Покровский собор Звериного монастыря в Великом Новгороде

Главная монастырская церковь — Покрова Богородицы, известна с XII века. Изначально храм был деревянным, а в 1335 году архиепископом Василием на его месте был заложен каменный. Церковь продолжили строить в 1399 году при архиепископе Иоанне II.

Монастырь был построен на земле, рядом с которой произрастал Зверинец — заповедный лес, в котором охотились новгородские князья. Зверинец впервые упоминается в Новгородской летописи под 6577 (1069) годом в связи с победой новгородцев над полоцким князем Всеславом.

Собор расположен в северной части монастыря — в нескольких метрах южнее церкви Симеона Богоприимца, с восточной стороны вплотную примыкает церковь Покрова.

Каменная церковь Покрова построена в 1399 году, а затем, на старом основании, возведена заново в конце XIV века. Храм, пострадавший в период шведской оккупации (1611-1617 гг.) вскоре был возобновлен, а в 1682 году вновь перестроен. В это время к церкви с западной стороны пристроен теплый придел Благовещения. В 1804 году вместо этого придела построена новая паперть, и в ней освящены два престола — Благовещения и архиепископа Ионы.

В конце XIX века монастырские власти задумали увеличить вместимость Покровской церкви путем надстройки паперти. Однако, при подготовке к строительству выяснилось, что стены паперти и её фундаменты недостаточно надежны. После этого, решено было построить на месте паперти Покровской церкви новый большой храм. Строительство велось с июля 1899 по сентябрь 1901 гг. Заказчик храма — игуменья Зверина монастыря Антонина. Вновь построенный собор был освящен новгородским архиепископом Гурием во имя Покрова Пресвятой Богородицы; сюда же перенесли все иконы и утварь из старой Покровской церкви, а последняя переименована в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.

Собор был пятиглавым: центральный массивный световой барабан прорезан по основным осям четырьмя окнами, по промежуточным — четырьмя нишами; угловые барабаны глухие, декорированы рядом декоративных кокошников, а также широким аркатурно-колончатым фризом и волнистым пояском. Угловые барабаны были установлены на металлических балках и являлись ложной декорацией. Фасады завершались богатым карнизом, поверх которого были возведены ложные закомары с килевидным завершением. Покрытие четверика восьмискатное. На фасадах имелось 15 окон. Сплошной высокий иконостас, включающий в себя и два придельных иконостаса, отделял алтарную часть от основного объема. Памятник представляет собой характерный образец собора конца XIX — начала XX вв., решенного в духе эклектики.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?