились взаимные отношения баронов с вассалами». Тогда он задумал написать картину, взяв сюжетом одно из феодальных прав барона: «… право, по которому всякая девушка перед вступлением ее в замужество принадлежала барону. Право это называлось… “Закон первой ночи”. Барон вышел под вечер посмотреть на приведенных для выбора девушек, обвенчанных в этот день».

Задумав картину с обличительным подтекстом Поленов потратил много сил для выражения психологического состояния персонажей – приведенных в замок крестьянских девушек-новобрачных, сопровождаемых почтенным старцем, самодовольного господина, пристально рассматривающего девушек, его гостей, толпы крестьян, сдерживаемых охраной. В процессе работы художник видел основной недостаток картины «в передаче чувства и выражения в лицах», понимая, что именно в этом сказалась его неумелость «в передаче своей мысли и своего чувства». Но в конечном счете она произвела большое впечатление общей выразительностью композиции, красотой ее живописи. Особенное внимание критиков привлекло изображение архитектуры старинного средневекового замка, освещенного нежными серебристо-розовыми лучами предвечернего солнечного заката, на фоне которого происходили события, погружающие зрителей в коллизии средневековой жизни.

Полотно станет первым приобретением произведения художника Павлом Третьяковым в свое собрание.

Известна ли вам эта картина?

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?