Поленов Василий Дмитриевич «На Тивериадском (Генисаретском) озере», 1888

Поленов Василий Дмитриевич
«На Тивериадском (Генисаретском) озере», 1888
Холст, масло 79,7 х 159 см
Музей: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Замысел картины «На Тивериадском (Генисаретском) озере» возник у Василия Поленова, вероятно, во время его первого путешествия на Ближний Восток, которое он совершил в 1881–1882 годах с целью сбора материалов для картины «Христос и грешница (“Кто из вас без греха?”)» (1887, Государственный Русский музей). Воспринимая Иисуса Христа как реально жившего человека, Поленов считал, что необходимо «и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности». Для воссоздания исторически правдивой обстановки, в которой происходили евангельские события, художник предпринял путешествие по Египту, Сирии, Палестине, результатом чего явилась серия этюдов. Изображения мест, где жил и проповедовал Христос, — прежде всего, виды Генисаретского озера, известного также как Галилейское море или Киннерет, — играют особую роль в творчестве Поленова на евангельские темы. Они запечатлены в картине «На Тивериадском (Генисаретском) озере», созданной художником вслед за произведением “Христос и грешница”.

В 1889 году Поленов показал полотно на 17-й выставке Товарищества передвижников. О нем восторженно высказался в одном из писем художник Василий Кандинский: «Какую картину Поленов выставил… Горячие тоны южного летнего солнца, зеленое озеро, вдали синеющие горы, раскаленное небо. Дивная красота и Христос… Выше этой картины нет на выставке…».

Поленов изобразил на полотне глубоко задумавшегося одинокого путника, идущего по берегу озера, окаймленного цепью доходящих до горизонта гор. В пейзаже воплощена идеальная, вечная красота. Он наполнен такой величественной умиротворенностью, соотносящейся с сосредоточенной погруженностью в свои мысли странника, что значительность происходящего для зрителя не оставляла сомнения. Природа тех мест, где «ступала нога Христа» была передана художником посредством тонко и сложно нюансированной живописи. Картина «На Генисаретском озере» свидетельствует о том, как значим был пейзаж в размышлениях Поленова о высшей гармонии, к которой он всегда стремился и которая воплощалась для него в образе Иисуса Христа. Подобную роль изображение природы будет играть во всех произведениях художника цикла «Из жизни Христа» (1890–1900-е), куда войдут в уменьшенном варианте картины «Христос и грешница» и «На Генисаретском озере».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?