Кроме Покровского собора также был построен каменный храм с трапезной в честь Богоявления Господня, и в 1526 году над монастырскими вратами построен храм святителя Николая Чудотворца. Оба этих храма считались уникальными памятниками допетровского зодчества. В 1828-31 годах над надвратной Никольской церковью была построена 30-метровая колокольня.
http://uglich.blagochin.ru/2016/02/26/prepodobnogo-paisiya-zatoplennyj-pokrovskij-monastyr/
Надвратный храм во имя Николая Чудотворца был выстроен в 1526 году. Во второй половине XVII века по обеим его сторонам появились башни. Считается, что на благоустройство обители повлиял митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич, сподвижник патриарха Никона и неутомимый строитель, на счету которого — возведения Ростовского кремля, реконструкция Ростовского Борисоглебского монастыря, Успенского собора и Толгского монастыря в Ярославле, Воскресенского монастыря в Угличе, Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге и т. д. Так, надвратный храм во имя Николая Чудотворца в Покровском Паисьевом монастыре был очень похож на надвратную Никольскую же церковь в ростовском Авраамиевом монастыре, те же башни прочитывались в оформлении Святых ворот в Ростовском кремле. Может быть, что над их созданием работали одни и те же мастера.
В 1828–1831 годах надвратная церковь была упразднена, над ее объемом возвысилась колокольня в духе классицизма.
https://indicator.ru/humanitarian-science/rossiiskie-drevnosti-ischeznuvshii-pokrovskii-paisev-uglichskii-monastyr.htm
Трагической участью Покровского Паисьева монастыря стали не только утрата, но и забвение. Замечательный ансамбль, включавший архитектурные памятники XV-XIX веков, разрушенный и затопленный при строительстве Угличского гидроузла в конце 1930-х годов, остался малоизученным. В последующее время он лишь в редких случаях привлекал внимание исследователей. Конечно, в последние годы создано немало научных работ, но в истории Покровского монастыря остаются «белые пятна», тиражируются и бесконечно повторяются нарочито ошибочные сведения.
К числу таковых относится история Никольской надвратной церкви – одной из трёх важнейших составляющих архитектурного ансамбля монастыря. В 1870 году архимандрит Антоний писал, что «в записях монастырских» в 1596 году наряду с прочими зданиями значится каменный «храм Николы Чудотворца под колоколы». Не вызывает сомнений, что эти сведения происходят из Писцовых книг 1629-1631 годов. На их основе многие исследователи без доли сомнения делают вывод, что надвратный храм впервые упоминается в 1596 году и, следовательно, был построен в XVI веке. Но внимательное рассмотрение позволяет понять, что здесь таится сразу несколько ошибок.
Во-первых, ссылка на «выпись с книг письма и меры князя Дмитрия Бельскаго с товарищы» и на приправочные книги 104 и 105 (1596 и 1597) годов касается вотчины – земельных владений монастыря. Его здания в действительности описаны по состоянию на 1629-1631 годы. Во-вторых, есть куда более несомый факт, заставляющий признать, что речь идёт о совершенно другом здании, чем принято считать.
Прежним исследователям не была известна Типографская летопись, а, между тем, в ней содержатся ценные сведения по истории обители. К числу таковых необходимо отнести запись: «Лета 7034-го в обители пречистыя Богородица и честнаго ея Покрова в приделе Богом спасеннаго града Углеча съвршена бысть и священна церкви святаго чюдотворца Николы под Колоколы».
В цитированном тексте сообщается, что в 1526 году было завершено строительство и проведено освящение каменного храма Святителя Николая Чудотворца, совмещённого с колокольней. Церкви «иже под колоколы» – в древнерусском зодчестве своеобразный тип храмовых зданий, широко распространённый в конце XV – XVI веках, встречавшийся и в последующее время. Очевидно, первой была церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле, построенная в 1329 году, – предшественница колокольни Ивана Великого. В 1476-1477 годах построена церковь Сошествия Святого Духа на апостолов Троице-Сергиева монастыря. Если последняя относится к типу крестово-купольных храмов, то большинство столпообразные – восьмигранной или иной формы. Обычно в нижней части небольшое помещение храма. Над церковью расположен ярус звона с открытыми арками. Завершением обычно служили кокошники и барабан с главой. Можно вспомнить храмы-колокольни Иосифо-Волоцкого (1495), суздальских Покровского (1515) и Спасо-Евфимиева (1530), вологодского Спасо-Каменного (1543-1549) монастырей и другие памятники. Наиболее известная и значительная, конечно, колокольня Ивана Великого (1505-1509).
Удивительно, но как-то забывается и не обращается внимание, что подобное здание существовало и в Угличском Покровском монастыре. Помимо сведений в документах красноречивое напоминание о нём давно присутствует у всех на виду. Таковым свидетельством является икона «Преподобный Паисий на фоне Покровского монастыря», находящаяся в экспозиции Угличского музея, выполненная примерно в XVIII веке. Наряду с фигурой преподобного важная составляющая композиции – изображение панорамы монастыря. Представлены все основные здания: высокая ограда, пятиглавый надвратный храм, фланкированный двумя башнями, Покровский собор и Богоявленская церковь. Между ними возвышается шатровая колокольня, являющаяся высотной доминантой ансамбля.
Изображение на иконе, хотя и значительно стилизовано с искажением пропорций и деталей, но выполнено чёткими графическими линиями, напоминающими чертёж. Поэтому наряду с условностью необходимо признать значительную долю достоверности. У колокольни расширенный нижний ярус, прорезанный высокими арками. Несколько зауженный второй ярус имеет два ряда проёмов и, возможно, открытый круговой обход. Завершением служат кокошники, восьмерик с узкими арочными проёмами и шатёр с главкой. Облик колокольни своей усложнённой многочастной композицией существенно отличается от типичной «ярославской свечи» и скорее напоминает известный памятник XVI века – Распятскую церковь-колокольню Александровой слободы.
Отмеченное здание было возведено в 1510-х годах как церковь Алексия Митрополита, затем значительно перестроено в 1560-1570-х годах. Едва ли есть основания проводить прямые аналогии, но присутствует некоторая доля сходства. Угличский памятник, несомненно, подвергался перестройкам – в XVII веке могла быть надстроена верхняя часть с шатровым завершением.
Можно подвести итог – выясняется, что в Покровском монастыре в XVI-XVII веках существовала древняя Никольская церковь с колокольней в верхнем ярусе. Она располагалась между алтарями приделов Покровского собора и Богоявленской церкви. В нашем распоряжении недостаточно сведений для сколько-нибудь достоверной реконструкции как первоначального, так и позднего облика, но можно предположить, что это был столпообразный восьмигранный в плане храм.
В более позднее время – в конце XVII века – возводится надвратная церковь, куда переносится престол из храма-колокольни. Лишь с этого времени можно говорить о Никольской церкви над вратами монастыря, а прежний храм продолжал существовать в виде колокольни.
В описных книгах Покровского монастыря 1702 года сообщается: «Построены святые ворота к Волге реке каменные с калиткою; на святых воротах построена церковь Николая Чудотворца, каменная ж с папертьми о 5 главах, главы обиты черепицею». Там же значится и «колокольница каменная» с набором колоколов и железными часами с четвертным боем.
Возведённая в конце XVII века Никольская надвратная церковь была фланкирована двумя башнями. Это был характерный приём, введённый в местную архитектуру митрополитом Ионой Сысоевичем. Подобная композиция получила блестящее воплощение в ансамблях ростовского митрополичьего двора и Борисоглебского монастыря «на Устье», а также была применена в Авраамиевом, Толгском монастырях и угличском Покровском. Важно отметить, что Святые ворота ростовского Авраамиева монастыря являются близким аналогом. Даже церковь имеет такое же посвящение.
Надвратная пятиглавая Никольская церковь, фланкированная башнями, и древняя шатровая колокольня определяли облик монастыря на протяжении XVIII – первой трети XIX веков. Далее древние памятники были утрачены. Обветшавшая Никольская церковь разобрана в 1828 году. В период 1829-1832 годов построен новый надвратный храм в стиле классицизма, завершённый одноярусной колокольней с колоннами и шпилем. При этом были сохранены старинные башни. Аналогичная перестройка по проекту губернского архитектора П.Я. Панькова в тоже время проведена и в ростовском Авраамиевом монастыре. Правда, там старинная Никольская церковь уцелела, а колокольня надстроена над её сводами. Было ещё одно отличие – в угличской обители Никольский храм так и остался неосвящённым. В нём хранились детали иконостаса, но внутреннее убранство так и не было выполнено.
В 1829 году была разобрана прежняя колокольня – утрачен древний храм 1526 года. Какой можно сделать вывод? Никольская надвратная церковь вовсе не являлась постройкой XVI века – была возведена в конце XVII столетия. Вместе с тем в Покровском монастыре существовал столпообразный храм «иже под колоколы», являвшийся самостоятельным и малоизвестным произведением древнерусского зодчества.
https://uglmus.ru/about/publics/bogoyavlenskii_trapeznii_hram/