Покровское-Стрешнево. Часовня Серафима Саровского в Иванькове.

Согласно http://orthodoxmoscow.ru/poslednij-put-chasovni/ эта часовня не совсем утрачена. Ее остатки зарыты в землю на территории церкви Иннокентия Московского в Бескудникове.

По свидетельству уроженки Иванькова, опубликованном в книге «Сорок Сороков», издания 2005 года: «У часовни было 4 иконы: с юго-запада (на фото) — со стороны дороги от Волоколамского шоссе — св. Серафима Саровского; с северо-запада (к деревне) — Покрова — по престолу приходского храма в Покровском-Стрешневе; с юго-востока (со стороны Береговой улицы) — Петра и Павла — по второму престолу приходского храма; с северо-востока (к каналу) — св. Николая — по престольным праздникам соседних деревень Никольское и Захарково».
П. Паламарчук «Сорок сороков», 2005 г. 
http://oldmos.ru/old/photo/view/68649

… деревянный особняк в стиле модерн, выстроенный в Иванькове в начале ХХ века, принадлежал знаменитой портнихе-модельерше Н.П. Ламановой, у которой одевалась вся великосветская Москва. Иваньковским дачником был и художник-архитектор В.М. Борин, впоследствии ставший членом комиссии “Старая Москва”. Он выстроил в центре деревни в 1904 году небольшую кирпичную часовню в виде каплицы с затейливыми колонками и арками. Часовня была посвящена канонизированному в предыдущем году Серафиму Саровскому, и в народе называлась Серафимовской или Серафимосаровской.
http://tushinec.ru/index.php?news_read=79460&page=3

Деревня Иваньково на реке Химке некогда располагалась в живописных окрестностях Покровского-Глебова-Стрешнева. Это место полюбилось известным артистам и художникам. Известно, что здесь бывали Лев Толстой и Константин Станиславский. У московского архитектора Василия Борина – автора проектов перестройки храмов Успения в Печатниках, Илии Пророка в Черкизове, строителя колокольни Берлюковской пустыни – в Иванькове тоже была дача. Как рассказывали старожилы, «дачник Борин» построил здесь на свои средства часовню-столп «по обету, данному преподобному Серафиму Саровскому, после выздоровления болевшей несколько лет жены».
Серафимовская часовня в Иванькове стала одной из первых в Подмосковье, посвященных великому подвижнику после его канонизации в 1903 году. Стояла она посреди деревни при дороге. В киотах помещались четыре иконы: к сельской улице был обращен образ Серафима Саровского; к сельцу Никольскому, где был прежде храм Святителя Николая, – образ Николая Чудотворца; в остальных двух киотах располагались иконы Покрова Богородицы и апостолов Петра и Павла (по престолам Покровской церкви в усадьбе Глебовых-Стрешневых).
В конце 1920-х годов часовню разорили: сняли иконы, главу и крест. Остальное довершило время. К 1980 году здание стояло уже без кровли, с утраченным декором. Внимание общественности к этой забытой всеми святыне привлек известный историк московской храмовой архитектуры Петр Паламарчук, написавший о ней в своей справочной монографии «Сорок сороков». Кто-то из доброхотов поставил на руины табличку с надписью: «Помогите! Часовне и своей душе».
В 1990-е годы Иваньковское шоссе стало перспективным районом развития малоэтажной застройки. Здесь развернулось строительство нескольких кварталов коттеджей, а на месте, где стояла часовня, должна была появиться спортплощадка англо-американской школы. С началом строительных работ часовне грозида неминуемая гибель. Но летом 1998 года Московской Патриархии удалось обратить на нее внимание городских властей. Восстановить сооружение на прежнем месте сочли невозможным. Было решено за счет владельца территории перенести часовню на другое место и отреставрировать ее. Тогдашний префект Северного округа Михаил Демин предложил установить столп в Восточном Дегунине – в парке «Дубки», где было зарезервировано место для перспективного строительства храма. Перевоз часовни, ее закладка на новом месте и торжественный молебен состоялись 3 сентября 1999 года.
Современный адрес, по которому находилась часовня преподобного Серафима Саровского: ул. Береговая, в районе 29-го корпуса дома № 3. Место последнего пристанища: Москва, Дмитровское шоссе, владение 66.
На новом месте часовню сгрузили справа от пандуса, поднимающегося на стилобат. Там она простояла еще несколько лет, представляя собой кирпичный массив в железной клетке. Что делать с ней дальше, было совершенно не понятно. В итоге 11 лет назад по благословению священноначалия часовню вручную неглубоко закопали – лежа на боку, на том же самом месте. Сейчас здесь растут клены, и лишь немногие прихожане знают, что рядом в земле покоится часть истории нашего города.
Подготовил диакон Сергий Правдолюбов
Использованы материалы энциклопедического издания «Храмы Северного округа: Святыни православной Москвы». авт. Вайнтрауб Л.Р., Карпова М.Г., Скопин В.В.

ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ ЧАСОВНИ

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?