Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи». Поленов Василий Дмитриевич «Фасад храма Гроба Господня» (1882). В 1881–1882 годах Василий Поленов совершил первое путешествие на Ближний Восток – в Египет, Палестину и Сирию – с целью сбора материалов для работы над масштабным полотном «Христос и грешница (“Кто из вас без греха?”)» (1887, Государственный Русский музей). Вместе с князем Семёном Абамелек-Лазаревым и историком искусства Адрианом Праховым он почти два месяца изучал в Египте культуру разных периодов этой страны. Примерно столько же времени они путешествовали по Святой Земле, по местам, связанным с земной жизнью Христа. Побывали в Константинополе и Афинах.
Результатом поездки для художника стали многочисленные наброски, рисунки и серия из более ста этюдов с изображением природы, древней архитектуры Востока и местных типов. Поленов стремился к достоверной передаче в этих произведениях особенностей ландшафта, быта, костюмов, которые, по его убеждению, мало изменились с I века нашей эры.
Живописные этюды были показаны на 13-й выставке Товарищества передвижников в 1885 году. Впервые в истории русского искусства художник экспонировал подготовительные работы наравне с законченными произведениями. Практически все этюды приобрел с выставки Павел Третьяков, в связи с чем в Галерее до сих пор находится самая значительная часть этой серии.
Поленов был поражен архитектурой храма Гроба Господня в Иерусалиме и характеризовал его как «лабиринт церквей, алтарей, переходов, лестниц, подвалов, балконов и т.д., и все это живет». Художник создал несколько этюдов с изображением фасада и интерьеров этого грандиозного сооружения. Фасад храма Гроба Господня на одноименном этюде решен плоскостно, наподобие экрана, и декоративно, с использованием насыщенных цветов и динамичной светотенью. Поленов выбрал эффектный ракурс, так что видны два полусферических купола храма, этого «конгломерата строений» разных эпох, как назвал его художник в своем письме.
Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва