Поленов Василий Дмитриевич «Цезарская забава», 1879

Поленов Василий Дмитриевич
«Цезарская забава», 1879
Холст, масло. 136 x 93 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина «Цезарская забава» была написана В.Д. Поленовым в Париже во время пенсионерской командировки (1872–1876) в 1876-м и в этом же году была экспонирована в Петербурге в Академии художеств на Осенней выставке. Но работа над картиной заняла длительное время. Одноименный эскиз для нее, хранящийся в Третьяковской галерее, был исполнен в 1875 году. В списке картин, который составлен художником, указана дата “1876 VII” и сделана приписка: “кончена в 1879”.

На картине представлена сцена пытки раннехристианской мученицы за минуту до гибели юной девушки-христианки. Героиня изображена в переходах крепостной стены, своего рода «коридоре смерти». Она стоит в ужасе, прижимая к груди крест. К ней за решетку запустили дикого разъяренного зверя, готовящегося к прыжку, чтобы растерзать жертву. Сверху, за балюстрадой над аркой, расправу наблюдают веселящиеся цезарь со свитой.

Картина Поленова вписывалась в академическую традицию. Ее место – в ряду работ Константина Флавицкого «Раннехристианские мученики в Колизее» (1862, Государственный Русский музей), Федора Бронникова «Проклятое поле». Место казни в Древнем Риме. Распятые рабы» (1878, Третьяковская галерея). Но на академической выставке она осталась почти незамеченной, кроме нескольких негативных отзывов. «“Христианка, брошенная льву” тоже очень ничтожна, и даже условна», – писал, особенно строгий по отношению к Поленову, художественный критик Владимир Стасов. Даже Федор Чижов – крупный промышленник, благотворитель и ученый, ближайший друг Дмитрия Поленова, отца художника, с огорчением отмечал в своем дневнике, что фигура жертвы “мала по размеру… римляне – крошечные куколки наверху, – все это, можно сказать, только эскиз и то без натуры”. Между тем, в целом, картина производит сильное впечатление, и в этом большую роль играет архитектура мощных стен крепостной стены у дворца цезаря, ее освещение.

Сцена из истории раннего христианства с ее мучениками живо представилась Поленову, вероятно, во время его пребывания в Риме. В октябре 1872 года он писал родным: «Остатков древней римской культуры много… Правда, что Колизей и отчасти Дворец Цезарей дают картины зверских увеселений и бесчеловечных зрелищ римской гражданственности всех слоев». Надо думать, что именно тогда Поленовым была задумана будущая картина и написаны архитектурные этюды для «Цезарской забавы».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?