Покровское. Климовский Покровский монастырь.

Климовский Покровский монастырь, единоверческий, 1 класса, в 20 верстах от города Новозыбкова. Обращен в единоверие в 1847 году.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Архитектурный комплекс Покровского монастыря расположен в шести километрах от поселка Климово, что в Брянской области. Из летописей известно, что в конце 18 столетия из Ветки в Климову слободу по инициативе климовского бургомистра А. Хрущева была перевезена Покровская церковь. Ее установили в густом лесу неподалеку Климовской слободы. Из Ветки сюда бежало множество монахов, которые стали обустраивать себе жилища на территории Покровской церкви. Впоследствии из этих келий сложился монастырь. Михаил Калмык обнес территорию деревянной оградой, а в центре установил новую деревянную часовню. Первым игуменом Климовского Покровского монастыря стал Тарасий. Именно по его настоянию неподалеку от мужского монастыря был образован Казанский женский монастырь.
Официально свой статус Климовский Покровский монастырь получил в апреле 1768 года. В 1917 году, после революции все владения были отобраны местными властями. Начиная с 1919 года, на его территории находилась детская колония, а позже – Климовская школа-интернат. В настоящий момент монастырь переживает свое второе рождение. Сейчас на его территории проводятся работы по восстановлению всех разрушенных сооружений. Возрождение Покровского монастыря осуществляется силами местных властей и жителей Климовского района.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/klimovskiy-pokrovskiy-monastir.html

После церковных реформ патриарха Никона многие приверженцы старых обрядов пытались найти убежище на окраинах или за границей Российского государства. Одним из центров их обитания стали земли Стародубского полка и слобода Ветка под Гомелем, находившаяся тогда в пределах Речи Посполитой. После разгрома Ветки многие раскольники были поселены на землях Стародубья. Во время этих событий в 1765 году и был основан Покровский монастырь. Главной его святыней была вывезенная по брёвнышку из упразднённой Покровско-Ветковской обители деревянная церковь Покрова. Это было сделано по предложению Климовского бурмистра Алексея Васильевича Хрущёва. На собрании войтов всех стародубских слобод было решено перевести из Ветки ту самую церковь. Климовскому войту Игнату Тютюнову был выдан специальный документ (ордер), в котором было указано, что для перевозки храма нужно выделить с каждых десяти домов по четыре подводы. Таким образом, за восемьдесят с лишним вёрст от Ветки была доставлена ценная святыня — деревянная Покровская церковь. Перевозка стоила столько, что на израсходованные суммы можно было устроить две церкви гораздо лучше, чем Покровская. Но старообрядцы не могли расстаться со своей святыней. Монахи, приехавшие вместе с храмом из Ветки, попросили Климовских слобожан определить для церкви тихое уединённое место. И такое спокойное место было найдено. 25 апреля 1765 года было освящено место для церкви в 100 квадратных саженей. Освящённый 12 декабря 1765 года, поставленный в глухом лесу, этот храм находился в двух верстах от Митьковски и в четырёх от Климовой слободы.
Возведённая Покровская церковь имела громкое имя и в образовавшийся впоследствии монастырь со всей Российской империи стекались и мужчины, и женщины, как в древний Иерусалим. Сюда бежало множество старообрядцев из той же Ветки. Устроителем Климовского Покровского монастыря был Михаил Калмык (Матфей Васильев), родом из Астраханской губернии — умный, огромной силы воли человек, сумевший подчинить себе старообрядцев и заслужить их глубочайшее уважение. При Михаиле Калмыке Климовский Покровский монастырь сделался «столицей староверства», влияние которого распространилось на старообрядцев Дона, Поволжья, Москвы, Сибири, Серерного поморья и многих других мест России. Находясь в окружении раскольничьих слобод, монастырь вскоре завоевал популярность и стал именоваться «всей России Лаврою».
Официально Покровский монастырь получил свой статус 22 апреля 1768 года. Губернская канцелярия выдала соответствующий ордер. При Михаиле Калмыке обитель оградили деревянной дощатой оградой, а на сквозном проходе через монастырь устроены двое ворот, с берега от реки была сделана калитка для доставки воды. Посередине монастыря была поставлена новая деревянная часовня. Эту часовню в 1787 году иеромонах Михаил Калмык освятил во имя Казанской иконы Божией Матери. До ХIХ века монастырские строения были деревянными. В центре стоял Покровский храм, достигавший высоты 60 метров, с пристроенной к нему тёплой Никольской церковью, обитой изнутри полотном. Над зданием возвышалась колокольня с девятью колоколами. С начала ХIХ века в монастыре развернулось каменное строительство. Возведён строгий и одновременно парадный Покровский собор. Безусловно, он занимал главенствующее положение в комплексе. В просторном и светлом интерьере и по сей день сохранились клеевые росписи начала ХIХ века.
К концу ХVIII века Покровская обитель владела 600 десятинами земли. История сохранила факт пребывания в 1772 году в Климовском Покровском монастыре в течение 15 недель Емельяна Пугачёва, более чем за год до Крестьянского восстания. Сначала он жил в Климовой слободе, а потом перебрался в монастырь, близко сошёлся со старообрядцами. После пребывания в обители ушёл в Ветку, недалеко от Гомеля. Эта территория входила тогда в состав Польши. И вот здесь у Пугачёва появилась возможность вновь вернуться в Россию. Для этого нужно было явиться на пограничный форпост и объявить себя раскольником, выходцем из Польши, чтобы получить паспорт и поселиться в указанном месте. Жил ли Емельян Пугачёв в Покровском монастыре, точных сведений у историков, к сожалению, нет.
3 января 1848 года Покровский старообрядческий монастырь, чтимый не только окрестными жителями, но и старообрядцами из отдалённых губерний, был обращён в единоверческий и ещё долгое время сохранял своё влияние. По высочайшей воле он был возведён в число штатных обителей 1-го класса, чему немало поспособствовал протоиерей Тимофей Александрович Верховский, неоднократно посещая местность Стародубье и храмы Климовского посада. Историки писали: «Покровский, основанный на Митковских грунтах, в нем было 103 монаха и служек…». В 1897 году на территории монастыря обитало 200 человек. В хозяйстве были сушилка для яблок, хлебохранилище, трапезная, кухня и погреба. На средства петербургского купца А. Вилова в 1853-54 гг. возведена кирпичная стена с башнями и воротами.
После революции 1917 года у монастыря сразу же были отобраны все его владения. С приходом советской власти монастырские здания, в том числе и оба храма обители перешли в собственность государства, тотчас изъявшего из них основные церковные ценности под фальшиво-патриотическими лозунгами помощи голодающим и укрепления экономики страны. По сохранившимся сведениям, государству отошли 24 пуда серебра, 4 пуда золота, в том числе золотая чаша весом в 8 фунтов. С 1919 года на территории обители расположилась детская колония (с 1947 — детдом). Какое-то время оба монастырских храма продолжали действовать, но спустя некоторое время монахи были выгнаны со своего насиженного места, а храмы были закрыты. Покровский собор использовался под машинно-тракторную станцию, а в Никольском располагался клуб Климовской школы-интерната, с 1959 года, располагавшегося в зданиях закрытого Покровского монастыря. Рядом возник посёлок Интернат для обслуживающего интернат персонала.
В 1979 году здание Никольской церкви (1892 года постройки) принято под охрану государства в качестве памятника истории и культуры местного значения. В 1990-х гг. оба храма и несколько обезображенных до неузнаваемости корпусов переданы РПЦ. Монастырь возобновлён как подворье Богородицкой Площанской мужской пустыни. В храме святителя Николая Чудотворца ведутся церковные службы. Правда, это происходит только по выходным дням и праздникам. Игумен монастыря отец Константин уже известен многим климовчанам и на его службы приходит и приезжает большое количество прихожан. Игумену в обители помогают 7 послушников. Климовскому Покровскому монастырю уже более 250 лет, в начале ХХI века получившему второе рождение.
Из книг: «Православные святыни Брянщины». — Брянск, 2014 и Полетаева Т. М. «Климовский Покровский монастырь: история и возрождение». — Климово, 2009.

В 2000-х г.г. на территории бывшего монастыря началось восстановление разрушенных строений. В храме Святителя Николая Чудотворца стали проводить церковные службы. В 2006 г. часть раннее принадлежащих Покровскому монастырю зданий была передана Русской Православной Церкви. Образовалась монашеская община, монастырь был возрождён как подворье Казанской Площанской Богородицкой пустыни. Проводились ремонтно-восстановительные работы, территория облагораживалась. С 16 по 18 октября 2013 г. здесь побывала специальная комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству для рассмотрения вопроса об открытии мужского монастыря в селе Покровское Климовского района Брянской области. 9 августа 2017 г. вновь прибыла комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству и дала согласие на открытие монастыря. 8 октября на заседании Священного Синода было принято решение об открытии Климовского Покровского мужского монастыря и назначении на должность игумена монастыря иеромонаха Фотия (Жеребцова). Братия монастыря в настоящее время включает одного иеромонаха и четырех послушников. В отремонтированной Никольской церкви ежедневно совершаются богослужения. Интенсивно ведется ремонт Покровского собора.

О Монастыре

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?