Поленов Василий Дмитриевич «Христос и грешница (Кто без греха?)», 1888

Поленов Василий Дмитриевич
«Христос и грешница (Кто без греха?)», 1888
Холст, масло. 325 x 611 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картины своего цикла «Из жизни Христа» Поленов называл цитатами из Евангелия. Это большое полотно, открывающее цикл, — не исключение. Его авторское название — «Кто без греха?». Цензор, курировавший XV передвижную выставку, на которой экспонировалось полотно, заменил его на другое — «Христос и блудная жена». Более того, цензура вообще сомневалась по поводу оставления картины на выставке. Дело решило вмешательство царя Александра III — осматривая экспозицию до её официального открытия, он купил эту картину Поленова, опередив присматривавшегося к ней Павла Третьякова и предотвратив возможные жесткие действия цензуры. А её сомнения родились не на пустом месте. Эта работа художника «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа. Поленов акцентировал своё внимание на человеческом в Нём, выведя за скобки всё собственно метафизическое и мистическое. Христос у него — не Бог, а странник, мудрец, гуманист. Такое рационалистическое решение темы вполне соответствовало этическим исканиям того времени, во многом определявшимся книгами Э. Ренана и религиозным реформаторством Льва Толстого (хотя сам писатель язвительно назвал поленовского Христа «полотером»). Работа вызвала жаркие споры. Реакцию молодежи точно иллюстрирует оценка В. Вересаева: «Картина дает такого Христа, — писал он, — каким мы Его теперь только и можем мыслить, — не Бога, а человека с огромной душой».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?