Поленов Василий Дмитриевич «Ливень», 1874

Поленов Василий Дмитриевич
«Ливень», 1874
Холст, масло 38 x 56 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина «Ливень» была написана Поленовым во время его пенсионерской поездки (1872–1876). После пребывания в Германии, Италии и небольшого перерыва, во время которого художник жил в Имоченцах, родовом имении Поленовых, расположенном в Олонецкой губернии, осенью 1873 года он вернулся для продолжения занятий теперь уже в Париж. Французская столица восхитила его разнообразием направлений, в которых, по словам Поленова, работают художники – «что кому по душе», – их умением «осуществить свои силы и способности». Особенно нравились Поленову в это время барбизонцы, с творчеством которых он мог познакомиться, еще в Академии художеств, посещая Кушелевскую галерею. Теперь же изучение Поленовым живописи художников Барбизонской школы стало более глубоким. Отголоски его интереса можно найти в картине «Ливень», написанной весной следующего года. Она решена в свойственной барбизонцам единой серебристо-серой колористической гамме, подчеркивающей целостность пейзажного образа. В основу замысла картины был положен этюд, написанный художником в Имоченцах, усадьбе его родителей на реке Оять – «Переправа через реку Оять. С мельницы» (1867, Музей-заповедник В.Д. Поленова).

Ее сюжет существенно изменился. Теперь путники – крестьянин на лошади, запряженной в возок, сидящая за его спиной маленькая девочка и девочка постарше, пробующая брод, – находятся в начале переправы через реку. Всю сцену с застигнутой дождем крестьянской семьей, притихшей от непогоды рекой и лесом, раскинувшемся на противоположном берегу, обволакивает голубовато-зеленая дымка, связывающая воедино всю композицию. Несмотря на ненастье, пейзаж не производит тягостного впечатления. Композиция картины построена так, что крестьянин с девочкой и лошадь попадают в теплый оливково-золотой круг света, образованный пробивающимися сквозь тучи лучами солнца. Эти лучи золотят мокрый берег, воду. Возникает ощущение домашнего тепла, к которому стремятся путники. В «барбизонском» по живописи пейзаже чувствуется щемящая тоска Поленова по родине.

Пейзаж очень нравился Тургеневу, увидевшему его в парижской мастерской художника. Знакомство с писателем имело большое значение для Поленова. Тургенев заметно выделял его среди других художников, следил за его творчеством. Особенное внимание писателя к пейзажному творчеству Поленова в то время, когда он, выпускник Академии художеств по классу исторической живописи, занимался пейзажами лишь «для отдыха», помогло художнику утвердиться в том жанре, к которому у него была безусловная склонность.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?