Поленов Василий Дмитриевич «Церковь св. Елены. Придел храма Гроба Господня» (1882)

Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи»: Поленов Василий Дмитриевич «Церковь св. Елены. Придел храма Гроба Господня» (1882). В 1881–1882 годах Василий Поленов совершил первое путешествие на Ближний Восток – в Египет, Палестину и Сирию – с целью сбора материалов для работы над масштабным полотном «Христос и грешница (“Кто из вас без греха?”)» (1887, Государственный Русский музей). Вместе с князем Семёном Абамелек-Лазаревым и историком искусства Адрианом Праховым он почти два месяца изучал в Египте культуру разных периодов этой страны. Примерно столько же времени они путешествовали по Святой Земле, по местам, связанным с земной жизнью Христа. Побывали в Константинополе и Афинах.

Результатом поездки для художника стали многочисленные наброски, рисунки и серия из более ста этюдов с изображением природы, древней архитектуры Востока и местных типов. Поленов стремился к достоверной передаче в этих произведениях особенностей ландшафта, быта, костюмов, которые, по его убеждению, мало изменились с I века нашей эры.

Живописные этюды были показаны на 13-й выставке Товарищества передвижников в 1885 году. Впервые в истории русского искусства художник экспонировал подготовительные работы наравне с законченными произведениями. Практически все этюды приобрел с выставки Павел Третьяков, в связи с чем в Галерее до сих пор находится самая значительная часть этой серии.

Поленов был поражен архитектурой храма Гроба Господня в Иерусалиме, характеризовал его как «конгломерат строений» разных эпох, «лабиринт церквей, алтарей, переходов, лестниц, подвалов, балконов и т.д., и все это живет». Художник создал несколько этюдов с изображением фасада и внутреннего убранства грандиозного сооружения. На одном из них запечатлен интерьер подземной церкви, посвященной Равноапостольной царице Елене. Композиция этюда вписана в пространство подпружной арки, за счет чего создается контраст между светлым подкупольным пространством на среднем плане и погруженными во мрак передним и дальним планами.

Когда в 1903 году Поленов проектировал интерьер храма Святой Троицы в селе Бёхово по соседству со своей усадьбой, в качестве образца он использовал именно иерусалимскую церковь святой Елены, где купол поддерживают колонны на высоких базах. Одну из лотосовидных капителей для бёховского храма художник высек из камня сам.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?